Он родился в Киеве, вырос в Ереване и добился успеха в Британии. Карен Чифталарян — акционер, создатель и генеральный директор Show4Me — популярной по всему миру платформы для музыкантов и их поклонников. Это качественный сервис для артистов, концертных организаторов, рекорд-лейблов, создания, монетизации и прослушивания музыки, получения эксклюзивного контента и билетов на мероприятия.

Show4Me стал одним из топовых стартапов в музыкальной индустрии Соединенного Королевства — удостоен регалий от британского правительства и организаций, которые выставляют рейтинги. 

Девять лет назад внук бывшего вице-премьера Армении, Рубена Чифталаряна,  придумал, как изменить привычное течение музыкальной индустрии, вдохнул в нее новую жизнь. Благодаря ему, творцы могут напрямую доставить плоды своего труда своим зрителям и слушателям. Образно говоря, теперь и овцы (музыканты) целы, и волки (рекорд-лейблы) сыты. 

Имя Чифталаряна хорошо известно в определенных деловых кругах в пределах Старого Света и не только. Его бизнес успешен, а репутация не оставляет вопросов. Спустя 29 лет он вернулся на родину и полон планов.

Мы поговорили с Кареном о пути к успеху, особом подходе к благотворительности, справедливости в деловой среде и крайне простой регистрации на Show4Me.

Знаю, что пока существовала твоя страница в Facebook, там ты называл себя мечтателем и немного сумасшедшим. А почему именно так?

— Show4Me такой проект, в который никто не верил. Многие мои товарищи, знакомые, когда я начинал эту идею, говорили, мол, сумасшедший, ты же финансист, зачем вообще этим заниматься? Я всем им не поверил, стал делать, и когда первый раунд инвестиций мы привлекли, все внезапно захотели со мной дружить, а не издеваться. Собственно, поэтому немного сумасшедший.

Часто по жизни приходилось не обращать внимание на чужие мнения и действовать так, как хочется самому?

— Постоянно, у меня характер специфический. Довольно своенравный человек. Мне всегда хотелось доказывать другим, что я прав. Не всегда получалось, конечно, но попытка не пытка, за нее на бьют. И, кстати, довольно часто получалось. 

То есть рисковать можно и нужно?

— Да. Если плывешь просто по течению, никогда не выделишься.

Если плывешь просто по течению, никогда не выделишься

Ты часто в интервью говоришь о том, что проигрывать нужно, и это совершенно не смущает тебя как бизнесмена, который берет и аккумулирует новые идеи. Признавайся, часто проигрывал?

— Я убежден, что проигрывать нужно, иначе мы не будем чувствовать, что такое выигрыш, во-первых. Да, проигрывал часто. Но так у всех, кто что-то делает. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Однозначно, проигрыш — это опыт, который невозможно купить за деньги. Люди вот прыгают из окон на Уолл-стрит. Почему? Не готовы к кризису. Настоящий менеджер и бизнесмен — это человек, который в любой ситуации может, даже проиграв, признать поражение и дальше идти вперед.

Проигрывать нужно, иначе мы не будем чувствовать, что такое выигрыш

Давай поговорим о твоем серьезном выигрыше. О Show4Me, который называют Facebook для музыкантов. Как вообще его идея зародилась и почему, несмотря на все предостережения друзей и коллег, ты решил действовать в этом направлении?

— Еще в юношестве прочитал Теодора Драйзера «Финансист Титан Стоик». Мне было 13 лет, когда я осилил эту трилогию и захотел стать финансистом. И к этому шел довольно долгий промежуток времени. До момента, пока мой основной бизнес, финансовый, пришлось заморозить на какое-то время. Сейчас он уже снова работает. Но в тот момент у меня появилось чувство, что я что-то не то делаю, и надо чем-то новым заняться. Тут как раз и появилась идея Show4Me. 

Ко мне в Киеве как-то пришел один знакомый — британский промоутер, который организовал довольно много концертов с крупными звездами. И предложил организовать ретро-шоу 90-х. Мол, привезем звезд — Haddaway, Corona, Coolio и других. Я до этого вообще не относился никаким образом к концертной деятельности и музыке. Правда, музыку всегда любил. И он мне говорит, ты же инвестбанкир, вложи денег, и заработаем вместе. Не все понимают, чем занимаются инвестиционные банкиры. 

Я подумал, почему нет, и как финансист, стал изучать этот рынок, пытался понять, насколько он интересен мне. Увидел, что это очень высокорисковый проект. Согласно статистике, в мире из пяти концертов — три убыточных. Понятно, что тут «средняя температура по палате», в зависимости от года, ситуации и конъюнктуры рынка все может меняться. Во время ковида вообще концертов не было. Но, в принципе, убыточных концертов всегда больше, чем прибыльных. 

Одновременно с этим, как мне предложили поучаствовать в ретро-шоу 90-х, пришел ко мне товарищ-одногруппник с рассказом о том, что такое краудфандинг. Я начал вопрос изучать, и подумал, а почему бы не использовать краудфандинг для того, чтобы делать концерты по запросу. Идея заключалась в том, что когда промоутер хочет организовать и привезти, предположим, Мадонну в какой-то город, что он делает? Он платит поп-диве деньги, чтобы зафиксировать дату, отдает деньги площадке, на которой планируется мероприятие. По факту, инвестирует собственные средства. Потом запасается валерьянкой, валидолом и так далее, и начинает продажи билетов. И тут уже или продашь, или не продашь.

Согласно статистике, в мире из пяти концертов — три убыточных

Но, я думаю, в случае с Мадонной, все нормально будет.

— На самом деле не всегда. Бывают разные ситуации. У тебя вперед покупают билеты с открытой датой, и установленная точка безубыточности, как мы ее назвали confirmation point достигается, если ты продал 60% билетов. И тогда ты понимаешь, что уже окупился. 

На тот момент времени платформа должна была делать выплату. Что получается? У человека уже есть необходимые деньги, он продал билеты для того, чтобы оплатить это все и собственных денег не вкладывать. Таким образом, мы убираем все риски. 

Вот с этой идеей я начал носиться, пошел к одному своему другу. Надо же было компанию собрать. Одному как-то скучно. Он меня послал «в баню попариться», второй друг сделал тоже самое. И только третий удивился, заявив, что это, конечно, сумасшедшая идея, но, давай попробуем. Это сейчас мой партнер в Show4Me, Антон Соломко. Мой давний друг, я его знаю 38 лет из 41 своей жизни. Мы скинулись деньгами, выступили инвесторами, первого раунда инвестиций, ангелами (прим. ред. — так в инвестиционной сфере называют начального инвестора на ранних этапах развития) сами себе выступили и начали делать платформу Concert Crowdfunding. 

Соцсети не было на тот момент. И уже чуть позже эта идея начала потихоньку превращаться в платформу, где музыканты и музыкальные профессионалы могут напрямую маркетировать свои продукты на конечного потребителя, что убирает ряд посредников. Да, мы переходим дорогу огромному количеству бизнесов, обслуживающих эту индустрию, но тем не менее это оптимизация, что всегда хорошо.

Были проблемы с теми, кого подвинули?

— Не было. Пользователи начали нам писать, почему мы не можем размещать контент, не можем слушать музыку на платформе. А у нас просто был  краудфандинг концертов, и все, точка. И тогда мы приняли волевое решение переделаться в соцсеть. Изучили рынок, поняли, что эта ниша отсутствует, хотя многие начинали тогда уже говорить о direct-to-fan платформах. И, в принципе, мы трансформировались уже в социальную сеть, хотя мы так не называем себя — исключительно Music Interaction Network, сеть музыкального взаимодействия. 

На тот момент мы научились и создали определенные возможности на платформе, которые позволяют тем, кому мы переходили дорогу, наоборот, улучшить свой бизнес, оптимизировать его. Мы с ними подружились в конце концов. Скажу так, один кусок вроде забрали, но дали другой. И так получилось, что сейчас мы работаем с теми же рекорд-лейблами. Хотя на старте старались пропагандировать идею о том, что вам, музыкантам, не нужны рекорд-лейблы, потому что вы попадаете в кабалу. Только потом я понял одну вещь, что каждый должен заниматься своим делом. И реально, только 5% музыкантов понимают, как заниматься бизнесом.

А помнишь ли ты первый день, когда подумал: «О, все-таки я не сумасшедший! Все работает!» 

— Помню. Это был день, когда у нас пришел первый раунд инвестиций, к нам поступили деньги на счет, я позвонил Антону, говорю, едем в бар. Мы сидели там, а я ему, вот видишь, Антон, даже ты меня немного сумасшедшим считал, но ты мой друг и прихоть исполнил. А так ведь, правда, можно было. И, повторюсь, большинство тех, кто подкалывал меня, мол, какой-то сайтик делаешь, какие-то билетики продаешь, когда пришел первый раунд инвестиций, их будто подменили — все начали дружить. Вот лишнее подтверждение того, что я правильно поступил.

Ты вышел из зоны комфорта, пожертвовал ей. Поговорка о том, что понты дороже денег, не работает.

— Не работает. Можно понтоваться, но когда до дела дойдет, они закончатся.

Большинство тех, кто подкалывал меня, мол, какой-то сайтик делаешь, какие-то билетики продаешь — все внезапно захотели дружить

В Ереване услугами твоей платформы Show4Me уже пользуются. Тот же бар Stop, театр Babylon и другие — я видел у них сообщение, что будут мероприятия и там же упоминание о вас. Предлагаю теперь рассказать тем, кто пока не в курсе вашей деятельности. Что нужно делать музыканту, который захочет прийти на вашу платформу? 

— Начнем с того, что обязательно надо иметь электронную почту. Потом следует зайти на show4me.com и зарегистрироваться как профессионал. В принципе, все. Сервис абсолютно бесплатный для музыкантов. Работает от продаж, будь то билеты, музыка, стриминг или видеостриминг, потому что платформа, это, конечно, не только билеты. В Армении, в Ереване, сейчас только первые заведения и площадки начинают узнавать о нас. 

У меня планов запускаться здесь не было. Я вернулся из Германии, спустя 29 лет, хотя считаю Армению родной страной. Подумал, что рынок небольшой, населения не слишком много, но, тем не менее, просто принципиально Show4Me должен работать в Армении. Хотя бы потому, что меня зовут Карен Чифталарян.

Раз уж мы заговорили о корнях, Армения, действительно, это не только твоя страна по происхождению. Твой дедушка был первым вице-премьером Армении в начале 90-х годов. Человек здесь не чужой. Прививал ли он тебе любовь к родине?

— Я могу сказать одно. Мой дед был очень большим патриотом Армении. Когда в 1988-м году здесь произошло ужасное землетрясение, погибло огромное количество людей, и колоссальное число граждан остались без крова, он, занимая на тот момент должность замминистра в Украине, вызвался самостоятельно приехать сюда. Конечно, сначала не на должность первого вице-премьера — занимался восстановительными работами. Мой дед сделал очень много для Армении именно в те сложные годы. Уехали мы отсюда в Украину в 94-м году, так сложились обстоятельства. И вот наконец-то, спустя столько лет, я вернулся на родную землю, которую очень люблю, в город Ереван, в котором пошел в первый класс. Для меня все здесь близко. 

Мне хочется, чтобы в Армении развивались современные технологии. Так уж вышло, что я армянин, который родился в Киеве, долгое время жил в Ереване, а в Лондоне учился и работал. Show4Me стал одним из топовых стартапов в музыкальной индустрии Соединенного Королевства — у нас регалии и от британского правительства, и от местных организаций, которые рейтинги выставляют. Но, в любом случае, я должен в своей любимой стране тоже сделать что-то хорошее.

Мне хочется, чтобы в Армении развивались современные технологии

Итак, родился в Украине, рос в Армении, три офиса — в Берлине, Лондоне и Киеве. Ты человек мира?

— Наверное, нет. Я активно путешествую, очень многие страны посетил, правда, в основном, по делам. В отпуске был за последние восемь лет всего два раза и только по неделе.

Это очень жестоко.

— Уже привычка, даже не заморачиваюсь. Мне комфортно там, где мне комфортно. Человек мира в моем понимании — это человек, у которого, как говорят, ни рода, ни племени. Себя я таковым не считаю. В определенных странах мне некомфортно, но это не значит, что я не уважаю их обычаи и уклад. 

Как не крути, вот в Германии, хоть у нас там офис, мне некомфортно жить. Менталитеты разные, абсолютно разные привычки и подходы к жизни. Да, у меня партнер немец, мы там работаем, но это лишь бизнес. Нет потребности обсуждать внутренние, душевные аспекты существования. Ты занимаешься бизнесом, у тебя все прагматично и просто. А вот когда уже живешь, тебе хочется общаться и находиться в определенном комфортном обществе, и прежде всего морально. Ведь моральный аспект жизни и эстетическое восприятие окружающего мира, это, наверное, 50% нашего счастья. 

В отпуске был за последние восемь лет всего два раза и только по неделе

В Армении тебе комфортно?

— В Армении мне очень комфортно. Я на машине сюда приехал из Германии, пересек почти всю Европу, а далее через Турцию и Грузию попал в Армению.  Преодолел 5700 километров. Интересные впечатления. Получился некий отпуск у меня — 10 дней мы ехали, правда, в Стамбуле остановились на два дня. И вот я пересек границу с Арменией, оказавшись на родине спустя 29 лет. 

Расчувствовался?

— Не расплакался, хотя аж приперло так душевно. Я вышел, это было плато, орлы летают, поля, все находится на высоте в 2000 метров над уровнем моря. Холодный ветер. Я приехал летом — в Ереване было плюс 40 градусов, а там прохладно. Стоял, руки развел в разные стороны и вдыхал родной воздух, по которому, действительно, соскучился. Удивляюсь людям, которые готовы поменять это на ту же Германию. 

Каковы у тебя планы в Армении? Может какие-то переговоры уже ведутся?

— Конечно, есть планы по Show4Me. Мы сейчас тестовые мероприятия организовываем на площадках, с которыми начали работать. Собираемся с помощью функционала, который у нас есть на платформе, развивать музыкальный рынок в Армении. Здесь сплошь люди музыкально образованные, каждый второй музыкальную школу закончил. На самом деле просто не хватает функционала, удобства и немножко хайпа для того, чтобы индустрия могла пойти вперед и выйти на другой уровень. Вот это, в принципе, основная задача. Есть точные планы, но пока я не буду их разглашать.

Бизнес и благотворительность. Должен ли бизнесмен жертвовать что-то? Делаешь ли ты так?

— Однозначно делаю, но у меня очень специфический подход. Так как я финансист, то хорошо понимаю, что многие благотворительные организации — псевдо-благотворительные. Из того, что человек донатит, только малая доля идет действительно на помощь кому-то. Поэтому все донейшены, которые делает наша компания, исключительно напрямую: детским домам, приютам для животных. И всегда без посредников. Это мое принципиальное решение. Мы никогда не вкладываем и не будем вкладывать деньги и донатить в какие-то благотворительные организации и фонды. Я знаю изнутри, как это работает. И меня это не устраивает. 

Для тебя, в настоящий момент, что самое главное в жизни? Каковы приоритеты? 

— Считаю себя наркоманом достижений. Мне постоянно нужно куда-то идти. К чему-то стремиться. Я уже полюбил решение проблем. Становится скучно, когда нет задач, которые нужно решать, или целей, которые нужно достигать. Я действительно стал от этого зависим. 

При этом не устаю. Для меня то, что я делаю, это не работа. Многие ходят на работу и мучаются. Устают, ждут выходных. У меня все наоборот — с нетерпением жду понедельника. Одного дня отдыха хватает с головой. Второй уже лишний — начинаю как тигр в клетке метаться и не знать, куда себя применить. Учитывая, что у меня семьи на данный момент нет, заниматься особо нечем. Мое убеждение, что любую работу человек должен делать с любовью — и тогда будет результат, становление профи. А многие ждут манны небесной и ищут виновных в своих трудностях. 

У меня огромное количество товарищей, знакомых. Но постоянно кутить — это неправильно. Люблю читать, особенно художественную литературу. Начиная от классики, того же Достоевского, заканчивая современными авторами.

Становится скучно, когда нет задач, которые нужно решать, или целей, которые нужно достигать

В переплете или электронную книгу?

— Электронную я вообще читать не могу.

Я почему-то так и думал. 

— Мне нужно держать книгу. Я попытался, купил электронную. Но не получается. Просто не воспринимаю текст. У меня бабушка языковед русского языка, русской литературы. Меня с детства, а тогда я еще не любил читать, принуждали — 40 страниц не осилишь, в футбол не пойдешь играть. Потом у меня был промежуток, когда я перестал читать. Это начало институтских годов. Первый, второй курс, понятное дело. А когда вошел во взрослую жизнь, сам к книге вернулся. Мне этого стало не хватать. 

Поэтому я читаю, плюс обдумываю на выходных планы на неделю. Планирую. И в принципе, для меня приоритеты и планы в жизни — это развитие дальнейшее. Сейчас запускаю несколько других проектов. Мне одного Show4Me уже мало. Тем более, эта платформа нормально развивается. А мне нужен какой-то драйв, что-то новое строить, организовывать. Наверное, это от деда моего пошло, потому что он был очень крутым организатором.

Считаю себя наркоманом достижений. Мне постоянно нужно куда-то идти. К чему-то стремиться

Назови, пожалуйста, известных личностей, которые тебе близки? Из разных совершенно сфер.

— Это очень тяжелый вопрос, потому что настолько огромное количество интересных личностей, про которых я читал.

Может, ты на кого-то хотел быть похожим, или кто-то тебе нравится?

— Я не могу сказать, что на кого-то хотел быть похожим. Такого вообще нет, чтобы я кому-то подражал. Всегда старался строить себя как личность. А личность не может быть похожа на кого-то. Она сама по себе такая, какая есть. Хорошая, плохая, это уже не мне судить, а окружающим. Но стараюсь все-таки соблюдать понятия, что такое хорошо, что такое плохо. И надеюсь, что это получается.

Не сотвори себе кумира, мне кажется, в этом что-то есть.

— Не сотвори. Как пел Виктор Цой: «Не помнит ни чинов, ни имен, но способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон».

Тебе есть за что стыдиться?

— Есть один момент. Теперь зеленые, наверное, замучают. Жила у меня ящерица. Когда она умерла, я ее не похоронил, а просто в кулечек положил и выбросил в мусорку. И меня это мучило. А если говорить про какие-то вещи глобальные, то нет. Не стыдно. Меня так воспитали бабушка с дедушкой. Это известный факт, что когда растят через поколения — бабушки, дедушки — получается консервативный человек. Мне привили честь и достоинство, защищать слабых, помогать пожилым и так далее. Стараюсь всегда следовать этому. 

О чем ты сейчас мечтаешь?

— Мечты глобальные. Хочу, чтобы те действия, которые я делаю в плане бизнеса, приносили как можно больше пользы. Даже проект Show4Me, он действительно справедливый. И так как почти уже девять лет я вникал в эту индустрию, там вижу очень много несправедливости. Мне хочется, чтобы Show4Me все исправил. Это не потому, что там какой-то фокус на деньги. Тем более их несправедливостью легче зарабатывать, чем справедливыми подходами. Это для меня принципиальный момент, чтобы Show4Me справедливо распределял те ресурсы, которые музыканты могут зарабатывать. Их огромное количество не понимают многого в бизнесе. У них специальность другая. Они и не должны этого понимать. Но окружают их, как правило, не всегда хорошие, с точки зрения морали и честности люди. Из музыкантов делают «дойных коров».

А разве бизнес вообще может быть справедливым?

— Конечно, может. Уверен на миллион процентов. У меня такой. Мы или не работаем, либо исключительно на справедливых условиях. Репутационно я с 2007-го года занимаюсь собственным бизнесом. И это уже довольно длинный промежуток времени, когда я не работаю на кого-то. Я знаю, что ни в Киеве, ни в мире, будь то Германия или Британия, где большая часть сделок проходила, ни один человек меня не может упрекнуть в том, что я кого-то обманул, либо не выполнил свои обязательства. 

Очень многие люди считают, что подписание договора это какая-то гарантия. Для меня слово и рукопожатие — большая гарантия всегда, чем подписание договора. Почему? Потому что огромное количество примеров, когда подписывали договор и не выполняли его, забивали на какие-то обязательства. В бизнесе это очень распространено. Но когда находишь контрагентов, партнеров, для которых рукопожатие и слово имеют определенный вес, тогда ты можешь с этими людьми вести объективно честный, прозрачный и справедливый бизнес. Когда выигрывают все, когда есть компромисс. 

Бизнес может быть справедливым, уверен на миллион процентов

Есть вторая категория, которая считает, что они умнее и хитрее. Такие, как правило, страдают эффектом Даннинга-Крюгера. Это когда люди преувеличивают свои умственные способности, а умные, наоборот, преуменьшают. Неумные, преувеличивая свои способности, прочитав два блога в интернете, думают, что все, они стали финансистами, экспертами в какой-то области. Понятное дело, у них есть аудитория определенная, которая точно так же им вторит. В конце концов, это иллюзия. Сами для себя самодурством занимаются плюс дурят других. А умные люди, которые на это смотрят, даже не вступают в полемику — смысла нет. Чем человек менее образованный, тем у него больше амбиций. Образование в XXI веке играет огромную роль в формировании личности — подчеркну, именно личности, а не обывателя. 

Тебе приходилось страдать от того, что ты честно пытаешься вести бизнес?

— Приходилось. Так возможно, но сложнее. Вести честный бизнес — это долгосрочка. Когда ты сохраняешь свои обязательства, когда постоянно выполняешь в полном объеме, тогда к тебе в следующий раз придут, даже если у тебя что-то дороже будет. А если ты один раз заработал больше, сделал из человека дурака, он в конце концов это понял, и во второй раз к тебе не придет. Поэтому тут, знаешь, либо сорвать большой куш сейчас и похоронить свою репутацию, либо долгосрочно строить прозрачные взаимоотношения с контрагентами и теми, с кем ведешь бизнес. Только многие не осознают, что крупный бизнес строится на 80 процентов из репутации.  

В завершении интервью небольшой блиц. Три качества в людях, которые тебе нравятся больше всего.

— Честность, доброта и, наверное, соблюдение морально-этических норм.

Три качества в людях, которые тебе совершенно неприятны.

— Подлость, зависть, лживость.

Три города, в которых ты бы хотел жить.

— Ереван, Ереван и Ереван.

Фото: Карен Чифталарян