Армения — древняя страна с богатыми культурными традициями. Здесь отмечают Новый год уже как минимум пять тысячелетий. Вот и совсем скоро жители страны соберутся за семейным праздничным столом, чтобы встретить 2024-й. 

Современные новогодние традиции укоренились в Восточной Армении после ее включения в состав Российской империи и укрепились уже в советские годы. Так, в квартирах появились елки и подарки под ней.

Но не всегда армяне встречали Новый год зимой. В какие месяцы отмечали, на сколько кусков делили новогодний хлеб для гадания и что за дерево заменяло привычную нынче елку? О традициях армянского Нового года расскажем в нашем материале.

Фото Эдгара Барсегяна

В дохристианские времена, до XXV века до нашей эры, местные жители отмечали Аманор («месяц новый») или Цахкамут. Он приходился на 21 марта, день весеннего равноденствия, и символизировал пробуждение природы. 

Праздничный стол был обильным, со множеством фруктов, причем каждый имел свое значение. К примеру, яблоко символизировало любовь и было связано с выбором спутницы. По легенде, бог природы Аматур признался в любви богине Аманор, своей будущей жене и подарил ей именно этот фрукт. 

Издревле в канун праздника члены семьи собирались вокруг костра, как бы «предавая» огню все плохие воспоминания, ошибки и события. Получая взамен тепло и свет, люди надеялись, что следующий год будет таким же светлым и теплым.

Позднее, вплоть до XVII века, встречу Нового года отмечали в первый день древнеармянского месяца Навасард — 11 августа по юлианскому календарю. В это время крестьяне начинали собирать урожай. По преданию, именно 11 августа родоначальник армянского народа Айк убил Титанида Бела, вавилонского царя. 

Статуя Айка Наапета в Ереване

Начало праздника Навасард определяли по звездам — жрецы трубили о наступлении Нового года, едва на небе виднелась «Рука Айка». Эта звезда — Альфа-Орион, обычно незаметная с Земли, появлялась в один и тот же день раз в год. Отмечали с размахом — целую неделю, каждый день которой посвящали языческим богам, включая верховную богиню Анаит и бога солнца и справедливости Михру.

Кстати, с тех времен в армянском языке сохранилась поговорка: «Без вина новый год придет, а без нгацахика — запоздает». В древности этот вызывающий аппетит цветок был популярной приправой. Он рос на склонах Арарата. Традиция — применять в новогодних блюдах сушеный нгацахик — стала символом национального единения армян. 

Кстати, уже в XIX веке праздник стал называться Нахратог и его отмечали в октябре-ноябре, когда стада возвращались в зимние хлева. И только с середины XVII века Новый год в быту стал переходить на дату 1 января. Правда, она прижилась не сразу. Окончательно определились век спустя. Лишь в 1774-м году армянский католикос, реформатор местного календаря Симеон Ереванци зафиксировал день начала Нового года 1 января. Кстати, официальная дата празднования именно 1 января была закреплена и в Первой Армянской Республике (в январе 1919-го года), и уже в советской Армении.

Книга Симеона Ереванци

В преддверии Нового года дети вечером собирались группами и с народными обрядовыми песнями — аветисами — гуляли, поздравляя родных и близких. За мини-концерты ребятня получала подарки: сухофрукты, изюм, гату. Дети опускали корзины с крыши дома, а хозяйки клали в них сладости. Иногда ради шутки могли положить в корзины туфли или кошку. Эта церемония называлась Кахук (дословно «опускать») или Готеках (дословно «опустить ремень»). 

В Армении были распространены и другие ритуалы, связанные с началом года. Когда на улице темнело, хозяйки домов накрывали красным полотном входную дверь и рисовали на нем крест мукой. Считалось, что это поможет привлечь в дом добро, счастье и новую жизнь. 

В старину в Армении была широко распространена традиция подвешивания вязаных носков к ердыку (прим. ред. — отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света), в который клали подарки. Женщины на Новый год дарили платки и кошельки, а мужчины — зеркала, драгоценные изделия, носки, обувь. 

Интересно, что раньше в Армении поздравления были регламентированы: дети поздравляли родителей, ремесленники — мастера, ученики — учительницу, глава семьи — главу общины и священника. По факту, находящиеся в подчинении поздравляли вышестоящих — тех, от кого зависели. Так соблюдались устои патриархального общества. Зато в советское время все кардинально изменилось: теперь родители начали поздравлять своих детей, подкладывая подарки под елку. Хотя до этого в Армении дарить подарки малышам на Новый год было не принято. 

Раньше местный Дед Мороз — Дзмер Папи или Каханд Пап — также не баловал детей, вместо этого оставлял записку, в которой были прописаны семь советов: уважать друг друга, жить в мире, быть честными, мудрыми и трудолюбивыми, а также смиренными и благодарными.

Каханд Пап символизирует в армянской культуре невидимую добродетель. Согласно легенде, он обустроил свое жилище в одной из горных пещер, и раз в год спускается оттуда верхом на ослике. Одеяние деда аскетично, как и образ в фольклоре — белый кафтан в пол и скромная жилетка поверх него. Также известно, что Каханд Пап был хранителем времени и напоминал людям о грядущих праздниках. Дедушка оповещал о наступлении Нового года вместе со своей внучкой Дзюнанушик — Снежной Ануш.

Фото из архива laifhak.ru

Издавна в Армении практиковалась традиция украшать деревья (тополь, платан, оливу). До сих пор в 40 километрах от Еревана, на труднодоступных склонах гор, вблизи от храма солнца Гарни (I век) или возле церквей можно увидеть украшенные платочками кустарники или деревья. Привязывали их к стволу и ветвям для исполнения желаний, оберега или здравия. 

Празднование Навасарда в Гарни. Фото из архива ru.armeniaspytnik.am

Елка как символ праздника пришла в Армению из Европы только в XIX веке. До этого времени в семьях мастерили самодельное дерево с натуральными ветками — Кенац цар — древо жизни. Его украшали красными и зелеными лентами, которые символизировали солнце и природу, а также фруктами и сладостями. Большое значение придавали колосьям и гранатам — символам достатка и единства очага. 

Лусик Агулеци, справа традиционный кенац цар. 2015 год. Фото из архива ru.pinterest.com

Предшественником новогодних елок в Армении были оливковые ветви, которые вставляли в большой новогодний хлеб (тареац — дословно «годовой хлеб»). Его украшали зернами пшеницы, фасолью, сухофруктами, фруктами и орехами. Тареац делили на 12 кусков и с нетерпением ждали, кому попадет спрятанная внутри заветная монетка. Иногда хлеб бросали в воду. Кто вынимал кусочек со спрятанным сюрпризом — тому и повезет в Новом году. Такого человека называли «Довлат», что в переводе с фарси значит «удача».

Тареац. Фото из архива liveinternet.ru

Не забывали местные хозяйки и об Асил-Басиле — печенье с изюмом, традиционном атрибуте для гаданий. Выпекали мучных человечков, на руки и рот фигурки выкладывали изюм. Если во время приготовления сухофрукт вздувался — год будет удачным. Но если усыхал — гадающего ждали сложности.

Асил-басил. Фото из архива armmuseum.ru

Одним из новогодних блюд, существовавших еще в дохристианскую эпоху, считается также «пасуц толма» (постные голубцы). Их готовили языческим богам в качестве подношения. В рецепт голубцов входили фасоль, чечевица и нут. Армяне верили, что, принося в жертву богам злаковые и бобовые, они получают их благословение, а урожай следующего года обязательно будет обильным.

Пасуц толма

Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также «анушапур» (суп с сухофруктами) и «хапама» (тыква с начинкой из риса, меда, орехов и сухофруктов). Кроме того, каждый стол украшали салаты из фасоли и конского щавеля, а также еще одно особое блюдо «кчехаш» (суп в кувшине). Его клали в тонир — глиняную печь — в новогоднюю ночь для томления и с утра разливали по мискам. Подавали с жареным луком или маслом.

Анушапур. Фото из архива armmuseum.ru

В Западной Армении существовала традиция росписи фаянсовых яиц. На них рисовали ангелов Серафима и Херувима и дарили церквям в память об усопших. Именно их считают прототипами знаменитых яиц Фаберже.

Читайте также:

«Каждый уголок дышит армянским традиционным бытом». Экскурсия по дому-музею хранительницы времени Лусик Агулеци и ее вклад в культуру страны
«У нас очень многое сохранилось еще с языческого периода» — современный дизайнер Лилит Меликян о традиционном армянском таразе