Нойз — один из самых старых стилей в экспериментальной музыке. Основанный на звуках искусственного, часто техногенного происхождения, он может вызывать неприятные, а порой болезненные ощущения для человеческого слуха. Однако поклонники стиля видят в этом свою эстетику и смыслы.
Существует известная цитата Акиты Масами, одного из самых влиятельных нойз-музыкантов в мире, более известного как Merzbow: «Если под шумом вы имеете в виду неприятные звуки, тогда поп-музыка — это для меня шум». Так нойз противопоставляет себя всей остальной музыке, в первую очередь коммерческой.
Андрей и Илья начали экспериментировать со звуком еще в Москве, незадолго до начала войны. После переезда в Ереван они продолжили дело, организовав проект joltydom. На данный момент Илья покинул коллектив, а группа состоит из двух участников. Помимо Андрея, в составе группы играет Александр, который отвечает за бас-гитару.
joltydom довольно часто играют лайвы, например, недавно выступали с польским дуэтом Siksa, а шведский лейбл издал их релиз на кассетах. Мы встретились с сооснователем группы Андреем Беспределовым и поговорили о том, как зародился проект, шумовых перформансах, масках и костюмах, и о том, что такое антимузыка. По традиции, наш гость составил свой топ-5 плейлист.
Привет! Можешь нам поведать историю создания коллектива joltydom?
— Привет, ребята! Я Андрей из группы joltydom. Где-то за два-три месяца до начала войны посмотрел несколько видосов, на которых играли нойз. До этого периодически слушал того же Merzbow и других красавцев. Затем решил глубже погрузиться в тему. На видео я подглядел, что у музыкантов стоит на столе — некоторые из инструментов оказались совсем недорогими. Я понял, что не нужно сильно вдаваться в подробности, почему получается такой хреновый звук, а просто начать делать свой.
Купил микшерный пульт, провода, «позамыкал» и понял откуда растут ноги. Потом показал это своему товарищу Илье, он послушал и сказал «да!». Мы почти ничего не успели сделать, так как началась война и пришлось улетать. Я думал, что наша деятельность будет поставлена на долгую паузу, но получилось наоборот. Оказалось, что в Ереване многим нравится такое дерьмо, и здесь мы начали творить основательно.
То есть первый концерт был в Ереване?
— Да, в Москве так и не успели сделать. Только дома сидели и пробовали играть.
Это твой первый опыт или до этого ты играл в группах?
— Да, до этого я играл в power-violence группе Paguba. Ребята до сих пор играют в Москве, но уже без меня. В принципе, у них все хорошо. Параллельно, кстати, с нами играл дружественный коллектив «Штык». Там использовали пульт, тогда я немножко подсмотрел куда можно двигаться дальше.
На чем ты играл?
— Я пел, точнее кричал. Петь надо уметь, а я не умею петь.
Почему joltydom? Ты придумал это название?
— Я долго думал. Подбирать названия — это одно из моих любимых занятий. Я просто хожу и придумываю. Они у меня копились и множились. До этого я слышал термин, что дурку на Руси называли «желтым домом». Ну, и в целом название прикольное. Я решил с ним поиграться — написать латиницей, слитно и через «О». В переводчике на одном языке это оказалось «веселье», а на другом «тряска». Я подумал, вот она — куча смыслов, пускай теперь все разбираются.
То, что вы делаете, ты считаешь музыкой или это ближе к некому шумовому перформансу?
— Да, по сути это антимузыка. То, ради чего это все и организовывалось. Потому что музыка уже надоела. Надоели люди, деньги, продюсеры, все эти корпоративные вещи.
То есть это такая форма протеста?
— Наверное, можно так сказать. Но нельзя утверждать, что этот протест к чему-то приведет. Как минимум, кому-то будет плохо. Правда, как выяснилось, некоторым людям наоборот становится хорошо от прослушивания, поэтому даже с этим я не справился.
Какой ты видишь идеальную реакцию публики на выступлениях? Или, может быть, ты замечал необычную?
— Моя любимая — это реакция нашего товарища Александра «Тролля» Комбучевского. Он встает в планку и стоит. Это клево. Некоторые просто по полу катаются. Тоже прикольно. На самом деле, я мало кого вижу. Потом на видео смотрю наши лайвы, потому что обычно мы выступаем в масках, и мне ни хрена не видно, кроме пульта.
Кстати, идея с масками и костюмами твоя?
— Нет, она пришла сама собой. Сначала мы попробовали и поняли, что аудитории нравится. Потом придумали полноценные наряды. Важно не просто смотреть на ребят, которые стоят и чего-то крутят, а чтобы складывалась полноценная картинка. Перформанс.
У вас всегда исключительно импровизация в плане звука?
— Да. Сначала мы пробовали выстраивать форму, но потом равно скатывались к импровизации. Мы поняли какие нам нравятся примочки, педали, как все должно звучать. Саня на бас-гитаре всегда нас спасает. Когда не получается, он быстро вытаскивает из этой ямы.
Как рождается звук и какие инструменты вы используете?
— Самый мелодический инструмент у нас — это как раз бас-гитара с кучей примочек. Далее идут пульты. Достаточно взять пару проводов и замкнуть цепь. То есть in и out засовываешь друг в друга. А потом сверху добавляешь эффекты, которые чередуешь. Можно экспериментировать и на ходу прийти к новому интересному звучанию.
Ты уже назвал японскую легенду Merzbow. Какие еще музыканты тебя вдохновляют?
— В основном, это грайндкор. Из нойза это Masoona aka Controlled Death, различные безумные японцы типа Hanatarash, Controlled Bleeding.
Поговорим о вашем видео. У вас оно, по-моему, сейчас одно, зато почти на 15 минут? Как создается визуализация?
— Да, один видос большой, а остальные коротыши. Иногда мы просто находили на Youtube различные видео, включали скорость просмотра 0,25—0,5. Одно из любимых — кадры города Джанкоя 90-х, откуда родом сооснователь и бывший участник Илья.
Видео SIDS сделал он. Думаю не обошлось без импровизации, но это не точно. Выглядит супер. В целом, должно быть просто нечто минимально мерзкое или пугающее и жуткое. Можно сделать черно-белым, покрутить скорость, и вот уже смотрится не очень.
А «не очень», значит «хорошо».
— Чем хуже, тем лучше. Такой девиз.
Слышал, что один европейский лейбл хотел издать вас на кассетах. Расскажи подробнее про эту историю.
— Мы хотели написать ребятам из лейбла deathbed tape. Я на них уже долго подписан, и у них часто выходят новые релизы. А тут нам самим написал шведский лейбл mima kass. Они сказали, что им очень понравилось и есть предложение выпустить тираж кассет. Они сделали 13 штук, и кажется их всех уже раскупили.
А какой материал вы им отправили?
— Мы сидели на студии sec и навалили крепкой часовой импровизации на две стороны кассеты.
То есть в Армении нам эти кассеты не увидеть?
— Ну, вот, есть одна мастер-запись, ее можно распространить.
Вы недавно выступали с классным дуэтом из Польши Siksa. Какие впечатления?
— Было потрясно. До этого, когда мы с кем-либо выступали, это был или панк, или metal. А тут было прямо очень рядом с нами по стилистике. У Siksa есть и нойз, и что-то мелодичное, а главное — перформанс. К сожалению, меня не было в зале во время их выступления, но каждый, кто пришел на концерт, потом сказал, что это был кайф. И в целом, ребята очень приятные. Мне все понравилось.
Как думаешь, если бы люди слушали joltydom на работе, то к какой профессии они принадлежали?
— Это, кстати, очень хороший вопрос. Наверное, офисный работник. Ты сидишь, перебираешь свои бумажки, что-то там дрочишь, а параллельно у тебя играет joltydom.
Как думаешь, если неделю без перерыва слушать вашу (анти—) музыку, можно сойти с ума или, наоборот, просветлиться?
— Можно как минимум успокоиться. Хотя у некоторых начиналась тревога, такое я тоже слышал. Мне кажется, нужно приносить умиротворение. Главное чем-то заниматься в момент прослушивания. Если просто смотреть в одну точку и слушать, то наверное, можно сойти с ума.
Ты что-нибудь слышал об армянских нойз-коллективах? Или вы первопроходцы?
— Есть ребята под названием Ruido. Они что-то подобное играли. Просто может быть это не совсем нойз, а больше электронщина.
По сложившейся традиции, попрошу составить для нас свой плейлист топ-5.
1. Neanderthal — Built for brutality
3. Anaal nathrakh — The final destruction of dignity
4. Cattle decapitation — Lifestalker
5. Woods of desolation — Darker days
Фото: архив группы joltydom