В Армении период с 8 марта по 7 апреля — День материнства и красоты — принято считать женским месяцем. В республике весьма много представительниц прекрасного пола, которые достигли успеха и на чьи жизненные принципы равняются их соотечественницы. 

Зарина Караханова — случай, в своем роде, уникальный. Преподаватель физкультуры, дзюдоистка полностью поменяла свою судьбу, став художником-гримером. Уже 14 лет она работает с армянскими и зарубежными кинокомпаниями и продюсерами. Сотрудничала с братьями Андреасян, NADAR FILMS, HAYASA, DJAN и многими другими.

Резкий разворот от спорта к творчеству произошел случайно: мать одной из учениц нашей героини работала специалистом по гриму. С Зариной Карахановой мы обсудили армянское кино. Она рассказала, какие нюансы нужно учитывать в работе художника-гримера. Ведь это не просто творческое дело — бывает, что образ буквально диктует, как пройдет съемка или выступление. 

Зарина, как такое возможно? Что сподвигло вас обменять пояс дзюдо на кисти?

— С детства я занималась танцами, дзюдо и продолжила обучение тоже в спортивной сфере. Уже на 4-ом курсе мне предложили преподавать физкультуру в Ереванском государственном художественном колледже имени П. Терлемезяна. В тот период очень хотела заниматься визажем, а мама одной из моих студенток оказалась профессиональным гримером. Тогда я не знала, что в Армении такая специальность вообще может быть востребованной. 

Гример — это художник, поэтому я сначала заинтересовалась рисованием. Училась с абитуриентами колледжа основам, включая цветокоррекцию. Мой мастер работал в киноиндустрии, поэтому и моя карьера началась там. Стартовала с помощника гримера. 

Можете вспомнить свою первую самостоятельную работу? 

— Это было уже на ТВ, работала на ситкоме. Ну, а первый фильм, в котором я стала главным художником-гримером — «Завтрак для двоих», 2014-й год. 

А чем отличается грим от визажа?

— Грим, на самом деле, очень сложная работа. Тут важны детали. Он не должен быть виден на актере. Ты представляешь себе образ, а затем воссоздаешь. При этом работаешь не один: в связке с режиссером, со сценаристом, замечаешь нюансы со светом. Если визаж делается для обычного дня, можешь использовать яркие тона, цвета, а вот в кино такое непозволительно. Я никогда раньше не могла себе представить, сколько всего происходит за кадром, сколько часов гример создает образ актера. 

Грим, на самом деле, очень сложная работа. Тут важны детали 

Работать по несколько часов над образом весьма сложно. Бывает, что актер не идет на контакт. Какие факторы вам приходится учитывать? 

— В программе обучения для студентов у меня есть важная лекция, которую я читаю абсолютно всем — гример, визажист должен быть психологом. Ты должен уметь выстраивать правильный подход к актеру, чтобы он отдыхал во время грима, а не напрягался и стрессовал. 

Актер должен войти в кадр позитивным и энергичным. Контакт с ним очень важен. Конечно, есть случаи, когда диалог не выстраивается, и здесь важен опыт. Нужно суметь его «уломать», сменить плохое настроение хорошим. Мы тоже учимся, ведь каждый наш подопечный — человек со своим характером. 

Гример должен быть психологом

Вы работали и в кино, и в театре, и на телевидении. Чем отличается грим на этих площадках? 

— Так как больше я люблю кино, это моя слабость, с него и начнем. Там необходима детальная работа, ты создаешь законченный образ. Грим не должен быть виден, поэтому наносится тонким слоем. Кроме того, нужно знать особенности света, где он будет стоять, куда направлен — приходится советоваться с режиссером. В кино работа сложнее — съемки длятся месяцами, график ненормированный. А бывает, что съемка не всегда идет по сценарию, сюжеты меняются. Необходимо запоминать и повторять образы в точности. 

На телевидении чуть проще: есть площадка, где заранее ставится свет. Ведущий, допустим, сидит и гример трудится сразу на месте. Опять же, тон нужен неяркий, естественный. 

Ну, а в театре все наоборот. Тут грим наносится очень яркий, толстыми слоями. Здесь он более грубый — должен быть хорошо виден сидящему в самом последнем ряду зрителю. 

Восприятие глаза отличается от картинки с камер. В этом случае как быть? Постоянно смотреть и сравнивать работу в кадре?

— Конечно, отличается. Смотришь, сравниваешь, поправляешь, но, когда у тебя уже есть опыт, то нет необходимости постоянно высматривать. 

А работали ли в экстремальных условиях? 

— Много. В очень плохих условиях работала, в туалете даже. Бывало в торговых центрах шла съемка и не находилось более удобного места, чем уборная.

Сложно такое представить… 

— Да уж. Первая моя работа была на пленэре, на площади Республики, я стеснялась, даже возмущалась, что нет гримвагена (прим. ред. — мобильный фургончик для съемочной группы). Но не было бюджета, поэтому приходилось трудиться в спартанских условиях.

На краю обрыва бывало грим поправляла, меняла линзы без какой–либо страховки. Тогда я даже не думала об этом. На кладбище работала. Хорошо, что съемка была днем, а не вечером. Снимали ролик для индусов.

Часто работаете с зарубежными компаниями?

— Достаточно. С московскими продакшнами работала, с грузинскими, индийскими. В командировки ездила, когда приглашали. 

Что самое главное в работе гримера? 

— Его образованность. Профессионал не должен поддаваться эмоциям. Частенько бывают форс-мажорные ситуации, когда нужно находить быстрые решения.

Профессионал не должен поддаваться эмоциям

Расскажите про самый сложно созданный образ.

— В декабре прошлого года из Франции приезжали коллеги, чтобы снять фильм, посвященный геноциду армян в Османской империи. В главной роли снималась актриса — дочь российского скрипача Владимира Спивакова — играла сразу несколько ролей. Сюжет фильма был основан на реальных событиях — истории ее семьи. Когда я прочла сценарий, он меня сильно тронул.  

Актриса играла мужскую роль, мы ей сделали пластический грим. Вообще, сложно делать мужской грим на женском лице, особенно, если девушка сама хрупкая, черты лица нежные. Мы создали пластические формы и прикрепляли к лицу, клеили бороду, ставили парик, чтобы получить образ мужчины в молодости, потом в зрелом возрасте. Кроме того, у нас не было пробного грима. Она прилетела ночью, я днем сделала ей грим и начали съемку, хотя на такую работу необходимо около месяца. 

В картине были персонажи, игравшие троих турецких солдат, которым нужно было менять образы по нескольку раз. За три дня мы все сняли. Для меня, как художника-гримера, все было невероятно сложно, но интересно. Из одного героя мы получали 5-6 образов, которые делались за 3-4 часа и все они разные. Теперь с нетерпением жду премьеру. 

Сложно делать мужской грим на женском лице, особенно, если девушка хрупкая

Давайте немного углубимся тогда в сам процесс. Как делается грим, с чего вообще начинается ваша работа?

— Сначала встречаешься с режиссером, знакомишься со сценарием. И только после нескольких прочтений у тебя в голове появляются образы актеров. Затем их обсуждаете с режиссером и художником-дизайнером одежды. Следующий шаг — создание пробных вариантов, съемки фото и видео получившихся образов. 

В кино часто бывает так, что снимаете не по очередности сценария, поэтому важно иметь фотографию образов в разных сценах, чтобы повторить их. И актриса, к примеру, не выходила из душа уже накрашенной. Тут помощники необходимы, они помогают в этих трудных условиях не потеряться, ничего не забыть, ведь из-за одной ошибки может пострадать весь съемочный процесс 

Сложно ли работать с коллегами? Они не слишком требовательны?

— Нет, они знают, что им конкретно нужно, ставят перед тобой определенную задачу и не меняют ничего по ходу.

Какой грим сложнее — мужской или женский?

— Мы, в большей степени, создаем образ, но анатомически мужское лицо отличается от женского. Мужчинам интереснее создавать облик. Например, я в одном фильме работала над созданием грима Арно Бабаджаняна, картину снимал российский продакшн, и мы очень долго думали, как? В итоге решили, что только нос сделаем пластическим, а над остальными чертами лица работали тенями. 

Мужчинам интереснее создавать облик

Как-то раз делала грим для фильмов ужасов. Большой, многонациональный проект. Актер пять часов сидел в кресле, и я вместе с помощниками пять часов работала над его полным образом: гримировали и лицо, и руки, и ноги. Очень интересный образ получился. 

Актеры тоже запоминают свои образы. Часто были случаи, когда работала несколько раз с одними и теми же, и они, помня предыдущий опыт, с воодушевлением просили сделать вновь какой-то интересный. 

А в каких жанрах фильмов больше любите работать?

— Я всегда предпочитала создавать сложные образы, мучаться в поисках решения сложных задач. Результат в конце больше радует. Твои работы воодушевляют еще и твоих учеников, ведь им тоже важно видеть работы своего мастера. 

Вообще, это та сфера, которая постоянно развивается, появляются новые инструменты и методы. Наша работа не любит тех, кто может «проспать», ты всегда должен быть бодр и актуален. Наша работа — искусство. Недостаточно просто любить ее, нужно полностью погружаться в это, творить. 

Зачастую я предлагаю режиссерам собственные идеи создания образов, сама себе усложняю работу, но зато классный результат получу в конце. 

Теперь небольшой блиц для вас. Без чего художник-гример не может таковым считаться?

— Без большого багажа знаний. Если ты не образован, будет сложно.

Какую работу можно повторить вновь и вновь? 

— Я не буду повторять работу, а создам более сложную. Ни один гример не сможет в точности воссоздать прошлый образ, всегда будут хоть и маленькие, но отличия.

Существует ли предел в работе художника-гримера? 

— Нет. Нам всегда есть, что делать. Мой мастер по сей день работает. Предел — это когда уже не можешь трудиться физически. В целом, предпочитают работать с молодыми мастерами, так как они и все делают быстрее, и думают по-новому. Для продюсеров легче нанимать их из–за активности. В нашей сфере жесткие ограничения по таймингу. Время закончилось — и все, актер должен выйти на площадку. 

У вас есть самая любимая работа? 

— На самом деле, я люблю создавать ужасные образы. Они устрашающие, но для меня это красиво.

Фото: Зарина Караханова

Читайте также:

•  «Жаль, что без нее едем». Актриса Мариэтта Цигаль-Полищук о спектаклях Жени Беркович накануне ереванских гастролей

«То, что работает в книге, не всегда работает в кино» — сценарист и продюсер Роман Кантор о фильме «Мастер и Маргарита»

«Дети не любят запоминать факты». Сценарист Эдуард Аянян — о работе над анимационным циклом об армянской истории