Аня Лепезина руководительница серии арт-проектов, проходящих в расслабленной атмосфере в барах Еревана. Участники занимаются творчеством или просвещением, попутно общаясь друг с другом. Она начинала с «рисования с пивком», но со временем, когда к ее инициативе стали подключаться другие люди, репертуар ивентов расширился — теперь это и лекции, кинопоказы, мастер-классы по вязанию, а в будущем еще планируются вечеринки для постоянников.

Художница переехала жить в Армению осенью 2022-го — после разведывательного путешествия сюда в августе того же года. В России Аня работала учительницей ИЗО в частной школе и помогала ставить спектакли с детьми — сейчас же ее подопечным значительно больше лет. Как она сама говорит, сделала мероприятие, на которое хочется приходить самой.

Мы встретились с ней в баре «МИР» и поговорили об арт-встречах для взрослых, людях-алмазах, концерте в честь дня рождения, опыте випассаны, автостопе по стране и самом красивом месте. 

У тебя в инсте написано в шапке профиля училка ИЗО. Как сейчас с этим в твоем проекте? Училка один раз, училка навсегда?

— Видимо. Это проявляется даже в повседневном общении с нашими гостями *смеется*. Потому что я все время какую-то гиперзаботу включаю. «Да, все нормально, да, все хорошо, ты молодец, да, просто живи свою жизнь, все супер». Мне кажется, у всех, кто работает с людьми, что-то такое есть. Надо мной уже шутят постоянники.

У вас есть какое-то свое пространство? 

— Нет, мы всегда в разных барах Еревана либо в каких-то студиях. Со всеми любим посотрудничать, подружиться. Пока что своего пространства нет. Может быть, в будущем при необходимости откроем.

Сколько существует твой проект и как его корректно называть?

— Он называется «рисование с пивком», в которое входит и гравюра, и вязание, и само рисование непосредственно — все, что связано с визуальным искусством. Летом появилось ответвление — «лекции с пивком». Просто потому что наш друг захотел провести лекцию и предложил мне ее организовать. А само рисование с пивком существует с 15 января.

Банальный вопрос — а почему с пивком? Почему, не знаю, не с винцом?

— Кажется, с вином и так много всего. И с ним, как правило, подороже, а это сразу… немного too fancy (прим. ред. — слишком пафосно). Мне хотелось чего-то попроще — такого же, как я. Я достаточно простой человек — люблю обычные тусовки, маленькие андеграундные панковские гиги. Мне хотелось чего-то похожего на эти самые концерты, но по своей профессии.

Конечно, не получилось именно в том формате, в котором я хотела, потому что все-таки это не бюджетное мероприятие — оно стоит дороже раза в 2-3, чем концерт, и получается чуть разная целевая аудитория. У нас приходят немного более платежеспособные ребята, которые при этом остаются панками в душе. Вот так, поэтому с пивком — это проще и приземленнее. Мне и самой больше нравится пиво — я сделала мероприятие для себя, на которое хочется приходить.

У нас на ивентах, которые стоят от 5-7 тысяч драм, один напиток входит в стоимость. Но пить именно пиво совершенно не обязательно — я не пропагандирую чрезмерное употребление алкоголя. Можно приходить и по «по купону на напиток», который мы выдаем, брать что-то безалкогольное, как это часто и бывает у наших гостей.

Как появилось еще и вязание?

— Подошла Ксюша и спросила про направление вязания в рамках нашего проекта, а я предложила ей вести. Попробовали — сейчас это одно из самых популярных наших мероприятий. Ксюша золото, вязание супер. Мне самой очень понравилось. Я даже сама почти связала панамку, но, может быть, к зиме ее лучше переделать в балаклаву.

Как проходят ваши занятия? Вы рисуете что-то по заданной теме или свободный формат?

— По-разному. Вот у Ани, которая проводит акварель и графику, чаще всего какая-то определенная тема. Она подготавливает кучу референсов распечатанных. Иногда сама показывает поэтапный пример. Все достаточно понятно — если ты хочешь научиться с нуля, то тебе туда. Потому что Аня прямо супер все классно объясняет.

На вязании том же Ксюша первые 10 минут все показывает новичкам. Потом приходят «старички», и тут уже начинается работа над изделием.

На набросках у нас позирует модель, а ведущая следит за временем, чтобы позы менялись, и совсем немного подсказывает по технике. Тут, в основном, каждый сам за себя, рисуем то, что видим и тренируем свой глазомер.

На мероприятиях, которые я провожу, чаще всего происходит что-то очень странное. Например, у нас есть формат speed painting, где каждый рисует на холсте пять минут, а затем передает его дальше по столу — таким образом, каждый добавляет свои элементы на каждую картину. Тут я не показываю никаких примеров. Человек пробует, и что-то там вырисовывается. Я только говорю, над какой частью картины мы работаем: условно, сначала мы все рисуем голову — она может быть абсолютно любой: Аристотеля, крокодила и так далее. Потом рисуем тело, следующим этапом ножки, ручки, окружение. И вот у тебя получается странный чудик, который собран коллективным умом.

Давай немного о переезде. Как ты сейчас вспоминаешь первые дни в Армении?

— Я приехала заболевшая, поэтому не часто выходила из дома. Но при этом в первую неделю успела сделать соцкарту, подать все бумажки на банковскую карточку. Чтобы уже сразу со всеми документами разобраться. Очень продуктивное было первое время.

По твоему Instagram вижу, что ты много путешествуешь по Армении. Это правда?

— Да, но большую часть своих путешествий по Армении я совершила еще до переезда. Потому что я приезжала сюда на разведку. Я достаточно тревожный человек порой — мне нужно быть уверенной, что все окей, что я переезжаю в какое-то понятное для себя место. Поэтому я была здесь в августе прошлого года, плюс еще Грузию посетила.

Почему выбрала Армению?

— Это была первая остановка в моем путешествии в отпуске. И я на таком запале и драйве приехала — было очень много энергии и сил. Проехалась по всей стране автостопом. Была в Татеве, на Севане, в Хор-Вирапе — ну то есть посещала какие-то важные локации. И, собственно, из-за того, что столько впечатлений и все так круто, мне больше понравилось в Армении. Плюс здесь было больше знакомых и друзей в тот момент. А в Грузию я приехала уже сильно уставшая, но там тоже было классно. 

Это был первый твой автостоп?

— Каталась раньше, но чуть-чуть совсем. В основном, в компании. А тут первый такой долгий, одиночный.

Автостоп это же такое немного мистическое путешествие. Можно даже сказать, психотерапевтическое. Встретила ли ты дух Армении в лице какого-нибудь таксиста?

— Конечно. Я от Севана как раз в Татев ехала — было девять машин, везде очень разные люди. Был какой-то дядька-вояка, который мне рассказывал про политику, как он критично настроен к некоторым представителям власти. Были какие-то семьи добряков, которые не говорили ни по-английски, ни по-русски — мы просто в каком-то молчании ехали, но при этом понимали друг друга.

Мне кажется, дядьку, который кормил меня персиками, можно назвать духом Армении, таким добродушным. Это была одна из первых машин. Я еще очень сильно волновалась, все-таки автостоп — это опасное дело, и я всегда садилась на заднее сидение. Тут водитель такой: «Будешь персик?», — и дает мне нож с фруктом. В этот момент осознала: я в безопасности, все в порядке — водитель сам дал мне нож.

А что тебя больше всего впечатлило? Помимо людей. 

— Кажется, самое красивое место в своей жизни увидела именно в этом путешествии… Это возле Татева — Чертов мост. Под ним прекрасные пещеры, в которые достаточно сложно пробраться, потому что там отвесный спуск и единственная возможность к ним спуститься — это тонкая веревочка, за которую ты держишься, и небольшие выемки в скале для ног. 

Достаточно стремно, но это того стоит, потому что там все как будто бы с другой планеты: сталактиты, сталагмиты, невероятные цвета и формы. И ты пробираешься по этой красоте: где-то нужно плыть по воде, чтобы на следующую сушу добраться, где-то пролезать по камням, где-то проходить пороги с очень сильным течением. В одиночку я бы не справилась, но на месте познакомилась с ребятами, и мы друг другу помогали проходить все сложные участки.

Как тебе в Ереване по вайбу?

Ереван мне очень нравится, здесь все намного ближе, чем в той же Москве — я никогда не жила в компактных городах, если не считать мою деревню. Я из Кубинки — это небольшой городок в Подмосковье, там 17 домов. Время там я никогда не воспринимала как свою социальную жизнь: училась в школе, а дальше после девятого класса начала ездить в Москву и жить там. Поэтому здесь меня очень приятно удивило, как все устроено. Можно поселиться на окраине центра и везде доходить пешком, и даже если живешь в отдаленном районе, все равно через полчаса можешь быть в нужном месте. 

Любимый район Еревана?

— После Кентрона — Ачапняк. Мне очень нравилось там жить — было 20 минут от метро «Дружба» до дома через мост Киевян.

Давайте продолжим нашу виртуальную прогулку по столице. Мы сидим сейчас в баре «МИР». Может быть, назовешь какое-нибудь место силы? Или заведение?

— Мое место силы — это детская железная дорога. Там есть такой камешек уже прямо в реке Раздан, и когда в реке побольше воды, до него нужно допрыгнуть, а когда поменьше, можно по камушкам просто пройти. Садишься, смотришь на течение воды, и тебе становится очень медитативно, красиво и спокойно. 

Я могу назвать бар «Дружба» некоторым местом силы, потому что он прямо как-то сильно спасал меня при переезде. Я туда просто приходила одна, играла в карты, знакомилась с кучей народа — это меня сильно успокаивало, помогало адаптироваться в новой стране.

К тебе здесь на рисование приходят люди не из России, а местные?

— Приходят, но в меньшей степени. Поначалу, когда вот только стартовал проект, их было больше, потому что что-то новое и интересное. На данный момент буквально 1-2 постоянника, и все.

Мне бы хотелось поисследовать, что нам можно делать для местных ребят, чтобы им тоже было интересно приходить на занятия. Стоит делать проект для всех, а не только для релокантов. Закрытыми быть совсем не хочется.

При этом я понимаю, что у «рисования с пивком» выявилась какая-то миссия, если так можно сказать, по адаптации релокантов на новом месте: ребята приходили к нам, ошалевшие после переезда, познакомились и сдружились друг с другом, происходил даже так называемый нетворкинг.

Как будто сейчас в этом нет большой необходимости, все плюс-минус привыкли к этим переменам, и эта «миссия» постепенно уходит на второй план. Сейчас я стараюсь сделать акцент на том, чтобы мы все принимали друг друга такими, какими есть и относились друг к другу с заботой и пониманием — сама я тоже этому потихоньку учусь. 

«Арт-пивко» и другие проекты с ним связанные — это твоя единственная деятельность?

— Обычно я еще пару раз в неделю работаю няней. Сейчас у меня проблемы со спиной, поэтому я временно «в отпуске». Семья, с которой я сотрудничаю, постоянная. Мы познакомились прямо в мою первую или вторую неделю после переезда и сразу поняли, что сработаемся. Они чудесные!

А до этого ты работала с детьми?

— Да, в целом я очень много работала няней в России и четыре года учительницей в частной начальной школе — это большой кусок моей жизни, очень важный, который мне сильно помог во всем, что я сейчас делаю.

Ты ходила в ереванский музей современного искусства?

— Нет, но я была в музее Параджанова. Это вообще сказка — туда хочется еще и еще ходить. Меня очень впечатлили эти выдавленные ногтями портреты, которые он делал, пока сидел в тюрьме — просто невероятные какие-то, очень техничные. 

Кто твой любимый художник, деятель искусства? Может быть, кто-то из современного искусства?

— Меня иногда вдохновляет Кандинский, потому что он решил стать художником, насколько я знаю, только лет в 30. При этом взял и изменил мир.

Мне очень нравятся люди, которые что-то делают. Это очень классно. Я сейчас слушаю книжку Экхарта Толле — называется «Новая земля». Очень вдохновляет. 

Ты занималась детскими спектаклями в России?

— Да, во время работы в школе у нас была арт-команда, которая состояла из учительниц драмы, танцев, музыки и меня. Мы создавали спектакли. Я каждые полгода активно рисовала декорации по много штук. Ставили все: «Все мыши любят сыр», Киплинга, «Золушку», «Аладдина».

В основном мы опирались на желания детей: что им заходило в тот или иной период учебы по каким-то произведениям, то и ставили, чтобы поддерживать, укреплять этот интерес и переосмыслять его с разных сторон. Одно дело просто почитать книжку, а другое — изнутри понять, почему герой живет именно так, попробовать вжиться в роль, играя его на сцене.

А в государственных школах ты работала? 

— Нет, повезло избежать *смеется*.

А какое у тебя образование?

— Я с 10-12 лет училась в разных художках. Потом после девятого класса поступила в колледж декоративно-прикладного искусства имени Фаберже. Там я училась четыре года на художника лаковой миниатюрной живописи.

В дипломе у меня было написано «художник-мастер, преподаватель». Из-за этой приписки «преподаватель» меня и взяли работать в школу. А вот высшее образование я не получала, только проходила дополнительную профессиональную переподготовку.

Ты говорила, что любишь андеграундные панк-команды. В мае в честь твоего дня рождения в TUF был концерт — выступало четыре группы. Как я понял, бесплатно? Это все твои друзья?

— Да, они все бесплатно выступали. У группы Beertles, которые открывали концерт, я была их менеджером на тот момент. Хотела попробовать себя в этой роли, но быстро сдулась. Сейчас у ребят получается намного лучше организовать себе концерты, чем это получалось у меня.

В группе HETO играет мой очень близкий друг Федя, да и с остальными ребятами, с кем знакома, в хороших отношениях. Еще группа «Собачье дело» — мы с ними знаемся еще с Москвы.

И «Рыцарные Рыцари», с которых вообще началась организация всего концерта. У меня остался чат после прошлого дня рождения, где человек 100 участников — в том числе Дима Козин, который играет на барабанах в «Рыцарях». Он написал, что классно бы в Ереван в гости приехать. Я предложила им выступить. Уже через пару часов мы договорились с TUF, и началась подготовка. Все это было недели за 3-4 до празднования.

Как ты себя чувствовала, когда в тот день прыгала со сцены в толпу людей?

— Это волшебно, я просто растворялась в том, что происходит. И на концерте я отплясывала на каждой группе и безумно радовалась происходящему.

Мне очень нравится организовывать, и я получаю огромное наслаждение, когда все срабатывает так, как должно. У меня прямо мозг расслабляется в этот момент. Происходит какое-то напряжение-напряжение-напряжение, а потом раз и все получилось! Круто! И очень тепло на душе.

Ты производишь впечатление человека, который любит что-то приносить, отдавать людям

— Сегодня слушала у Экхарта Толле книгу. Там было про то, что чем больше ты даешь людям, тем больше к тебе приходит. И вообще не нужно ничего ждать — просто живи счастливо и будь в моменте. Если про все это активно подумать, то очень классно так жить. Я мечтаю стать максимально просветленным человеком, насколько это возможно в рамках моей жизни.

Ты увлекаешься практиками медитации, может, mindfulness?

— Скорее да, чем нет.  И потихоньку этого становится больше в моей жизни. Я ездила на випассану (прим. ред. — курс по буддийской технике медитации, проводится в уединении и молчании в течение 10 дней) весной.

Как все прошло?

— Невозможно сейчас сказать хорошо или плохо, потому что так, как должно было, так и прошло. Было и очень тяжело, и очень приятно.

Суть этой практики в том, чтобы ты не реагировал ни на какие влечения и отвращения. Принимай все так, как происходит. А все пройдет в любом случае, даже если тебе что-то очень сильно нравится, это скоро закончится, нет смысла сбиваться с внутреннего равновесия.

Что было сложнее: сидеть, молчать или что-то другое?

— Молчать вообще несложно — все, что связано с обетом, мне далось легко и понравилось. Тяжело медитировать по 10 часов в день. Ну, опять же, в какой-то момент ты просто это принимаешь и понимаешь, что скоро закончится.

У меня нет сейчас в повседневной жизни практик медитации. После курса даются рекомендации о том, что лучше медитировать хотя бы час утром и час вечером. Я этого не делаю, но теперь в любой момент в стрессовой ситуации могу закрыть глаза и успокоиться. Просто почувствовать свое тело, свое дыхание и все. Как-то это заземляет очень сильно. Намного легче справляться с любым стрессом, который происходит в жизни.

Ты много поездила по Армении?— Достаточно. В Дилижане я была только на рок-фесте, в котором мы участвовали с «рисованием с пивком».

Мне очень понравился Ванадзор. Я его запомнила, потому что во время автостопа меня там угостили кофе на заправке, что было прямо кстати. Заправка выглядела как будто бы из старого американского фильма: поздний вечер, и она так подсвечивалась неоновыми огнями. В Ванадзор потом я еще ездила, когда звездопад был, Персеиды. 

Ты сказала, что была застенчивым человеком, а сейчас организовываешь концерт в честь своего дня рождения, знакомишься с людьми в другой стране. Специально что-то делала чтобы преодолеть это барьер, или оно само?

— Я помню, когда поступала в Москву, самым вдохновляющим фактором для меня было то, что впереди новые люди, и я сейчас как всех их узнаю, как со всеми познакомлюсь. И, видимо, я постепенно к этому шла. Мне в целом нравилось обрастать большим количеством связей. Мне очень интересны люди.

И мне кажется, в каждом человеке кроется где-то внутри нечто невероятное, чего нет у всех других. Мне очень интересно докапываться до вот этого вот зернышка, которое где-то там греется, теплится. Это не каждый раз происходит при таком количестве знакомств, но порой такие алмазы находятся, что хочется собрать их все.

Много ли алмазов здесь, в Ереване?

— Очень. Вот эта вот тусовка, на «рисовании с пивком», я настолько за нее благодарна судьбе, миру и жизни. Это волшебные, чудесные люди, такие теплые, такие настоящие. Это настоящие алмазы. В целом, среди людей, которых я встречаю в Ереване, их очень много.

В «рисовании с пивком» тусовки вне самого рисования бывают?

Постоянники все время тусят, на новоселья друг к другу ходят, просто встречаются, гуляют, знакомятся. Я собираюсь для них делать мероприятие раз в квартал.

Это какая-то арт-вечеринка?

— Да, это, наверное, закрытая вечеринка, куда вход разрешен только при посещении наших мероприятий раньше.

Какие идеи по развитию «арт-пивка» в будущем?

— О, их полно. Когда я поняла, что проект разрастается и интересен людям, подумала, что нужно открываться и в Гюмри, и в Тбилиси, и вообще по всем странам СНГ.

Попробовала в Гюмри — это был провал. Хотя даже появилась команда, я прособеседовала людей. Но там слабо набирался народ, и мне было очень тяжело об этом думать, лениво.

Сейчас я размышляю про расширение в онлайн-формате, в том числе потому что многие постоянники переехали дальше — кто-то визу в Европу получил, кто-то еще куда. Думаю о канале на Youtube почти с первого месяца проекта. Пока это просто технически для меня сложно, но я найду человека, которому это будет легко и классно.

Есть планы куда ехать дальше?

— Когда я переезжала, то приняла факт того, что теперь я кочую по миру. Думаю, что еще на годик здесь задержусь, потому что мне очень нравится то, чем я занимаюсь, то, во что это растет, то, что есть сейчас. Я никогда не думала, что такое вообще возможно сделать. И мне очень нравится и приятно, что оно работает.

Я безмерно благодарна Еревану и людям здесь за такой теплый прием! Мне очень нравится вовлекаться в местную культуру — это очень сильно вдохновляет меня.

Если переезжать, то нужно сначала как-то полностью оформить «рисование с пивком», чтобы проект автономно работал без моего физического участия — только с дистанционным. При этом у нас уже сейчас очень классная команда, но я немножко контрол-фрик, и некоторые моменты мне бывает сложно делегировать.

Фото: Саша Некрасов, Лев Левченко, Александра Семенова, портал bangkokbook.ru


Читайте также:

«Арт-Квартал»: рай для творцов в интерьерах XIX века. Как сквот художников в центре Еревана стал центром притяжения современного искусства

«Здесь можно все» — первый Центр Современного Экспериментального Искусства в Армении

«Абастан»: убежище в объятиях гор. Как заброшенная фабрика на севере Армении стала домом для художников

«Специально отстраняемся от классических лекций». Проект Kultura Brunch — об искусстве в непринужденной атмосфере

Художник Ара Шаумян о творчестве, вдохновении женщинами, эволюции искусства и месте Армении в мировой истории

От рисового зерна до огромных стен Еревана — художник и врач Шант Карапетян

«Стоимость моей картины зависит от того, насколько сильно я ее люблю» — художник Адам Адамян