В рамках рубрики «Прослушка» мы поговорили с актрисой и музыканткой Ритой Крон, знакомой вам в том числе по фильму «Человек из Подольска», и актером, музыкантом и композитором Владиславом Михайловым. Они приехали в Ереван 2 июля, чтобы сыграть акустическим дуэтом на афтепати открытия Yerevan Fashion Week в новом ресторане Арама Мнацаканова — Mina.
Рита, Влад, привет! Вы первый раз в Армении?
Рита: Да.
Как вам Ереван?
Рита: Солнечный.
Влад: Жарко, солнечно.
Рита: И много фонтанов и детей.
Что уже успели увидеть?
Рита: Мы походили по главной площади — площади Республики, по бульвару, здание правительства очень нас впечатлило.
Влад: Музей истории. Потрясающий. Просто непонятно ничего пока, здесь надо побыть как минимум недельку, чтобы вообще понять, что происходит.
Так оставайтесь на недельку.
Влад: Не получится.
Жаль-жаль. По армянски, кстати, жаль — это апсос.
Рита: *смеется*
Влад: Ты долго эту карту в кармане держал? *смеется* Ты рано выдал ее.
Она, кстати, настолько прекрасная, что работает даже не один раз. У вас сегодня концерт, расскажите, где и по какому случаю?
Рита: Сегодня мы играем в ресторане Арама Мнацаканова, который он не так давно открыл по прототипу уже открытых ресторанов в Москве и Петербурге. У него Mina, «Пробка», и по меню это коллаборация двух ресторанов: очень гармонично смиксовал итальянскую и восточную кухню.
Очень уютный дворик, где мы будем играть по случаю «Недели моды». Сегодня крайний день и в завершении этого мероприятия мы будем развлекать всю элиту, которая нагрянет в 10 часов вечера.
Самую модную публику.
Рита: Всех журналистов, послов. Мы подготовили очень много новых песен. Мы начали нашу карьеру с Владом отчасти благодаря Араму Мнацаканову, с которым познакомились однажды на дне рождения одного редактора журнала.
Можно сказать, сегодня такой символичный концерт будет?
Влад: Да, у нас был достаточно большой концертный перерыв.
Когда было последнее выступление?
Рита: У Арама было не случившееся последнее выступление 24 февраля. Мы тогда в 9:25 садимся в «Сапсан», отходит поезд, проходит 3 минуты, звонит Арам, он посмотрел новости, говорит, что в связи трагичными событиями, которые происходят в стране, концерт в Петербурге вынужден отменить. А мы уже выехали.
Влад: Мы новости не смотрели, это было обычное утро, как у всех. И мы едем в поезде, подумали, что он с ума сошел. Мы вышли в Твери и постепенно стали читать новости, и тут нас накрыло. И с этого момента концертная деятельность всех наших проектов на длительный срок обрубилась.
Вы помните, когда вы сыграли первый концерт после начала войны?
Рита: В сентябре.
Влад: Мы играли на дне рождения, закрытом празднике, на корабле.
Рита, ты сказала, что у вас новые песни, они какие, о чем?
Рита: Мы поем каверы.
Какая подборка?
Рита: Танцевальная, в облегченных акустических аранжировках, так как сегодняшний наш состав неполный — нас обычно четверо, а сегодня двое. Половина играет на дне рождения у главного раввина в Москве. А мы остались вдвоем, собственно, с чего мы и начинали. Влад на гитаре, я на аккордеоне.
Влад: История была такая. Рита позвонила мне, я ехал в пробке по Садовому кольцу, и говорит: «Ты сможешь исполнить эту песню на мероприятии?».
Рита: Это был день рождения важного человека из банковской среды, меня позвали ведущей и исполнить песни сольно.
Влад: Рита мне говорит, что там на велком-зоне ничего сложного, надо спеть 30 песен под гитару о любви. Я зачем-то сказал «да», потом неделю в ужасе разучивал, потому что петь — это не мой конек, и я понял, что взял непосильную историю. Неделю фигачил, и в день X ехал на расправу, знал, что меня разоблачат.
Рита: Никогда не забуду, Влад был в длинном шерстяном пальто, и я ему сказала:
«Ты прям как крокодил Гена». И он еще был в шляпе, с гитарой.
Влад: В итоге происходит потрясающая ситуация: меня сажают на этот пыточный стул на велком-зоне, и я начинаю петь песню БГ (прим. ред. — Бориса Гребенщикова).
Думаю, наши читатели помнят, недавно Борис Борисович приезжал в Ереван, давал два замечательных концерта.
Влад: В общем, один человек подходит, слушает меня и говорит: «О, мы тоже на гитаре играем», и потом организатор ко мне подходит, а я сыграл песни 3, и говорит: «Все, не надо, гости идут в другую зону, можешь идти отдыхать». Я неделю учил 30 с лишним песен… И у меня такое тепло пошло, счастье, знаешь, невероятное облегчение.
Как после школьного экзамена.
Влад: Когда сдал и все.
Рита: Меня еще попросили исполнить очень странные композиции, не очень похожие на мой репертуар: Мумий Тролль «Руда» или «Я убью тебя, лодочник». Я пыталась адаптировать эту композицию под женский вокал, потому что абсурд.
Мы с Владом тоже на неделе собирались и разучивали песни, которые должны были вместе играть, и таким образом завязался наш дуэт — это 2020 год. Мы разучивали программу на час за неделю, был очень строгий список композиций, которые мы должны были исполнить. Мы везли всю нашу аппаратуру: у нас был волшебный чемоданчик с двумя колоночками Roland маленькими, как радио, стойкой для микрофона, микрофоном, проводами — с этим отправились в Плес. Там мы выступили, и с тех пор началась наша совместная творческая деятельность с Владом.
Позже добавился мой любимый барабанщик Александр Захаров. Помню, как 7 лет назад поймала себя на мысли, что мечтаю сыграть с этим барабанщиком. Мы играли с ним концерт в «Гоголь-центре» в книжном магазине — с тех пор мы не собирались. Потому что если нет спроса, то коллектив потихоньку разваливается.
Так сложилось, что мы скооперировались, нас уже стало трое, потом я снова встретилась с виолончелистом, клавишником, композитором Александром Козловским. И нас стало четверо, и понеслась. Где нас только судьба не мотала. Во-первых, Питер, Москва, у Арама Мнацаканова регулярно играли.
Влад: В разной интерпретации часто играли.
Рита: То электронная программа, диско-поп и акустика. В зависимости от площадки программа варьируется. И мы ее адаптируем, те же песни могут по-разному прозвучать.
Рит, не могу не спросить про «Гоголь-центр», сколько лет ты там играла? Расскажи, пожалуйста, подробнее, что он сейчас переживает? Что из себя представляет?
Рита: Я до сих пор там. От «Гоголь-центра» не осталось ничего. Ровно год назад,1 июля 2022 года, было закрытие проекта. Это стало театром им. Гоголя, сменилось руководство. Кирилл (прим. ред. — Серебренников — художественный руководитель «Гоголь-центра» с 2012 по 2021 год) уехал в Берлин, занимается своей деятельностью.
Вы давно с ним виделись?
Рита: Да, давно, как все это началось.
Влад: Последний раз был в какой-то Новый год.
Рита: До 24 февраля он еще был какое-то время, потом уехал.
Как изменился репертуар?
Рита: Максимально отличается от всего репертуара, который был до этого. Сняли все зарубежные драматические спектакли, вся иностранная драматургия отозвала свою лицензию. Теперь только все, что написано русскими писателями, можно играть.
Из всех режиссеров, которые ставили до этого, разрешили продолжить театральную деятельность только Сергею Виноградову, спектакль «Девять» по фильму Михаила Ромма «9 дней одного года». Я в нем играю, у меня остался один спектакль в театре и будет новый репертуар. Уже выпустили «Грозу», «Сон в летнюю ночь».
Влад: У нас с Ритой там был совместный спектакль «Исчезнувший велосипедист», который тоже был снят сразу после смены руководства. Мы его даже полгода не поиграли. Долго репетировали.
Публика относится с понимаем, поддерживает?
Рита: В каком плане? Публика сменилась.
Влад: Это другой театр, не надо сравнивать с «Гоголь-центром» — это просто то же здание, а по факту там все снесли, стены перекрашивают, асфальт сломали, делают бордюры.
Это же всегда так было с бордюрами.
Влад: Понятно, что всегда так. Полностью меняется фасадная история, внутренняя. Есть мнение такое, что театральная идея живет 10 лет, и «Гоголь-центр» просуществовал ровно столько. И, по-моему, органично завершил свое существование и не превратился в нафталин.
Рита: Кирилл нам тоже сказал, что не нужно горевать по этому поводу, что мы проделали очень классную работу, открыли для себя много нового.
Влад: Количество знакомств, коллаборации.
Рита: И что все еще впереди, нужно двигаться, развиваться с этим опытом, который мы получили за эти 10 лет. И я очень ему благодарна: то, какой театр он открыл лично для меня, это ни с чем не сравнимо, потому что это совершенно другой театр — это больше такое западно-немецкое.
Какие у вас сейчас проекты помимо вашего совместного?
Рита: У меня 5-6 проектов. В театре им. Гоголя у меня остался один спектакль. Я участвую в шоу Crave Airlines в театре Crave Theatre Moscow. Спектакль по драматургии Александра Цыпкина «Не скажу». «ЯМолодость» — это совместная работа с Владом. Детский спектакль в театре ЦДР «Птичка».
Влад: Я по-прежнему «ЯМолодость», еще пытаемся строить из себя фрешеров. Играю в разных коллективах, служу в театре им. С. В. Образцова. Служба заключается вот в чем: заболел твой коллега, и ты должен быть не в Ереване сейчас, а рядом с театром.
То есть в твоих интересах поддерживать здоровье коллег?
Влад: Да, абсолютно. Также недавно стал композитором, официально полностью озвучил спектакль «Кто убил Фриду Кало». Это спектакль в театре С. В. Образцова. Для меня новый опыт, нервный немного, но все получилось. Премьера была недавно.
Коли вы сегодня в Ереване, хочу у вас узнать, вы знакомы с армянской культурой? С композиторами?
Рита: Познакомились немного с армянской культурой, сходили в музей Мартироса Сарьяна. Композиция из картин, быта, очень понравилось.
Что касается армянской музыки?
Рита: Не успели.
Влад: Арам Хачатурян, самое известное, что приходит в голову,
Рита: Арно Бабаджанян.
Влад: В общем, про армянскую музыку. Рите как раз сегодня говорил об этом: мы идем, и везде в кафе играет в основном американская музыка, а хочется услышать этническую составляющую.
Уверен, если бы вы задержались здесь подольше, то услышали много замечательной армянской музыки. Ребята, спасибо за интервью, хорошего вам концерта! И ждем вас в Армении с концертом для более широких масс на открытых площадках.
Рита: Я бы с радостью приехала
Влад: Кстати, первое впечатление, что при выходе из самолета люди очень доброжелательны. В общем, я подумал, что Рита взяла мою гитару. Подошел к эскалатору и что-то екнуло, смотрю вниз, там стоит Рита — нет гитары. И я побежал обратно к самолету. Там стюард, он идет с моей гитарой, не видит, что я вернулся, подходит к стюардессе такой: «Хочешь, я тебе сыграю?». *смеется*
Вечером зашли поесть у отеля и встретили нескольких людей, все доброжелательные несмотря на ситуацию, что сейчас большой поток людей сюда идет, казалось бы, должно быть такое: «Да хватит, остановитесь». Здесь все равно все очень доброжелательные. Очень светлые ощущения.
Рита: Люди очень открытые, жизнерадостные.
Жаль, что вы так мало времени в этот раз, ждем вас снова. Еще раз спасибо!
Рита: Спасибо тебе!
Фото: архив Риты Крон
Читайте также:
• DiliRock: независимый рок-фестиваль в лесах Дилижана — презентация события и музыкантов
• Барабанщик Anacondaz и Noize MC Евгений Стадниченко о гастролях, алкоголе и запрете на въезд в Россию
• Участник Flat, LSD и автор музыкального подкаста Арег Арагил: прошлое, настоящее и будущее ереванской андеграунд-сцены