Сегодня один из самых черных дней в календаре армянского народа. 24 апреля 1915 года сотни представителей интеллигенции были арестованы в Константинополе турецкими властями. Это ознаменовало ход событий, ставших чудовищной страницей в мировой истории первой половины ХХ века.
Геноцид армян — истребление части населения Османской империи в период с 1915 по 1923 год. Массовые убийства и депортация, насилие и голод служили одной цели — полностью уничтожить армянских подданных и создать мононациональное турецкое государство.
В результате геноцида погибли полтора миллиона человек, армянское коренное население было уничтожено. Это трагическое событие оказало огромное влияние на судьбу армян в долгосрочной перспективе. Многие из них вынужденно бежали из родных земель и, в буквальном смысле, разбрелись по миру.
Об истоках трагедии, целях и намерениях стороны, развязавшей бойню, помощи извне и последствиях этнических чисток в День памяти жертв геноцида мы поговорили с политологом Эдгаром Элбакяном.
Что привело к массовым убийствам национальных меньшинств в Османской империи?
— Политика геноцида развивалась десятилетиями, а то и столетиями. Изначально ее цель — держать под контролем людей, которые не исповедовали ислам и не хотели подчиняться. В XIX веке она превратилась в стремление полностью уничтожить не только армян, но и всех, кто не был турками. Причины — расистская политика Османской империи и ее активная борьба за влияние и территории. Турецкие власти видели в освободительных движениях угнетенных народов нечто, угрожавшее их существованию.
Цели армян были довольно прозрачными: они просто стремились жить на своей земле так, как им хотелось бы. Это выражалось по-разному: когда-то — в виде автономии, когда-то стремлением к защите своей чести и собственности.
Турецкое правительство опасалось, что местные армяне отделятся от империи и объединятся с Россией, где также проживали их соотечественники. Было принято решение уничтожить этнос, чтобы лишить его возможности иметь свою Армению.
Когда и как стало известно о массовой резне? Кто первый из международного сообщества заговорил о трагедии?
— В Западной Армении в то время присутствовали англичане, французы, немцы и русские, которые наблюдали за происходящим. Новости о геноциде приходили из разных источников, особенно во второй половине 1915 года. В 1916-м, когда русская армия начала освобождать территории Западной Армении вместе с армянскими добровольческими отрядами, ситуация стала еще яснее. В зоне геноцида также работали европейцы, включая фотографов, которые документировали происходящее.
Посол США в Стамбуле, Генри Моргентау, был в курсе происходящих событий и даже вел записи о них, включая беседу с Мехмедом Талаат-Пашой, одним из основных организаторов геноцида. Дипломат пытался убедить министра внутренних дел Османской империи прекратить убийства. Однако в ответ Талаат-Паша цинично заявил, мол ему тоже по-человечески больно, но если бы армяне были на их месте, поступили бы также, такова природа жизни.
Послы США и стран Антанты (прим. ред. — военно-политический блок Великобритании, Франции и России в Первой мировой войне) предпринимали усилия, чтобы предотвратить трагедию. В 1915 году они распространили ноту, осуждая политику уничтожения национальных меньшинств в Османской империи, однако это не принесло результатов.
Американская благотворительная организация открыла детские дома для спасения и ухода за детьми, пострадавшими от геноцида. Армяне тоже взяли инициативу в свои руки. Появилось движение «Один армянин – одно золото». Цель — спасти и вернуть выживших в трагедии детей к своим семьям.
Правда ли, что геноцид в Западной Армении повторился после ухода русских?
— Все верно. В 1917-1918 годах, когда российские войска отступили с Кавказского фронта, турецкие войска вернулись на те же территории, к тому же вторглись на север Персии (ныне Ирана). Это привело к массовому нарушению Эрзинджанского перемирия и началу атаки против армян. Османская империя вновь устроила геноцид и резню армян и ассирийцев в том же регионе. Часть выживших нашла убежище в Иране, где присоединилась к уже существующим общинам.
Как армяне спасались? Была ли оказана помощь беженцам и пострадавшим?
— Люди спасались кто как мог, оставляя свои дома и прячась, пока турецкие войска не покидали села. Они бежали в соседние города или в большие, включая Константинополь. Были случаи, когда из корыстных побуждений местные курды или турки помогали армянам, пряча их.
Большинство выживших — те, кто сражался за свои жизни в Сасуне, Ване и других местах, и позже оказались на территории современной Армении, отчасти — Сирии. Люди, зная, что впереди неминуемая смерть, все равно бились, считая это делом чести. Например, в Шапин Гарахисаре и Едесии. В Мусалере люди сражались на горе в течение 40 дней, пока французы чудом не оказались там и не эвакуировали их в Египет.
Какие исторические документы и свидетельства помогли раскрыть масштабы геноцида армян, и как эти материалы повлияли на международное восприятие события?
— Приказы Талаат-Паши о геноциде были документированы, включая письма в разные провинции с подробными инструкциями о том, как уничтожать армян и как поступать с теми, кто смог спастись. С 1919 года англичане начали судебное разбирательство в Константинополе, в результате которого было собрано значительное количество материалов.
Одним из значимых событий, подтверждающих масштаб трагедии, стал суд над Согомоном Тейлиряном, армянином, который в Берлине в 1921 году уничтожил одного из главных организаторов геноцида армян — Талаат-Пашу. Уже тогда чувствовалось сочувствие к армянам, пережившим эту трагедию, и осознание того, что этнос стал жертвой расистской политики Османской империи.
Как геноцид повлиял на формирование армянской идентичности?
— Конечно, он имел определяющее воздействие. Последствия стали заметны в 1960-х годах, во время армянского национального пробуждения. Ранее тема геноцида в СССР была табу, но в последующем стала неотъемлемой частью армянской идентичности и исторической памяти.
Это стало очевидным и во время Первой Арцахской освободительной войны, когда события в Сумгаите, Баку и Мараге тоже рассматривались как геноцид, а борьба армян — как предотвращение и частичное отмщение за прошлое. В целом, память о геноциде стала связующим звеном между армянской диаспорой и Родиной, объединяя общую боль и память.
Жизнь состоит из разных моментов, как печальных, так и радостных. Важнейший аспект идентичности — уверенность в уникальности своей нации. В определенном смысле пережитый геноцид также свидетельствует об этой уникальности: это показатель того, насколько сильным был народ, чтобы выстоять в таких тяжелых условиях.
Нужно понимать, что история состоит не только из победных страниц, но и из трагических. Это как органически связанные страницы книги, и вырывание из нее отдельных фрагментов приводит к фальсификации истории, что вредно для формирования идентичности. Недоброжелатели могут легко использовать подобную кривую картину среди нации о собственной истории, чтобы разрушить нашу идентичность.
В современной независимой Армении не было достаточного внимания к адекватному изучению истории геноцида, что привело к появлению неправдоподобных утверждений, вроде «армяне тоже виноваты», «русские виноваты», «дашнаки виноваты». Поэтому важно самому обращаться к этим вопросам, чтобы не дать использовать нашу историю против нас.
Какие события из истории геноцида армян поражают исследователей?
— Есть много ярких эпизодов самопожертвования. Например, армянские женщины, рискуя своей жизнью, спасли самую большую клинописную рукопись из церкви Святого Карапета в Муше. Раритет, в конце концов, оказался в ереванском Матенадаране. Есть также истории о том, как женщины предпочли броситься в реку Евфрат, чем подвергаться насилию со стороны турок и курдов.
Почему датой памяти жертв геноцида выбрано именно 24 апреля?
— В 1915 году, именно в этот день, в Константинополе несколько десятков армянских интеллигентов были арестованы и казнены. Целью было уничтожение всех тех, кто мог бы организовать и возглавить противостояние.
Мы каждый год вспоминаем всех, кто погиб во время геноцида. 23 апреля проводится факельное шествие, а 24 апреля — Всенародное шествие к мемориальному комплексу Цицернакаберд. В других городах и селах Армении также есть памятники и хачкары, куда население направляется в день памяти, чтобы возложить цветы.
Какие символы или образы используются чаще всего для мемориалов памяти жертв геноцида?
— Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» символизирует регионы Западной Армении. Его каменные наклоненные столбы изображают плачущие провинции Западной Армении, а две высокие — «масисообразные» столбы — возрождение нации.
Как и на многих других мемориалах здесь горит вечный огонь, символизирующий бессмертие памяти о погибших. Незабудка — цветок, который часто используется в украшениях и возложениях, стал символом того, что мы всегда будем помнить великую трагедию нашего народа.
Какие меры принимаются в современной Армении для сохранения памяти о геноциде?
— Сразу скажу — мало предпринимается мер для противодействия фальсификации истории. Зачастую, самими властями происходит искажение исторических фактов, представляя их в «турецком ключе». Есть точка зрения, что в геноциде виноваты армяне, стремившиеся к независимости и освобождению при помощи русских. Мол, геноцид должен служить нам уроком о внешних угрозах.
Какие шаги предпринимаются на международном уровне для признания геноцида армян? Какова роль армянской диаспоры ?
— Никаких шагов я не вижу. Многие во власти считают, что пора закрыть эту тему и жить с турками в каком-то эфемерном мире, который отвергается самими турками. В то время как диаспора предпринимает определенные шаги, особенно организованные группы во главе с партией Дашнакцутюн. Правда, без поддержки государства и правительства у диаспоры не хватит сил.
Читайте также: