Как стало известно, в течение последних месяцев идет активная работа по созданию цикла мультипликационных фильмов по истории Армении. В проекте, рассчитанном на школьную аудиторию, будут рассказаны эпизоды из истории страны — доступным и интересным детям языком.
Часть созданного материала уже прошла «проверку» среди ребят в разных школах страны. А посмотревшие его взрослые признались, что не были в курсе 90% информации, рассказанной в одном из мультиков.
Над сценариями к циклу работает сценарист, публицист и тренер по авторскому слову Эдуард Аянян. Мы поговорили с ним о качестве производимого в Армении анимационного контента и выборе тем для нового мультипликационного сериала. Из нашей беседы вы узнаете также, как славянский богатырь Святогор к Арарату ходил, как в угоду политике замалчивается история, и почему свет нужно искать даже в самой трагической теме.
Вы сейчас создаете сценарии к циклу мультфильмов по истории Армении, который готовится на Анимационной студии Саакянц. Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны — что это за проект и на какую аудиторию он рассчитан?
— Во-первых, хочу сказать, что инициатором проекта является мой старший товарищ Ара Петросян. Кроме того, что он занимается предпринимательской деятельностью, он еще и настоящий патриот своей страны, человек болеющий за нее душой. Сделать такой цикл — его идея. Делаем мы проект с Анимационной студией Саакянц — это наши друзья, и тоже люди, искренне преданные своей стране. У нас уже готовы первые серии, идет процесс создания остальных. Параллельно приглашаем партнеров, заинтересованных в реализации и продолжении проекта. Когда все организационные вопросы будут решены, мы официально объявим о дате релиза.
Зачем мы делаем этот анимационный цикл? Большинство текущих проблем нашего общества «растут» из проблем с самосознанием людей, их воспитанием, образованием, культурным базисом. За последние десятилетия в этих вопросах многое было упущено, негативные процессы продолжаются и сегодня. Мы поняли, что нам надо начинать работать в этом направлении. Взрослые люди — они уже состоявшиеся, со своими «тараканами» в голове, их теперь вряд ли можно изменить. Будущее — это не они, а наши дети. Именно с ними надо находить общий язык вне школьной программы, предлагать медиаконтент — современный, яркий, информативный, который составит конкуренцию тому, что предлагают западные производители.
Какому историческому периоду посвящены эти мультфильмы? Вы начинаете с древних времен?
— Мы не собираемся следовать какой-то хронологии или заменять этим учебник истории, ни в коем случае. Но мы понимаем, что есть темы, которые очень важны для познания самих себя, для самоидентификации. Некоторые вполне заслуженно должны быть предметом гордости и радости для детей. Кое-что мы взяли из очень древних времен, потому что там есть потрясающие свидетельства нашей материальной культуры. Что-то будет из средневековья, что-то из античной эпохи.
Сначала цикл выйдет на армянском?
— Да. Первичная аудитория — это наши школьники, дети, которые живут и учатся в Армении, а также их родители. Но мы хотим, чтобы наши соотечественники за рубежом, плохо или вообще не владеющие армянским, тоже получили доступ к этим мультфильмам. Поэтому возможно, что следующим шагом станет их адаптация на разных языках.
Чем вы можете детей привлечь? На чем делаете акцент?
— Что смотрят дети сегодня? Им Disney, Marvel и другие производители предлагают анимационный контент очень высокого качества: динамичный, яркий, технически прекрасно сделанный. Ребенку что нужно? Чтобы было весело, интересно, круто. Он видит Человека-паука, Спанч-Боба, Ледниковый период, братьев Марио. И сравнивает с тем, что делают здесь, у нас.
И если в сознании ребенка по качеству наше проиграет, оно проиграет и по содержанию. Поэтому мы стремимся придать максимальную красочность, юмор используем. Рассказ об истории — это не обязательно скучно. Мы находим темы, которые действительно интересны. Когда открываешь учебник истории, там в основном перечень фактов. А их дети не любят запоминать. Им нужны живые истории. И мы пытаемся именно таким языком рассказывать о нашем прошлом. Но при этом ничего не примитивизируем. Дети все прекрасно понимают. Мы показали наши пилотные версии школьникам.
Как они отреагировали?
— Прекрасно! Причем мы общались с детьми из разных школ. И из тех, которые в провинции, и из престижных ереванских. Думали, может будет разница в восприятии. Но оно оказалось абсолютно одинаковым.
Дети очень живо и искренне реагировали, им все это очень понравилось. Они нам очень помогли своими комментариями, чтобы скорректировать формат. Мы, взрослые, что-то быстрее схватываем, на что-то меньше обращаем внимание. А у детей другой темп восприятия, они замечают другое. Поэтому общение с ними очень помогло нам.
На школьников каких возрастов рассчитан цикл?
— Мы не ставим жестких рамок. Историю Армении дети в школе проходят с 6-7 класса. Но начиная с детского сада, основные вещи детям уже рассказывают. С 1-2 класса они знают историю о создании армянского алфавита. Но в основном мы все же ориентируемся на возраст 8-13 лет. При этом какие-то серии могут и дети помладше с удовольствием смотреть. Я уже не говорю о том, что и их родители для себя очень многое узнают из этих фильмов.
Когда мы показывали одну из серий нашим партнерам, большинство из них, а это взрослые люди, 90% информации узнали впервые. Есть темы и факты, которые выпадают из курса школьной программы. Не все можно впихнуть в учебник.
Вы сами работаете над фактами или приглашаете историков-консультантов?
— Естественно, у нас есть консультанты. Они предоставляют нам необходимый материал, с которым мы работаем при создании сценария, помогают в проверке фактов и формулировок. Сценарий — да, делаем мы. Но, что касается фактов, хотим, чтобы они были проверенными. Там не должно быть чего-то, что может ввести детей в заблуждение. Наша история настолько богата реальными интересными событиями, что фантазии и выдумки просто не нужны.
Вы упомянули западные студии, сказали о качестве их контента. Я могу Астхик представить в подобном формате, даже Месропа Маштоца. Однако Гарегина Нжде в горах Сюника в образе супергероя комиксов уже не могу. Есть какие-то ограничения в плане фантазии, чтобы потом не оказаться под шквалом критики?
— Меру всегда надо знать, не все можно в шутку превращать. Кстати, мы не обращаемся к новейшей истории, она более доступна в визуальном смысле — есть фото, кинохроника. Но у нас нет фотографий, например, Месропа Маштоца. И любая история, в которой визуализированы персонажи и мир IV, V веков, уже сама по себе интересна. Ты пытаешься хотя бы в маленьких деталях воссоздать то время. Понятно, что эти короткие мультфильмы не претендуют на тот технический уровень исполнения, который мы сейчас обсуждали. Но то, что мы сейчас делаем, только начало.
А впереди у нас очень большой и важный проект, и мы уже начали работать над ним. Это полнометражный анимационный фильм по армянскому национальному эпосу. Мы в парадоксальной ситуации находимся. Наши легенды, наш национальный эпос до сих пор не имеют достойной экранизации. Несколько попыток было, но, к сожалению, удачными их я назвать не могу. О них не говорят, их не смотрят и по большому счету — не знают.
Мы же говорим о том, чтобы создать большой анимационный фильм, который мы можем с гордостью показать всему миру. Фильм, который всколыхнет всех. Армянский национальный эпос называется «Сасунские удальцы» или «Дом великих», «Дом исполинов». В советское время акцент делался только на одну из четырех ветвей этого эпоса — на «Давида Сасунского». Этот герой был более раскручен. Есть прекрасный памятник Давиду работы Кочара, у вокзала. Станция метро его именем называется. А вот остальных героев эпоса в нашей жизни почему-то нет…
Наш эпос — это же потрясающее произведение. Оно действительно об исполинах, о великих духом. И история его уходит в какие-то очень далекие времена. Эпос датируют VIII-X веками, но когда его внимательнее читаешь, поразительным образом обнаруживаешь связь с очень глубинными вещами. И даже с эпосами других народов. Например с русскими былинами.
Там есть какие-то аналогии?
— Есть. Просто надо внимательно читать. Я уверен, что большинство россиян просто не знают историю, к примеру, Святогора — это гигант, у которого Илья Муромец вместе с конем помещался в кармане. И он куда он повез Илью, посадив в свой карман? Просто прочитайте — «И поехали они да не в чисто поле, а поехали они да по святым горам, по святым горам да Араратским». Это в русском эпосе написано. Не в нашем.
Сам Святогор живет в горах, а не на равнинах Руси. Я сейчас ничего не придумываю. Это Святогор. А героя нашего эпоса зовут Санасар. Это то же имя, только по-армянски. Потому что «сар» — это гора. Санасар и Багдасар, два брата, с которых начинается наш эпос, это великаны и исполины духа. Их династия, которая продолжается в четырех поколениях — совершенно фантастический сюжет для анимационного фильма. Я понимаю, что это большой вызов и очень сложная работа, но мы очень хотим ее сделать.
Такой масштабный проект потребует времени, больших финансов. Но мы изначально ставим такую высокую планку. Этот фильм не должен ни по содержанию, ни по качеству, ни по зрелищности уступать анимационным проектам, которые идут на экранах мира. Мы ведь не для внутреннего потребления хотим его сделать. Сегодня много шума наделал сериал «Голубоглазый самурай» — это японская история и культура. Представлена в современной анимации и китайская, и другие. Нет национальных рамок. Главное, чтобы было интересно. А наш эпос действительно очень интересный. И мы хотим дать ему такую жизнь, чтобы наши дети, увидев эти образы, совершенно иначе к этому стали относиться.
Плюс, об эпосе узнают люди в мире. Никто за пределами Армении особо не в курсе, что такое эпос «Сасунские удальцы». А ведь это не только наша культура. Ведь наш эпос официально включен в список нематериального культурного наследия человечества. А ведь есть еще и история Айка — нашего прародителя, и другие легенды и истории, которые просятся на экран. Их тоже надо реализовывать.
Мы поставили перед собой большую цель. Но начинаем с маленьких шагов. Пусть люди увидят, что мы можем успешно обращаться к нашей истории таким языком. Увидят и поверят. Поверят и те, кто может финансово вкладываться в такие проекты. Эти люди есть.
Остается только, чтобы мы поняли, что нам не нужно ждать, пока, к примеру, Marvel придет и скажет: давайте мы что-нибудь снимем, а там будет небольшой кусочек чего-то про вас. Нет. У нас есть свои крутые истории. И мы можем это делать сами. У нас талантливые художники-аниматоры. Мы в силах создавать хорошие сценарии. И у нас огромный запрос на такой контент в нашем обществе.
Как вы считаете, как представлена армянская культура в мире?
— Очень слабо. Это проблема пиара. Но сначала у тебя должны быть четко обозначены цели. Чего и в каком промежутке времени хочешь добиться. Пока же все сумбурно делается. Мы видим, что наша культура, традиции, история просто неизвестны миру. Кроме того, есть недружественная, агрессивная пропагандистская деятельность государств, которые откровенно пытаются присвоить элементы нашей культуры.
Например, армянские ковры ни с чем не спутаешь. Вяжутся они испокон веков двойным узлом. Это их особенность, некий маркер. Но в последнее время я встречаю материалы, в которых подобная техника объявляется исключительно тюркской. Конечно, у разных народов есть свои традиции ковроделия. Но в данном случае мы видим откровенную попытку лишить нас нашего культурного наследия.
Это касается и нашей истории. Мировое сообщество не хочет принять тот факт, что государство Урарту — неотъемлемая часть истории армянского народа. Пытаются разделить эти два понятия. Но мы как жили, так и живем на этой земле. И наша культура с тех времен плавно развивается во времени, не прерываясь, без всяких резких скачков и существенного инородного влияния. Для соседних с нами стран термины Урарту и Армения были тождественны. Но сегодня, говоря об Урарту, историки в мире избегают упоминания Армении. Потому что такова международная конъюнктура и политика в отношении некоторых исторических тем.
Есть табу и на использование некоторых терминов. Географический термин Армянское нагорье фактически запрещают использовать в исторических работах. Вместо него настоятельно рекомендуют использовать слово Анатолия. Это политический вопрос. Признание этого региона исторической родиной армянского народа тянет за собой цепочку других вещей, которые надо признавать, а это приведет к неприятным последствиям для некоторых государств.
В первую очередь, это касается Турции и Азербайджана, которые занимают значительную часть территорий исторической Армении и при этом ликвидировали на этих землях коренной народ страны и планомерно уничтожают его культурное наследие. Именно поэтому они будут всеми способами бороться против признания древнего возраста нашего государства и народа, признания этой территории нашей родиной.
При таком признании возникнет много неудобных вопросов, ответов на которые у мирового научного сообщества сегодня нет. А если они будут пытаться честно на эти вопросы отвечать, им придется ломать уже выстроенные теории, отказываться от общепринятых трактовок. У признанных историков возникнут проблемы. Большинство же просто хотят продолжать жить по накатанной дорожке, писать работы на проверенные и одобренные темы, получать гранты, научные степени. От этого никто не готов отказываться в угоду истине.
Это не какой-то заговор именно против нас и именно в истории. И в физике так, и во всех других науках — со временем происходит окостенение. Пока кто-то, по стечению обстоятельств и благодаря своему неимоверному упорству, не сломает этот лед. Если мы оглянемся назад, то увидим, как все менялось, как ломалось устоявшееся, общепринятое, когда открывали новое. Увидим, как вдруг узнали о существовании государства шумеров. И об Урарту не знали очень долго. И что же? Если до XIX века о нем не знали, то и государства не было? Было. Как было и многое другое, о чем сегодня пока молчат.
Получается, что серия мультфильмов и создание большого анимационного фильма вами воспринимается как контрпропаганда?
— Конечно. Люди за пределами Армении нашей истории вообще не знают. Информации об этом просто нет. А самое ужасное, что ее часто нет у нас самих и у наших детей. Мы живем в мире, который сейчас стал очень тесным, информационно связанным. И когда 90-95% информации, которая тебя окружает, игнорирует некую реальность, то постепенно и незаметно для нас какие-то вещи уходят на второй план. Поэтому тут нужна работа. И она должна вестись всегда. Это не что-то разовое. Этом должно государство заниматься. Но если мы видим на этом поприще провалы и пробелы, и понимаем, что сами можем что-то сделать, то значит — надо делать.
Почему на одни и те же темы периодически снимают новое кино, новые мультфильмы? Потому что тот, кого вообще не было на свете 10-15 лет назад, сегодня уже есть, и он сознательный человек. И ему нужен контент. А со времени выхода прошлого фильма жизнь изменилась. Значит, нужно обновлять подход, чтобы говорить с людьми на языке их времени.
Поговорим о событиях недавнего прошлого. В 1996 году вышла картина «Наш двор», для которой вы писали сценарий в команде других авторов. Аутентичный фильм о дворике, о людях, которые там живут, и их проблемах. Только закончились самые «темные времена», годы войны и блокады — первая половина 90-х. Как вообще можно было снимать этот фильм, вопреки тому, что было?
— Это было время, когда только завершилась первая арцахская война. Мы отстояли Арцах, жизнь постепенно начала входить в нормальное русло, электричество в домах появилось. И выяснилось, что народ изголодался по чему-то доброму. Эти несколько блокадных лет были большим стрессом для людей. Информационно люди тоже находились в каком-то вакууме. Когда ты постоянно видишь вокруг проявления плохого, это очень угнетает. При этом ты даже телевизор не можешь включить, чтобы что-то увидеть. А когда изредка включаешь — там другая реальность, как на другой планете. На российских каналах развеселые «Старые песни о главном» показывают, а у тебя тут хлеб по карточкам и темнота. Вот этот разрыв, будто где-то есть жизнь, а здесь нет, привел к тому, что запрос на нормальный, добрый контент был в Армении очень высок.
В 1996 году не только фильм «Наш двор» появился, появились знаковые проекты и на театральной сцене. Люди просто бросились это смотреть. Мы сами тогда не ожидали, что будет такой эффект. Ведь “Наш двор” снимали как простой телевизионный фильм, который планировали в новогоднюю ночь показать. Параллельно с «Голубым огоньком». Это была добрая история, в которой не было никакого негатива, злобы. Мы шутили, что-то высмеивали, но все исключительно по-доброму. Люди во все времена испытывают потребность в светлом, смешном, хорошем. Им нравится чувствовать себя частью нормальной жизни.
А вам как сценаристу легче писать светлые истории или, наоборот, драматические, трагические?
— Я разные истории писал. Но у меня есть такое убеждение, что если люди занимаются каким-либо видом творчества, его конечной целью не может быть угнетение или подавление человеческой психики. Если творчество не будит в тебе что-то хорошее, зачем вообще им заниматься? Даже если ты обращаешься к непростой, трагической теме, найди там свет.
То есть, красота спасет мир?
— Красота человеческой души — ключ к пониманию нас как вида, к пониманию того, почему люди вообще есть. Без этой души нет надобности в человеке на Земле. А хорошее творчество, настоящее созидание — это то, в результате чего посветлеют души у людей, они о чем-то задумаются, поплачут, посмеются. И завтра что-то сделают иначе, со знаком плюс.
Вы занимаетесь речью. Разработали учебные курсы по авторскому слову. Что такое авторское слово, специалистом в котором вы являетесь?
— Скажем так, есть безликая речь. Мы ее часто слышим, например, в выпусках новостей. А есть ваша авторская, индивидуальная речь. Ваше уникальное слово. Мы всегда подсознательно ищем именно такую, уникальную речь. Почему? Мы хотим эмоций. Ведь у нас та самая красивая душа внутри спрятана. Но если нам не удается сформировать эту уникальность мысли, наша речь не работает. Например, мы говорим, что хотим вот это. Но в итоге нам это не дают. Речь оказалась неэффективной. Почему? Да потому что наше слово не дошло до сердца и ума человека, с которым мы общались. Именно до сердца и ума. Оба пути важны.
Просто ходить с пробкой из-под шампанского во рту не получится.
— Да, дело ведь не в дикции и хорошем произношении. Дело в том, как ваша мысль сформулирована. Если говорить — то не заученными или затасканными фразами. Как собеседник или оратор вы должны быть интересными и информативными. Оба фактора надо обеспечивать. А как? Вот это уже индивидуальный момент. Надо находить свой путь, используя какие-то приемы, упражнения, полезные советы и даже собственную интуицию.
Вы работали с армянскими политиками над их ораторскими способностями?
— Нет, не довелось. Честно говоря, пусть на меня никто не обижается, но за исключением одного-двух человек, я не помню среди наших политиков людей, с кем хотелось бы на эту тему поработать. Проблема в том, что большинство из них сами не очень критично относятся к себе и своей речи. А ведь уметь без подготовки красиво, интересно и убедительно излагать свои мысли — это то, чему всем нам стоит учиться, причем всю жизнь. Но для этого нужна самокритичность. А политики обычно живут в каком-то своем мире, в котором они все знают и умеют лучше всех.
В завершении беседы блиц-опрос. Мечтаю писать о…
— Эпос — то, что я мечтаю превратить в сценарий. Плюс писать о том, что происходило в моей жизни. Особенно в детстве. И чтобы было много времени, а я сидел и писал.
Для вас Армения — это…?
— Для меня Армения — это все, что я люблю.
Бывает ли правда без приукрашиваний?
— Конечно, бывает. Голая правда. Другое дело, всегда ли она оправдана. Некоторых вещей иногда лучше не знать.