Наверняка, проходя через площадь Республики, вы встречали мужчину, играющего на бутылках, ну или хотя бы слышали о нем в соцсетях. Его зовут Ростислав Иванченко, а инструмент собственной конструкции называется бутылофон.

Музыкант с огромным жизненным опытом переехал из Мариуполя. Не каждый может похвастать такой биографией — он собирал самолеты, играл на барабанах, работал барменом и клоуном, жил и выступал в Китае.

Конечно же, наше интервью, в том числе, связано с тем, что Ростислав победил в голосовании Collab Media Awards 2023 в номинации «Музыкант года» — он набрал 53,7%.

Мы встретились с ним перед очередным выступлением в сердце Еревана и в рамках рубрики «Прослушка» поговорили о хип-хопе, конструкции бутылофона, самой благородной публике и о том, может ли человек разбить стекло, не прикасаясь к нему. 

Привет! Почему ты выбрал Армению?

— Изначально, я приехал в Ереван по совету моего греческо-латышско-украинского друга из Мариуполя Роберта Круминьша, который влюбился в Армению еще в 2017 году. 

Ты из Мариуполя? 

— В Мариуполе я прожил достаточно долгое время, получил там образование и творческое, и рыбацкое. Были прекрасные времена. Туда я приехал, когда решил для себя стать барабанщиком — это была моя конкретная цель. Но родился в Харькове.

Барабаны твой первый инструмент?

— Нет, сначала было фортепиано, но учиться играть на нем меня отправили родители. Барабаны — первый сознательный инструмент.

Барабаны — первый сознательный инструмент

Классика.

— По классике, да. Я хорошо учился и был хорошим исполнителем. Но где же душа, где желание? Вы меня вообще спросили, что я хочу? Потом я перешел на другой уровень, когда стал играть то, что мне нравится самому.

Закончил класс фортепиано и пошел по техническим степям — стал собирать самолеты. У меня диплом сборщика авиатехники. Работал на Харьковском авиационном заводе — там производили от Як-1 до Ан-72, ну, а между ними Ту-124, Ту-104. Харьков был большой промышленный центр.

Почему позже ты выбрал барабаны?

— Потому что я слушаю хип-хоп — для меня очень важен этот жанр. Это семплированная музыка — поиграл, соединил, понравилось. Здесь есть база бесконечности для конкретных задач. Ты можешь делать все, что угодно — соединить Чайковского с Мусоргским или с народной музыкой.

Какой хип-хоп? Олдскульный?

— Олдскульный, конечно, 90-х.

Гюмри

Какие любимые исполнители?— Моя первая кассета Publiс Enemy, в 89-м году переписал. До них у меня была Sandra, в 87-м году я записал ее на бобину. Оказалось, что это тоже семплированная музыка.

Ритм все-таки самый древний способ самовыражения. Он мне близок. Я всегда хотел, покачивая ритм и кивая головой, вносить в массы радость и грусть: заплакали, улыбнулись, поплясали, послушали, поняли. Это работает.

Я всегда хотел, покачивая ритм и кивая головой, вносить в массы радость и грусть

Не могу не спросить, как в твоей жизни появился бутылофон?

— Я всегда мечтал о музыкальной эксцентрике. Бутылофон появился рядом со мной в мудрой и древней стране — в Китае. Этот инструмент дал мне возможность проявить себя.

Этот инструмент дал мне возможность проявить себя

Ты уже приехал с бутылофоном в Китай или там зажегся этой идеей?

— Приехал, можно сказать, голый. Китайцам показывал себя — они говорят, ты классный пацан, веселый, но мы не видим концепции. 

А идея родилась еще в 97-ом году, тогда я понял, что без проблем могу сыграть «Тарантеллу» на ксилофоне. А где ксилофон, там и бутылофон. Бутылки работают на меня, я их Карабас-Барабас. В дальнейшем, хочу развивать эту идею — использовать ведра, сковородки и кастрюли. Но для этого нужна площадка.

В дальнейшем, хочу развивать эту идею — использовать ведра, сковородки и кастрюли

В Китае ты также играл на улице?

— Там я играл на пианино, выступал в шоу, но начинал с работы клоуном. Одеваешь нос, гримируешься, выходишь на улицу и ходишь. Вроде бы, что хочешь, то и делай.

Так начиналась моя уличная творческая деятельность, хотя еще в 2004 году я попал в Клоун-мим-театр «Бум» в Мариуполе, в одно пространство с монстрами клоунады. Там, кстати, я играл на двух пластиковых бутылках.

Как устроен бутылофон?

— Чем объемнее бутылка и больше в ней жидкости, тем ниже звук. Маленькими емкостями управлять сложнее. Шаг между бутылками — полутон. А еще бутылка противная и зависит не только от воды, но и от тонкости стекла. Может и разбиться. Но, как правило, случайно это не происходит. Бутылки обычно бьются, если подходит какой-то конкретный человек.

Аура?

— Аура, да. Человек подошел, положил денежку, но я же не знаю, что он сделал до этого. В этот момент стекло напротив него лопается. Он мне что-то посылает, может быть не со зла, а бутылка — преграда его посылу. На меня его энергетика не перешла, и ему хорошо — он освободился от этого.

Бутылка здесь выступает в роли буфера или даже экзорциста?

— Да, это магия, правда. Я не раз подобное замечал, а ведь могу и по восемь часов играть. 

 Какой диапазон у бутылофона?

— На самом деле, это не имеет значения — для меня перестали существовать ноты.

Для меня перестали существовать ноты

А что осталось? Ритм?

— Слух. И ритм тоже, само собой. Иногда меня просят научить играть — думают, что это так легко.

Ты не отказываешь?

— Смотря кому, но вообще редко даю поиграть. Еще реже кто-то может проявить себя. Одна девочка так проявила себя, что потом ее мама просила меня в инстаграме научить играть. Здесь уже много людей, которые хотят освоить бутылофон.

Здесь уже много людей, которые хотят освоить бутылофон

Как ты выбираешь репертуар?

— Опытом. Так как я имею высшее музыкальное образование, то прекрасно ориентируюсь в стиле и жанре. Все мои треки отличаются друг от друга. Иногда ловлю себя на мысли, что одно и то же произведение могу сыграть по-разному. Ту музыку, которая повлияла на меня в детстве, я передаю как бы со стороны ребенка.

Деньги для меня не цель — мне интересно привлекать к себе внимание. Сейчас у меня 20 произведений на бутылках, а когда приехал сюда — было восемь. 

Еще что касается импровизации. Звать тебя никто на улице, если ты не можешь импровизировать. Ты должен гнать очень мощную волну, чтобы люди слушали. Для меня все — хип-хоп. Я сэмплирую, умею слышать, могу исполнить и передать. А еще здесь нужны конструкторские способности — нужно все прикрутить, разложить, чтобы ничего не упало.

Деньги для меня не цель — мне интересно привлекать к себе внимание

У тебя каждый раз новые бутылки?

— Да, постоянно разные. Они бьются. Тут еще есть элемент рыбалки, потому что бутылочку надо подвешивать. Это как леска и крючок — она должна быть в натяжке. Поэтому каждый раз у меня уходит полчаса на подготовку.

Можно ли тебя позвать выступить на мероприятиях? Ты открыт к предложениям?

— Я как пионер, всегда готов! Единственное, где клялся, так это в пионерии. Теперь всегда надо быть веселым, добрым, хорошим и честным. Но больше никогда не буду клясться, и вам не советую.

Какая публика самая благодарная?

— Дети. Чем меньше, тем благодарнее. Вот будет тут прыгать ребеночек, это человечек маленький. У него душа Бога. Малыши вдохновляют — они не скрывают эмоций и дают тебе понять, что ты на правильном пути.

Когда подходят взрослые: «Ой, вы так играете, аж ноги в пляс». Так что же вы тогда не танцуете? Меня это так удивляет.

Малыши вдохновляют — они не скрывают эмоций и дают тебе понять, что ты на правильном пути

Еще благодарная публика — это наши читатели, потому что большинство проголосовало за тебя. Что ты пожелаешь людям в новом году?

— Я пожелаю любить музыку, дарить улыбки, и чтобы ни случилось в жизни, доверяйте друг другу. Если мы не будем доверять друг другу, то это будет конец света.

Если мы не будем доверять друг другу, то это будет конец света

Фото: Александр Патрин, архив Ростислава Иванченко

Читайте также:

«Мы не подстраиваемся под мейнстрим». Группа «Красные Зори» — петербургские «колдуньи» в предгорьях Южного Кавказа
Black/Thrash/Speed. Группа Rampant Beast — представители новой школы армянского метала
Барабанщик Василий Кузякин о своем творческом пути, записи EP «Комсомольску» и концерте в колонии строгого режима
«Пусть угаснут все конфликты, а мы станем добрее друг к другу» — пост-панк группа «Черная Речка» впервые выступила в Армении
«Я ползала и читала рэп». Александра Кутман — группа KUTMAN, ex-The Jack Wood, ex-Pussy Riot
«Луна сменяет солнце, восток меняет запад». Пророчества в мире индастриала: дуэт Marzahn из Берлина впервые выступил в Ереване
Поддержка от солиста System of a Down и подарок от гитариста Queen. Nemra — творческий путь армянской рок-группы с нотами национальных мотивов
«От фанка и джаза до рока и метала» — группа Tabule
«Мы не думаем, что спасем мир» — нойз-рок группа «Davachanner»
«Верим, что создаем сильную в духовном смысле музыку» — группа VANAKAN
«Если бы музыка была вне политики, я бы вообще не стал этим заниматься» — общественный деятель и рэпер Давид NAY374 Агаджанян
Группа «Спасибо» о прошедшем туре, дуэте Jesss, планах на будущее и собаках
«С 15 лет постоянно был на гастролях, играл во множестве групп» — трубач Олег Ларионов о музыке, кинопоказах и грибах
Участник Flat, LSD и автор музыкального подкаста Арег Арагил: прошлое, настоящее и будущее ереванской андеграунд-сцены
Барабанщик Anacondaz и Noize MC Евгений Стадниченко о гастролях, алкоголе и запрете на въезд в Россию
«Музыка для нас образ жизни» — армянская регги-ска группа Puzzlny