23 сентября в Ереван приезжает Snoop Dogg. В различных СМИ разлетелась информация о том, что на выступление из бюджета будет выделено 6 миллионов долларов. Это событие вызвало острую дискуссию в обществе на фоне очевидных проблем сегодняшнего дня.
Мы поговорили с представителями армянской хип-хоп-сцены — рэпером и общественным деятелем Давидом NAY 374 Агаджаняном, основателем Ассоциации битбокса Багратом Beatman Тертеряном и основателем Ассоциации брейк-данса Гариком Алексаняном — об их отношении к концерту Snoop Dogg, поддержке хип-хоп- культуры Армении и о том, на что можно потратить 6 миллионов долларов.
Пока мы готовили это интервью, вышло обращение Snoop Dogg с поддержкой Армении и Арцаха, также стало известно, что на разогреве выступит карабахский артист Lyoka. Судя по комментариям в Facebook, это не разрядило атмосферу, а лишь подогрело ситуацию.
Давайте познакомимся. С Давидом у нас уже было большое интервью. Баграт, расскажи немного о себе.
Баграт: Музыкант с 6 лет — окончил школу имени Островского по классу фортепиано в Москве, там же и начинал свои первые музыкальные шаги. По высшему образованию дипломат — специалист в области международных отношений. Но музыка победила все остальное, поэтому я остался в ней. На данный момент в армянском шоу-бизнесе — работаю с локальными известными артистами, занимаюсь своей сольной карьерой, плюс являюсь основателем ассоциации битбоксеров Армении.
Можешь рассказать подробнее про ассоциацию — как у тебя возникла идея ее основать и сколько сейчас людей она объединяет?
Баграт: Все началось в 2006-м году, когда я оказался на выставке «Музыка Москва». Cтенд микрофонов Shure там представлял Вахтанг (прим. ред. — Вахтанг Каландадзе, восьмикратный чемпион России по битбоксу) со своей группой Microphone Check. Я сначала не понял, что происходит, потому что там не было никакой диджейской аппаратуры — стояли два человека с микрофонами. Я думал, они пели, но оказалось, что это был битбокс.
Меня зацепило с первого звука, и я начал этим заниматься. В 2010-м году переехал в Армению на постоянное место жительства. И так совпало, что познакомился с ребятами, которые тоже увлекались битбоксом — их было 3-4 человека.
Откуда эти ребята узнали про битбокс? Получается они стали первыми, кто стал заниматься этим в Армении?
Баграт: Тогда было много вирусных видео — они очень хорошо распространялись в YouTube. И битбокс в некоторых кругах стал очень популярным.
Через друзей меня познакомили с ребятами, которые занимались битбоксом здесь, но на любительском уровне. И так получилось, что в рамках одного мероприятия нас позвали выступать. Мы основали трио, плюс совпало, что проходил кастинг на первый армянский X-Factor — подали заявку, прошли прослушивание, дошли до третьего места. Потом мы разошлись — я остался в музыке, и в конце 2011-го года решил основать ассоциацию и посмотреть, сколько у нас стало единомышленников. На момент старта там был один участник — я. Но сейчас она насчитывает около 50 человек.
Вы считаете себя частью хип-хоп движа?
Баграт: Обязательно, потому что битбокс это один из элементов хип-хоп-культуры.
Какие тенденции есть в последнее время? Молодые люди больше интересуются хип-хопом и битбоксом в частности, или все идет на спад?
Баграт: В основном это наша работа — люди, которые живут в этой культуре, должны брать на себя ответственность, популяризировать ее своими силами. Как мы бы ни старались это делать, но акселератором должны послужить и некоторые второстепенные факторы, потому что своими ресурсами мы очень ограничены.
В 2010-2011 годах мы имели эфирное время — распространяли битбокс. Спустя 10 лет вовлеченных молодых людей стало на 500% больше — я думаю, это хороший показатель.
X-Factor тогда сыграл большую роль в популяризации битбокса в Армении?
Баграт: Конечно, большинство людей, которые тогда начали заниматься битбоксом, стали это делать именно благодаря тому, что у нас было эфирное время. И скажу еще одну интересную вещь — именно телевизионная передача помогла дать битбоксу широкий охват среди масс, потому что смартфоны в то время были далеко не у всех.
Перейдем к главной теме интервью. Почему привоз Snoop Dogg вызвал такой широкий общественный резонанс?
Давид: Snoop Dogg один из любимых рэперов моего детства, весь их лейбл Death Row, вся тусовка Thа Dogg Pound и так далее. Я даже исполняю некоторые его треки вживую. Естественно, его привоз должен был стать очень большим событием для армянского хип-хопа, особенно если это организует правительство.
Но сейчас в Армении в любое утро может начаться война — есть блокада Арцаха, 120 тысяч человек голодают. Какие-то непонятные вещи происходят в политике, и, в принципе, армянское общество сегодня находится в достаточно депрессивном состоянии. И вот эта вся тема с привозом Снупа за государственные деньги, которые не имеют ничего общего с реальным гонораром.
Если это проводится для туристов, можно было сделать что-то поумнее, мое мнение. Если для хип-хопа, то за все эти годы, насколько я знаю, правительство не потратило ни одной копейки на развитие рэп-движения в Армении. Каждый, кто был в теме хип-хопа, вкладывал исключительно свои средства.
Все, что я сейчас произношу вслух, об этом в нашем комьюнити говорим между собой каждый день. Я спросил у своих коллег по цеху: «Вы готовы, если я это озвучу от нашего имени» — и они согласились. И вот я говорю, что столько лет ничего не делалось для хип-хопа.
За это лето я общался с несколькими людьми из мэрии и предлагал им организовать трехдневный фестиваль — поставить сцену на Северном проспекте, пригласить диджеев, граффити-артистов, брейкдансеров, рэперов и битбоксеров. На третий день сделать open mic, чтобы все желающие смогли поучаствовать. И все это можно было провести за 20-30 тысяч долларов. Нам сказали нет, это нереально, нет никаких денег — если вы можете, делайте, дадим разрешение. Остальное все на нас — техника, сцена, артисты. Поэтому мероприятие не состоялось. Это первое.
Второе. Я могу сказать, что у меня есть друзья из разных политических сил — общественно известные люди, духовные деятели, которые просто не понимают, как можно в этой ситуации заниматься организацией такого мероприятия. Очень многим не понравилось то, что в райдере написано, что он на сцене должен раскуривать марихуану, которая, согласно нашей Конституции, запрещена. Мне нравится, когда я смотрю, как в Лос-Анджелесе раскуривают косяк в low rider тачке Dr Dre, Snoop Dogg — и хотя я сам не употребляю, в клипе выглядит красиво. Но если основной закон государства запрещает, то как это может быть? Без разницы, Снуп, Мадонна или кто-то еще.
Что меня еще напрягло? То, что многие мои друзья, которые являются лидерами общественного мнения, начали наезжать на Снупа. Я не хочу повторять их слова, потому что это может подлить масла в огонь, но были оскорбления в сторону артиста, что на фига вы его приглашаете и еще много несозвучных уровню этих людей слов. Дело в том, что они просто не понимают хип-хоп, не знают. И поэтому получается такой резонанс.
Рэперы недовольны, потому что на них никто не обращал внимания, а потом правительство привозит артиста за 6 миллионов долларов. Политики, общественные деятели просто не понимают кто такой Snoop Dogg и зачем его приглашать. Можно было соблюсти баланс, сделать поумнее и все было бы хорошо, все были бы довольны. Возможно.
Баграт: В принципе, все негативные аспекты Давид уже озвучил. Я вообще по жизни стараюсь извлекать что-то положительное даже из негативного. Если мы проведем локальный анализ происходящего, согласен полностью, что неуместно проводить концерт за такой бюджет.
С позитивной точки зрения, это очередное внимание в сторону страны. Потому что у нас сейчас такая ситуация, что нам очень важно держать око мировой общественности на Армении и Арцахе. Но из положительных моментов я могу выделить только это.
А вы не думали коллективно написать письмо менеджменту Snoop Dogg или запустить какую-то открытую кампанию в Facebook, направленную на поддержку армянского хип-хопа?
Давид: Мы не хотим тревожить Snoop Dogg — скажу от себя. Я бы хотел обратить внимание нашего правительства на наше комьюнити. По отдельности мы все обращались по разным вопросам в мэрию и министерство, но никогда не выступали как единый организм. И сейчас нам важно донести, что у нас есть свое отечественное — оно очень оригинальное, самобытное и развивалось почти 30 лет само по себе. Не хотим выносить сор из избы — хотим разобраться внутри, чтобы мы друг друга поняли.
Баграт, действительно правительство вас никогда не поддерживало или вы просто не выстраивали диалог?
Баграт: Смотрите, грех говорить неправду. Один раз мы обращались.
Мы прошли отбор на Чемпионат мира по битбоксу, который состоялся в 2017-м в Германии. Частично поехали за счет каких-то организаций, половина суммы была из моих личных сбережений — финансовой поддержки от государства не было. Но нужно было срочно получить визу. И в этом нас выручила Лусине — заведующая отделом связи с Европой. Через дипломатическую почту она помогла попасть в посольство и получить визу буквально через несколько дней. Не могу сказать, что это мало — нам тогда было необходимо попасть на чемпионат, так что за это огромное спасибо.
Забыл сказать, что в этом году состоялось 20-летие Beatbox Battle в Берлине. Куда бы я ни обратился, нам вообще все отказали. Было очень важно попасть туда, потому что у нас было уже пять участников в трех разных категориях — на первом чемпионате было всего двое. И, исходя из национальных интересов, мы, как минимум, три раза бы поднялись на сцену с армянским флагом, и нас бы увидело очень много людей.
Вы допускаете, что ближе к выступлению на улицу выйдет толпа за отмену выступления Snoop Dogg?
Давид: Мой прогноз, что будет обязательно. То есть это будут люди не из хип-хопа. Это будут люди, которые даже не врубаются.
И это может повлиять на концерт? Или в любом случае он состоится, по-вашему мнению?
Баграт: Он состоится.
Давид: Может и нет. Просто мы помним разные концерты — типа Киркорова, который отменили за несколько дней.
Вызывали когда-нибудь предыдущие привозы артистов такой резонанс?
Давид: Нет, вообще ничего.
Баграт: Нет, недавно был… Отменили концерт одного артиста из лейбла Raava (прим. ред. — из-за его позиции по Азербайджану). Но в противовес всему этому состоялся концерт Инстасамки.
И еще отменили Моргенштерна из-за того, что он слишком аморальный тип. Некоторая прослойка населения связывала его с какими-то демоническими символами из-за татуировки на лице. У нас к этим вопросам относятся щепетильно, поэтому даже одна тату смогла сделать так, чтобы человек не выступил здесь.
К нашему разговору присоединяется Гарик Алексанян — основатель ассоциации брейк-данса Армении. Расскажи немного о ней.
Гарик: С 97-го года я танцевал хип-хоп. С 2000-го стал серьезно заниматься брейк-дансом. В 2003-2005 годах служил в армии, и тогда с братом Арменом мы основали свою первую группу. А в 2010-м уже была потребность открыть ассоциацию, чтобы организовывать в Армении фестивали и официальные мероприятия. И до сегодняшнего дня она функционирует. Мы начинали с 15-20 человек — на данный момент ассоциация объединяет более 100 человек.
Давид: Брейк-данс, в отличие от всех наших субкультур, сегодня является олимпийским видом спорта. В Армении есть несколько разных людей, которые имели огромное влияние на развитие брейк-данса, но, по-моему, Гарик за последние 7-8 лет больше всех сделал для него.
Гарик, твое личное мнение по поводу привоза Snoop Dogg ?
Гарик: Снупа мы очень хотим видеть, но я нахожу, что сейчас это не к месту в такое нестабильное время для страны. Думаю, это тоже в некотором роде политика — показать наш вес, что мы можем привезти Snoop. Но, я думаю, что эти деньги из бюджета должны были вложить во что-то другое.
Кстати, появилась ли какая-то поддержка у брейк-данса, если это теперь официальный вид спорта?
Гарик: Нужно понимать, что комиссия спорта и олимпийская комиссия имеют свой интерес в том, кто будет выступать на Олимпиаде-2024 в Париже. И для этого проводятся рейтинговые мероприятия. Я думаю, что это лучше, чем ничего, но для общего развития очень мало.
А что ты скажешь о развитии армянского брейк-данса в будущем?
Гарик: С каждым поколением приходят очень талантливые ребята, на которых можно опереться. Мы делаем свое дело, несмотря ни на что. В другие страны тоже выезжаем за свой счет.
Развитие зависит от того, насколько мы можем держать связь с зарубежным миром, который может помочь с финансами. Преданных людей, у которых есть возможность что-то вложить, инвестировать, не так много. Поэтому мы движемся медленее, чем хотелось бы. Активно участвуя на международной арене, у нас было бы намного больше побед и возможностей.
Как бы вы потратили 6 миллионов долларов?
Гарик: За последние 25 лет почти все, что я заработал, вложил в хип-хоп-культуру. Это мой образ жизни. На свои личные удовольствия старался много не тратить — в основном, на развитие культуры, поездки, школу брейк-данса и ее нужды.
Баграт: Думаю, что некоторая сумма пошла бы на исполнение своих детских мечт. Я все время хотел свою собственную студию, которая тоже внесла бы свой вклад в развитие культуры.
И, конечно же, не буду говорить громкие слова о благотворительности, но, вполне возможно, что я бы об этом задумался. Несмотря на то, что есть некоторое недоверие к фондам, потому что я человек, который движется по лозунгу «доверяй, но проверяй». Скорее всего, я предпринял что-нибудь на индивидуальном уровне. Думаю, что инвестиции такого вида именно в культуру — это то, что мы можем после себя оставить или же дать в процессе своей жизни.
Есть и другие глобальные пожелания, но они связаны с еще более крупными финансами, чем 6 миллионов. Единственное, почему говорю «мало», потому что у меня есть очень масштабная мечта. У нас нет узкоспециализированных передовых вузов, где преподавали бы музыкальный продакшн, звукорежиссуру, визуальные искусства. Я бы хотел, чтобы появилось учебное заведение, которое имело бы возможность передавать современные знания, новые технологии, связанные с музыкальной индустрией. Но это требует куда больших вложений.
То есть такая Yerevan Music School?
Баграт: Все может быть. В идеале, если была бы возможность у такого заведения буквально на три часа пригласить того же самого Снуп Догга на мастер-класс. В принципе, по смыслу то же самое говорил и Гарик.
Главное — это связь с международным обществом, представителями хип-хоп-культуры. Основная идея в том, чтобы делиться опытом. Никто на личностном уровне тебя никак не профинансирует, но может дать совет, который поможет в твоей стране получить более широкий охват.
Давид: Так как мы говорим в воздухе, ответ тоже такой, немного в полете. Но, по факту, план.
Открываю лейбл, который базируется в Ереване, но выходит на русскоговорящий рынок, потому что сегодня это стоит недорого. В нем есть один, потом три, потом пять влиятельных артистов, которые исполняют крутую музыку — рэп, R&B, хип-хоп, в общем в разных жанрах. Помимо этого, параллельно проводятся 1-2 раза в год фестивали, про которые я сказал, где участвуют все пять элементов хип-хопа вместе, что обеспечивает нам постоянное communication.
Также у хип-хоп артистов в Ереване никогда не было своего клуба в отличии от джаза, рока и стендапа. Плюс должен быть какой-то центр, который есть в Соединенных Штатах, где ребят обучают знаниям о современной музыке, сведении, мастеринге, звукорежиссуре, битмейкинге и так далее. Почему бы и нет — я уже несколько месяцев провожу в школах Армении мастер-классы по рэпу, рассказываю про хип-хоп-культуру — как учиться читать, произносить, тренировать свою технику исполнения на примере самых известных американских рэп-треков, которые сложны по исполнению.
Это все можно делать за копейки, меньше чем 6 миллионов — придумать такой бизнес-план типа на три года.
Моя самая главная цель в рэпе — экспорт армянского хип-хопа на международный рынок. Я в это верю, могу делать — в Москве этим и занимался. Говорил, что я из Еревана, армянский артист, и в то же время выступал на московской сцене, где получал деньги. Это я считаю экспортом армянской культуры. В Армении есть много артистов, которые могут стать известными, но надо это делать умно, систематично и сплоченной командой.
Фото: из личных архивов Баграта Тертеряна, Давида Агаджаняна и Гарика Алексаняна.
Читайте также:
• «Если бы музыка была вне политики, я бы вообще не стал этим заниматься» — общественный деятель и рэпер Давид NAY374 Агаджанян