Разные легенды о любви увековечены в художественном сознании Армении. Самые популярные — с трагическим сюжетом: молодые сердца, желая остаться друг с другом, проходят через тяжкие испытания. Однако их чувства остаются вечными и незыблемыми.

Сбором и обработкой преданий занимался известный армянский писатель Ованес Туманян. В центре его внимания — проблема жестких традиций, которые часто становились причиной гибели не только огня в сердцах, но и самих людей. Литератор стремился донести до читателей важную мысль — строгие и бесчеловечные обычаи несут в себе исключительно разрушение. 

О трех печальных армянских любовных историях, которые до сих пор вызывают волнение и сочувствие, расскажем в нашем материале. 

Ахтамар

Давным-давно жил армянский царь Арташес, у которого родилась дочь по имени Тамар — невероятная красавица. Многие представители знатных родов хотели посвататься к ней. Но девушка не желала выходить замуж. Тогда отец решил построить для нее башню, чтобы временно оградить от городской суматохи и ухаживаний поклонников.

Однако Тамар хранила большой секрет — ее сердце уже было занято — не князем или царем, а непримечательным простолюдином. Таких в Армении называли азатами (свободными) — они не входили ни в какие сословия. О неравном браке не приходилось даже мечтать — Тамар знала, что отец никогда не согласится выдать ее за незнатного мужчину. 

Грайр Карапетян. Иллюстрация к балладе «Ахтамар»

Паре помогло местоположение башни, возведенной на берегу озера Ван. Каждую ночь возлюбленный плыл на встречу с избранницей. Чтобы юноша не заблудился в пути, Тамар зажигала свет, который служил для него ориентиром в непроглядной тьме: 

Он плывет навстречу счастью,
Смело борется с волной.
А Тамар, объята страстью,
Ждет его во тьме ночной.

И все же до царя дошли слухи о запретной любви. Он приказал подданным ночью подкрасться к комнате дочери и разбить светильник. Придворные любили девушку и жалели, однако, побоявшись гнева правителя, отправились в башню против своей воли.

Узнав, что ее тайна раскрыта, Тамар попросила лишь об одном: 

Вы, слуги отцовы! Убейте меня!
Молю об одном — не гасите огня!

Но приказ был исполнен — «маяк» потух. Бедный азат, потеряв ориентир, захлебнулся в ночных волнах Вана. Он так и не узнал, что погиб не из-за остывших чувств Тамар, а по намерению царя Арташеса. 

Мгер Абегян, иллюстрация к балладе «Ахтамар»

Утром вода выбросила на сушу тело юноши, на губах которого застыли слова «Ах, Тамар!». Теперь остров на озере Ван именуется Ахтамар — в память о трагической любви.

Грайр Карапетян. Иллюстрация к балладе «Ахтамар»

Парвана

В седой древности в королевстве Парвана пожилой правитель серьезно заболел. Понимая, что дни его сочтены, он решает помочь единственной дочери в выборе жениха. Поначалу отец хотел устроить силовые состязания между мужчинами, чтобы определить, кто достоин ее руки. Наследница отвергла такую идею:

Вдруг слабого хорошего
Сразит силач дурной. —
Ведь ни одной минуты он
Любим не будет мной!

Акоп Коджоян. Иллюстрация к балладе «Парвана», 1956 год

Столпившиеся на пороге кандидаты поинтересовались, чего желает девушка: жемчуга, золота или серебра. Невеста парировала — никакие богатства не могут служить доказательством любви. Она потребовала достать неугасимый огонь как символ искренности чувств и намерений женихов:

Огня неугасимого
Пускай достанет он,
С огнем вернувшись, будет он
Мне мужем наречен.

Претенденты на руку и сердце дочери короля оседлали коней и умчались в разные концы света. Шли годы, но обратно ни один из них так и не вернулся. Девушка отчаялась их увидеть, догадавшись, что никто не привезет то, что она попросила.

Невеста заплакала от отчаяния столь сильно, что горькие слезы затопили сначала замок, а потом и все королевство. А витязи, которые бесконечно искали неугасимый огонь, потеряли человеческий облик, превратившись в мотыльков. Чуть заметив свет, они быстро мчались к нему в надежде овладеть. Однако вместо желанной победы — скоротечно погибали:

И силятся приблизиться,
Чтоб, овладеть огнем,
И вечно приближаются,
И вечно гибнут в нем.

Ануш 

Поэма «Ануш» — вершина художественного мастерства Туманяна. Однако среди армян она, как и народная легенда, серьезно мифологизирована. Писатель свой сюжет черпал из действительности. Понятно, что герои произведения вполне могли быть реальными людьми. 

Григор Геворгян (Джотто) — Ануш, 1959 год

Саро и Ануш — армянские Ромео и Джульетта. Они безмерно любили друг друга, но им мешали общепринятые нормы — нельзя находиться вместе, открыто проявляя свои чувства. 

Ануш вела себя весьма смело: не стеснялась говорить со своим избранником, была рядом с ним часами, а мать обманывала, чтобы избежать наказания и осуждения. Возможно, любовь победила бы кривотолки. Однако вмешался несчастный случай. 

Саро во время свадебной церемонии родни увлекся игрой-схваткой с братом девушки Моси и случайно бросил его на землю. Согласно обычаю, во время таких поединков не должно быть ни победителя, ни побежденного. А то, что сделал он считается позором и проявлением неуважения. Подобное оскорбление смывалось кровью. После этого случая униженный Моси задумал отомстить противнику и вернуть свою честь:

Нет… Горе с тобою случилось! беда!
Посмешищем будешь для всех навсегда…
Умри! Ведь такого стыда не снести!
Сиди со старухами, прялку крути!..

В эмоциях брат, угрожая сестре кинжалом, заставил ее поклясться, что она перестанет любить Саро. Ануш, опасаясь его гнева, согласилась, однако позже, несмотря на явную опасность, сбежала с возлюбленным. Дочь все же вернулась домой, пав ниц. Но отец отверг порочную, по его мнению, девушку:

Пусть горе тебе принесет твой венец!
Уйди ты, распутница, с глаз моих прочь!
Подальше от дома свой стыд уноси,
Уйди! Не позорь ты отца своего!
Ты знала — его ненавидит Моси,
Ты знала — что мы невзлюбили его!
Так как же решилась ты с ним убежать?
Нет! Лучше б тебе в могиле лежать!..

Анаит Мхитарян из оперы «Ануш»

Но на этом злоключения Ануш не закончились. Моси все-таки убил ее возлюбленного, «восстановив» справедливость. Жизнь девушки превратилась в ад. После смерти своего спутника она сошла с ума — бредила, не находя себе места. Люди видели как странно она ведет себя — одновременно смеялась и плакала, срывала цветы для кого-то. В конце концов, с горя потерявшая свою любовь Ануш утопилась в реке Дебед:

Дэв-Бед вздыхает: «Вуш, вуш!..»
Вал за валом гоня во тьму,
Призывая: «Слушай, Ануш,
Тебя я возьму к нему!..»

Три легенды — три трагедии. И все же они указывают на непоколебимость настоящей любви. Сложности, с которыми сталкиваются герои, лишь подчеркивают благородство их намерений и преданность друг другу. Эти истории всегда будут напоминать нам о силе любви, которая способна преодолевать все преграды.

Читайте также:

История мифологии: кого почитали армяне до принятия христианства