Творческая площадка «ДОМ» открылась весной 2023 года в изящном двухэтажном особняке неподалеку от ГУМа и объединила людей из самых разных направлений искусства — это и музыкальная студия, и художественная мастерская.

Здесь можно освоить макраме (технику узелкового плетения), линогравюру (способ рисунка на линолеуме), сделать из использованных бутылок классные светильники, поиграть на музыкальных инструментах, заняться вокалом, найти путь к написанию хита. А самое главное — здесь образовалось комьюнити, которое поддержит твои творческие идеи и постарается найти для них воплощение.

Мы поговорили с основателем пространства Тони Аверкиным о творческом компоте, социальном клее и о том, есть ли у музыкантов связь с космосом.

Тони, привет! Можешь рассказать немного о себе? Мы знаем, что ты виртуозный пианист. 

— На самом деле больше всего мне нравится не играть на фортепиано, а выстраивать процесс, чтобы был результат. Социальные проекты для меня так же важны, как музыка и игра на клавишных. В них задействовано много людей, много элементов, которые нужно собрать вместе и заставить работать, как конструктор. Это скорее про любовь к системности — в музыке все точно так же работает.

То есть фортепиано — это одно из средств достижения результата…

— Да, это просто один из возможных вариантов. Ноты изначально никак друг с другом не соединены — ты сам их связываешь и получаешь результат. Поэтому меня это очень привлекает.

Как возникла идея сделать творческое пространство «ДОМ»?

— Это легко вытекает из того, что я только что сказал. Мне очень нравится задавать направление для деятельности всем этим маленьким элементам. Прикольно, когда есть люди, которые собираются в одной точке просто потому, что так случилось. Я говорю про октябрь прошлого года. Много творческих людей, которые образуют очень большой, кипящий компот с разными ягодами и фруктами. Там есть все — можно найти любых специалистов. Когда я только приехал сюда, это был просто бурлящий компот, и из него ничего определенного не получалось, потому что тогда еще не появилось социальных связей.

Возможно, это даже то, почему я здесь. У меня проблем с мобилизацией не было, но я понял, что сейчас начнется большая релокация, появится много центров, куда съедутся крутые и образованные специалисты. Им понадобится социальный клей, проекты, чтобы вместе объединять талантливых людей и каждому находить свое место. Идея создать что-то вроде «ДОМа» была с самого начала. Я делал мероприятия, проводил по два ивента в неделю, на которых старался собрать всех тех, кто был близок по сфере деятельности. Творцов разного рода — музыкантов, художников, видеографов, фотографов.

«ДОМ» — это не только место на карте, точка притяжения, но и комьюнити. Мы помогаем людям из этого компота создавать их проекты. Наша глобальная цель — чтобы как можно больше творческих людей приезжало и оставалось в Армении, чтобы они знали, что здесь есть площадка, на которой они могут творить, и есть комьюнити, которое может поддержать с разного рода вопросами. Мы стараемся помочь фото- и видео-аппаратурой, музыкальными инструментами, пространством для репетиций. Бывает так, что у человека нет денег, но ему нужно где-то заниматься. Мы не откажем, наоборот, всегда открыты к разному роду взаимодействий.

Наша глобальная цель — чтобы как можно больше творческих людей приезжало и оставалось в Армении

Какие виды компота можно попробовать, а скорее даже нырнуть с головой? Чем можно заняться человеку, который пришел в «ДОМ»? 

— В плане музыки — это обучение вокалу, игре на различных музыкальных инструментах, работе с компьютерными музыкальными программами. У нас все для этого есть.

Что касается рисования, то представлены самые различные техники — от скетчинга до линогравюры и ручной печати тушью. Также проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, в том числе, лепке. 

У нас собрались специалисты очень высокого класса. Это профессионалы своего дела, которые были уверены в том, что смогут обосноваться на новом месте и выжить за счет своих навыков. Например, работы одной из наших художниц выставлялись в Третьяковке, музыканты принимали участие в больших проектах, у меня также богатый опыт — от сотрудничества с группой «Браво» до выступлений в ММДМ (прим. ред. — Московском Международном Доме Музыки). Поэтому у нас есть чему поучиться и есть о чем с нами пообщаться. 

У нас собрались специалисты очень высокого класса

У вас проводится мастер-класс «Сочиняем хит». Получается за два часа люди пишут и музыку, и тексты. Как это вообще работает?

— Мастер-класс проводит мой тезка, Антон. За два часа ты узнаешь принципы, по которым сможешь сделать что-то такое, что может зацепить человека. Это очень похоже на маркетинг. Отдельная тема, в которой можно стать профессионалом. Наука о том, как написать хит. Ты можешь быть хорошим музыкантом, но не родить ни одного. Хит это то, что цепляет. То, от чего, послушав однажды, уже не сможешь избавиться.

То есть от человека не требуют результатов. Тогда в каком формате происходит мастер-класс? Наверное есть люди, которые приходят с предвкушением, что за два часа напишут хит. Это завышенное ожидание?

— Да, завышенное. Хотя хит такая штука, что может родиться спонтанно. Ты можешь сделать его за две секунды — придумал что-то и понимаешь, вот оно. На мастер-классе разбираются алгоритмы, основы того, что нужно сделать, чтобы увеличить вероятность возникновения этого хита. Они есть как в музыке, так и в тексте, это могут быть какие-нибудь классные ритмические ходы.

Часто музыканты говорят о связи с космосом и сигналах Вселенной, когда речь идет о написании музыки или текста. Ты веришь в подобное? 

— Я абсолютно рационален и прагматичен, поэтому не верю. Если ты хочешь что-то сделать, то должен просто брать и делать. И учиться сам. Ты не сможешь в один момент проснуться и придумать что-то стоящее.

Знаменитый лектор Татьяна Черниговская не зря утверждает, что таблица Менделеева пришла именно в голову Менделеева, а не его кухарки. Это не просто рандом. Дмитрий Иванович думал об этом всю свою жизнь, а потом пришла в голову таблица. Здесь точно так же — никакого канала с космосом нет.

Ну, раз каналы с космосом закрыты, вернемся в «ДОМ». Может ли человек просто прийти на небольшую экскурсию по вашему пространству?

— Да, всегда — когда к нам кто-то заходит, мы стараемся показать ему весь наш «ДОМ». Благо он небольшой, и обычно здесь есть кто-нибудь из нашей тусовки. Мы пока не делаем слишком массовую рекламу и не особо много рассказываем о себе в соцсетях. Но всем тем, кто взаимодействует с нами в оффлайне, мы всегда очень рады. Так что приходите и приобщайтесь.

Что касается музыкальной студии, какие там есть опции? Проводите ли вы джемы?

— Мы проводили один из самых крупных музыкальных джемов в Ереване до того, как открыли «ДОМ» — в Stop Club. В течение полугода он был самым посещаемым в Ереване. Сейчас делаем маленькие камерные джемы — максимум человек на 10.

А можно поиграть на ваших инструментах?

— Да, можно. У нас есть два фортепиано, несколько разных гитар, небольшая перкуссия, электронные барабаны, микрофоны для вокала. Наше пространство создано для самых разных целей в сфере творческого развития. Мы являемся посредниками между людьми и их мечтами, целями.

Организуем репетиции для того, чтобы люди могли составить свой репертуар, проводим уроки, которые выходят за рамки освоения определенных музыкальных инструментов, то есть формируем занятия под определенные запросы. Например, можно научиться играть на гитаре и при этом петь, то есть делать все одновременно.

А если я хочу провести свой мастер-класс? 

— Да, ты можешь прийти к нам и провести мастер-класс. Мы предоставляем площадку, даем оборудование и помогаем найти аудиторию. Часть участников приводишь ты, часть — мы. 

Что касается рисования. Можно ли прийти на обучение с нуля и как уживаются на мастер-классах люди разного уровня подготовки?

— С нуля приходит много людей, в том числе, на мастер-классы. Это не мешает быть в одной компании более подготовленным людям и тем, кто совсем не умеет рисовать. Все как-то уживаются. Обычно задается определенная тема, и каждый со своей скоростью доходит до нужного результата. 

По воскресеньям у нас проходит встреча художников, где собираются настоящие мастера. Они сами проводят мастер-классы в разных местах Еревана. И мы собираем такую тусовку — люди рисуют, общаются и пьют вино.

Меня впечатлили светильники из бутылок. У вас был мастер-класс по росписи. Это единоразовое мероприятие или еще будут подобные? 

— Будут. Проводит наш лектор Сергей, с которым мы уже очень давно сотрудничаем. Банки и бутылки составляют львиную долю мусора. Можно их просто выбросить, а можно дать им вторую жизнь и сделать прикольные светильники, с помощью инструментов, которые у нас есть. Ты можешь принести какую-нибудь красивую бутылку, а можешь прийти без всего. У нас уже все готово — просто оформляешь светильник по своей идее и можешь потом забрать его с собой.

Как ты думаешь, все ли люди талантливые? То есть каждый отдельно взятый человек может развить свои способности в чем-либо, если будет стараться?

— Ты затронул очень хорошую тему, потому что каждый из нас уже развивает свой талант ежедневно, если занимается чем-то любимым. Вот я не знаю, чем ты занимаешься? 

Каждый из нас уже развивает свой талант ежедневно, если занимается чем-то любимым

Беру интервью. 

— И каждый день ты делаешь это все лучше и лучше. Допустим, через год, можно сказать, что ты талантливый интервьюер, потому что ты прошел этот путь, научился многим важным вещам и понял подводные камни, которые существуют. Имея такой опыт, ты уже считаешься талантливым, потому что даешь очень неплохие результаты.

Наша концепция в «ДОМе» ровно такая. Мы помогаем пройти этот путь, найти новые для себя инсайты — это такие небольшие знания, которые ты можешь сразу же применить. Когда их накапливается достаточное количество, ты чувствуешь, что стал гораздо лучше что-либо понимать и делать. Выдаешь классный результат. А все остальные считают тебя талантливым.

Начать можно с полного нуля и даже с минуса. Вопрос в том, насколько далеко хочешь пойти и насколько ты дисциплинирован — дисциплина, как мы поняли, поддерживается печеньками. 

Дисциплина, как мы поняли, поддерживается печеньками

Скажем, один человек все равно быстрее выходит из состояния нуля или минуса, а другой остается на том же месте. 

— Да, это нормально.

Что вы посоветуете такому человеку? Попробовать найти себя в чем-то другом или упорно продолжать заниматься тем же самым?

— У меня тоже не всегда все получалось сразу. С самого начала было сложно и  потребовалось время, чтобы я понял, как правильно играть на фортепиано. Не месяцы, а годы.

Здесь еще очень важен вопрос поиска правильного направления для твоих целей и устремлений. Ты можешь хотеть чего-то, но при этом идти в совершенно другую сторону. Важно, чтобы рядом с тобой был опытный человек, который сможет направить.

То есть в самоучек ты веришь меньше? 

— Я больше всего на свете верю в самообучение. Когда ты замотивирован и целеустремлен, то делаешь шаги гораздо быстрее. Ты можешь делать их не всегда правильно, но со временем, если ты достаточно упорный, добиваешься результата.  А если недостаточно, то тебе просто нужен другой путь — обучение с педагогом.

Я больше всего на свете верю в самообучение

Фото: архив творческой площадки «ДОМ»

Читайте также:

«Когда человек приходит с идеями, ему надо помочь их выразить». Very Shat Lav — урок рисования в арт-школе Гюмри

«Арт-Квартал»: рай для творцов в интерьерах XIX века. Как сквот художников в центре Еревана стал центром притяжения современного искусства

«Здесь можно все» — первый Центр Современного Экспериментального Искусства в Армении

«Абастан»: убежище в объятиях гор. Как заброшенная фабрика на севере Армении стала домом для художников

«Специально отстраняемся от классических лекций». Проект Kultura Brunch — об искусстве в непринужденной атмосфере