Бёрдвотчинг — любительское наблюдение за птицами в их естественной среде. Для многих это способ сблизиться с природой и познакомиться с миром пернатых — увидеть их вживую, насладиться пением.
Зачастую людьми движет и азарт — гонятся запечатлеть как можно больше видов, которых насчитывается почти 11 тысяч. И готовы ради этого ездить с биноклем по всей стране, а то и миру. Это то же коллекционирование, но только не материальных вещей, как, например, монет, а зрительных контактов — ведь не всегда удается заснять животное на камеру.
Игорь Бобырь — один из представителей этого хобби. Он увлекается птицами со школьных времен — сперва ловил пернатых для кольцевания, а позже стал просто наблюдать за ними. В его копилке уже более 600 видов, которые он собирал в разных уголках планеты — от арктической тундры до джунглей и пустынь.
Сейчас Игорь живет в Армении. Летом 2023-го он начал водить экскурсии в городском парке Дилижана, чтобы показать, что рядом водятся не только голуби, воробьи и вороны, а куда более необычные птицы. В итоге ему удалось приобщить людей к этому занятию и сформировать небольшое сообщество, которое уже делает собственные вылазки, а некоторые участники ездят «на охоту», в том числе, и за рубеж.
Мы поговорили с ним о философии и зарождении любительской орнитологии, научном вкладе, самых редких «добычах», популяризации бёрдвотчинга, дилижанских наблюдениях и разнообразии армянской фауны птиц.
Как бы вы себя представили?
— Меня зовут Игорь — я полевой зоолог и природоохранник. Всю свою жизнь работал в системе особо охраняемых природных территорий и в различных научно-исследовательских проектах — в первую очередь, по изучению морских млекопитающих. Например, в последние годы работал на восточной Чукотке, занимался исследованием тихоокеанского моржа, китообразных, взаимоотношений человека и белого медведя.
Также я могу называть себя бёрдвотчером, потому что с детства увлекаюсь наблюдением за птицами. И для меня это не просто хобби, а, можно сказать, образ жизни. Этому я уделяю, как говорят некоторые мои друзья, слишком много времени.
Что такое бёрдвотчинг? Откуда это появилось?
— Бёрдвотчинг зародился в Европе на рубеже XIX и XX веков. Наблюдением за птицами люди увлекались и намного раньше, но массовым это явление начало становиться как раз в это время — в первую очередь, в Британии. Сначала это было таким хобби аристократов. Европейские джентльмены считали птиц, пытались находить новые для себя виды, обследовать территории на предмет наличия каких-то пернатых. Ну и постепенно все ушло в массы.
Вскоре эта волна охватила США — именно там были проведены первые турниры между любителями птиц и был издан первый полевой определитель для бёрдвотчеров. Именно в Соединенных Штатах бёрдвотчинг стал реальной альтернативой массовой охоте — теперь люди соревновались не кто больше добудет гусей за день, а кто больше увидит и определит птиц.
Как вы пришли к такому экзотическому занятию и чем вас это заинтересовало?
— Пути в бёрдвотчинг у всех разные. Кто-то приходит даже от скуки.
У меня же был не совсем обычный путь. Я не просто начал наблюдать за птицами — я начал их ловить. Вообще в России ещё с царских времен были птицеловы, в советское время это было довольно распространенным увлечением среди любителей природы. Птицеловы добывали пернатых для того, чтобы содержать дома — слушать их песни и использовать в качестве манных птиц. То есть в маленьких клеточках их сажали рядом с ловушкой или сетью, и они своим голосом приманивали сородичей, которые тоже попадались.
Но я ловил птиц не просто так, я занимался кольцеванием. Это один из методов изучения птиц, который довольно широко используется до сих пор, чтобы познать различные стороны их жизнедеятельности — пути миграции, дальности полетов, места зимовок. Так вот, будучи еще школьником, я попал в такую удачную компанию, где взрослые в общем-то дяденьки ловили и кольцевали маленьких птичек.
Уже 20 лет назад было мало птицеловов. Культура ловли и содержания пернатых перестала быть распространенной — в юношеской среде тем более. Это было уже не популярно. Хотя, на мой взгляд, ловля птиц, — прекрасная возможность познакомиться с живой природой в целом и миром птиц в частности. Это непередаваемый спортивный азарт в сочетании с важным для науки делом — получится ли поймать сегодня десяток щеглов и надеть на них алюминиевые кольца.
Тогда меня, школьника, это просто завораживало. Но постепенно я стал увлекаться не только ловлей, но и просто наблюдением за птицами.
Что конкретно заинтересовало, на самом деле сказать сложно, но я помню, как окунулся с головой в этот мир. Я прогуливал первые уроки в школе, чтобы пойти куда-то в лес, посидеть весной на оттаявшем болоте и понаблюдать, как к водопою слетаются стаи возвращающихся в наши широты птиц. Я брал в библиотеке все возможные книги, которые касались пернатых. Даже пытался вступить в преступный сговор со школьным библиотекарем — предлагал на любых условиях не возвращать ей книгу Маргариты Родионовой «Летят перелетные птицы».
В общем, для меня открылся совершенно новый, удивительный мир. Такое птичье Зазеркалье, которое до сих пор не отпускает.
То есть научная сторона у этого тоже имеется?
— Каждый выбирает по себе: для кого-то это только личное хобби, и свои собственные достижения он хранит в блокнотике на книжной полке рядом с определителями, а кто-то выкладывает в общий доступ или предоставляет для исследования ученым.
Довольно давно бёрдвотчеры вносят вклад в гражданскую науку. Существует практика во многих европейских странах, когда раздел фаунистики практически полностью ведут любители — то есть собирают материалы по птицам и предоставляют их орнитологам. Сейчас есть несколько международных платформ, куда можно заносить свои данные — это отметки встреч, списки видов, аудио- и видеозаписи, фотографии. И всем этим могут пользоваться специалисты.
Так что у этого занятия есть научная сторона, причем довольно серьезная и мощная. Более того, многие интересные наблюдения, допустим, залеты каких-то редких, нетипичных для какой-то территории видов, фиксируют именно любители.
Как выглядит процесс? Это как фотоохота, но только с биноклем?
— Это вопрос очень сложный, потому что категорий бёрдвотчеров существует много. Классический вариант — прогулка с биноклем или зрительной трубой. Но можно, например, разделить бёрдвотчеров по географическому охвату. Кто-то наблюдает только в своем городе, кто-то только в своей стране, кто-то только на одном континенте, ну а кто-то мотается по всему миру в поисках новых видов.
Также есть и фотоохотники, которые интересуются, в первую очередь, получением красивых картинок. Кто-то снимает видео, кто-то записывает голоса. В общем, в среде бёрдвотчеров много разных «узких специалистов».
Сколько на вашем счету увиденных птиц? И какие из них самые интересные?
— У меня на самом деле небольшой список — в нем всего 605 видов. А вот насчет самых интересных тут сложно сказать, потому что бывает, что многие встречи с птицами запоминаются не просто самими пернатыми, а антуражем происходящего. Допустим, стоять на рассвете на берегу Ледовитого океана, когда еще в сумерках начинают лететь сотенные, тысячные стаи обитателей птичьих базаров — это совершенно непередаваемое ощущение.
Бывали, конечно, виды, за которыми я целенаправленно охотился, долго искал, но так, чтобы выделить самых-самых интересных — нет, так сделать вряд ли смогу. Интересен сам процесс, интересны все птицы — каждая в чем-то уникальна, каждая чем-то удивляет.
Давайте так — увидеть которых было большой удачей.
— Одна из запоминающихся встреч с редким видом была с белобровой зонотрихией. Это небольшая птичка, которая довольно обычна на североамериканском континенте и крайне редко залетает на самый восток Евразии. Мне удалось понаблюдать за ней на Чукотке — долго, часа три, наверное. Сфотографировал, послушал ее песни.
А в каких экзотических местах вы наблюдали?
— Ну, наверное, самые необычное — вьетнамские джунгли в районе Аннамских гор. Приходилось ползать по джунглям в высоких горах в 40-градусную жару.
Еще меня впечатлили наблюдения в египетских пустынях, когда на первый взгляд безжизненное пространство оказывается полным птиц.
Я знаю, что вы в Дилижанском парке проводите групповые наблюдения. Какие виды удалось там обнаружить? Сколько? Есть ли среди них редкие?
— Да, действительно, мы проводим и групповые наблюдения, и вообще вовлекаем местных жителей в этот процесс. С июня я начал проводить экскурсии, и постепенно у нас получилось создать такое небольшое комьюнити дилижанских бёрдвотчеров. Если начиналось все в городском парке, то теперь некоторые ребята мотаются не только по Армении, чтобы посмотреть птиц, а даже ездят в другие страны — теперь в их багаж добавляется еще бинокль и пара определителей.
Если говорить о Дилижанском городском парке, то на сегодняшний день совместными усилиями нам удалось насчитать 74 вида птиц — с учетом того, что в Армении обитает всего около 350-ти. Получается, это где-то пятая часть птиц всей страны.
Понятно, что многие виды — залетные или редко встречаются во время миграции. Сейчас в период осеннего пролета было много интересных встреч — допустим, с водоплавающими птицами. В горном Дилижане мы видели фламинго, черношейную поганку, лысух. Что касается редких видов — это некоторые соколообразные, например кобчик и сапсан.
Грант Дандуров говорил, что для них такое обилие разных птиц здесь было открытием. И что они планируют даже сделать таблицу, где все пернатые обитатели будут указаны. Ваших рук дело?
— Это, на мой взгляд, очень показательная история, когда интерес человека и его неравнодушие дали толчок развитию какой-то отрасли. Я пришел к Гранту с предложением почитать лекции в туристском центре, провести экскурсии. Он согласился.
И меня приятно удивило, что довольно занятой человек, руководитель парка, сам пришел на первую лекцию и на первую экскурсию рано утром в свой выходной. Мы тогда насчитали около 20 видов, некоторых птиц посмотрели совсем близко. Всех участников это впечатлило, но и Гранта, я так понимаю, тоже.
Это довольно обычное дело, когда обыватель, не сильно знакомый или вообще незнакомый с миром птиц, считает, что рядом живут только воробьи, голуби и вороны. Но на самом деле, если чуть внимательнее присмотреться и прислушаться, то даже в собственном огороде, саду или ближайшем парке, оказывается, обитает довольно большое количество птиц. Это как раз один из основных смыслов, который я вкладываю в свои экскурсии — хочу научить людей быть внимательными, смотреть вокруг себя и видеть больше красоты.
Что касается создания стендов, на которых будут изображены пернатые обитатели парка, то это пока только идея. И подобных планов много. Мы хотим развесить линию искусственных гнездовий, сделать порядка двух десятков домиков для птиц, чтобы привлекать их в парк. Хотим соорудить кормушки, и организовать зимнюю подкормку, увеличить количество экскурсий. Надеюсь, что-то из этого осуществится. Я, конечно, стараюсь всячески помогать, что-то подсказывать сотрудникам парка, потому что считаю, что в Армении это направление очень перспективно. И Дилижанский городской парк — отличная площадка для бёрдвотчинга.
Еще знаю, что иностранцы специально приезжают в Дилижан, чтобы понаблюдать за птицами.
— Ну здесь стоит сказать, что вообще бёрдвотчеров в мире довольно много, и они все перемещаются по планете в поисках новых видов. И Кавказ довольно востребован среди них. Если весной и летом погулять по горам в Дилижанском национальном парке, то вы наверняка встретите англоговорящих туристов, и каждый второй будет именно бёрдвотчером. В Армении не сильно развита эта индустрия, не так много проводится специализированных туров по наблюдению за птицами, но несмотря на это, бёрдвотчеры самостоятельно приезжают сюда.
Существует специальная платформа, на которой бёрдвотчеры со всего мира выкладывают свои данные о встречах птиц. И вот, зайдя на такой сайт, можно посмотреть в каких регионах, в какое время какие виды отмечают. Ну и, соответственно, постараться построить свой маршрут таким образом, чтобы зацепить самые интересные точки для наблюдений.
Что касается экскурсий в Дилижанском городском парке, то приходят в основном местные жители и приезжие из России. Но недавно у нас были первые зарубежные гости — из Индии. Такой удивительный, приятный факт — ребята зашли на eBird и узнали, что сейчас во время миграции здесь отмечают довольно много птиц. В итоге, приехали в Дилижан, чтобы специально сходить рано утром на экскурсию.
В других регионах делали вылазки? Если да, то как по стране отличается фауна птиц? И в чем ее особенность?
— Да, я ездил и по другим регионам Армении. Это пока только юго-запад и север. Еще не всю страну объехал, но стремлюсь к этому .
Фауна птиц по стране, естественно, отличается в зависимости от того, в каком ландшафте ты находишься. Этим уникальна и притягательна Армения для наблюдателей за птицами: страна компактная, но при этом здесь огромное количество разных природных зон и ландшафтов.
Например, недавно, 14 октября, состоялся October Big Day — это такой международный праздник для бёрдвотчеров. Суть его в том, чтобы увидеть как можно больше птиц в течение суток. Главное, что таким образом любители помогают ученым, когда единовременно во время осенней миграции по всему миру считают птиц и наблюдают за их перемещениями.
В этот October Big Day я проехал с друзьями по Армении около 200 километров и посмотрел птиц в совершенно разных ландшафтах. С утра я был в городе и полях, затем побывал в горах. Дальше мы отправились на рыборазводные пруды, на реки и озера. Всего за 12 часов мы насчитали 70 видов птиц — отличный результат для осени. Я думаю, в этом и есть уникальность Армении для бёрдвотчеров — за короткий период ты можешь встретить совершенно разные виды птиц в разных биотопах.
Как думаете, почему это направление важно популяризировать? Что это дает людям?
— Я считаю, что любые знания экологической направленности в современном мире очень важны. И любые увлечения, связанные с природой, дают человеку очень многое.
Сейчас большинство из нас живут в каменных джунглях и завязаны исключительно на цивилизацию. Птицы, которые бывают зачастую рядом, дают тонкую ниточку, которая связывает нас с природой. Мне кажется, это очень важно.
Если ты начал увлекаться птицами и знаешь, что здесь обитают такие интересные виды, тебе уже вряд ли захочется выбросить в этом месте свой мусор.
Какие у вас дальнейшие планы? Может есть идеи, как дальше развивать и масштабировать бёрдвотчинг в Армении?
— Дальнейшие планы, касающиеся бёрдвотчинга в Армении, довольно простые. Я хочу продолжать делать то, что я делаю — водить экскурсии, расширять их географию. Сейчас я уже начал организовывать их в Ванадзоре. Продолжу читать лекции, рассказывать о птицах. Также есть в планах проведение каких-то экологических акций, хотя бы в масштабах того же Дилижанского городского парка. Еще мне, конечно, хочется начать самому возить сюда группы из-за рубежа и показывать им местных птиц. Но для начала нужно лучше изучить территорию, объехать всю страну, найти какие-то уникальные, но при этом нетривиальные локации.
Что касается идей, как дальше развивать и масштабировать бёрдвотчинг в Армении — думаю, этот процесс уже не остановить. Здесь уже есть бёрдвотчеры и появляются новые. Также приезжие любители из других стран — их поток, я думаю, не иссякнет, а будет только увеличиваться. Так будет идти популяризация этого направления в Армении.
Фото: архив Игоря Бобыря
Читайте также:
• Руководитель дилижанского парка Грант Дандуров о туризме, чае, буддизме и скандинавских школах
• «Современные пространства должны реализовываться только при участии непосредственных пользователей»: каким будет городской парк Дилижана после большой реновации