Весной 2024-го в Ереване планируется множество культурных событий. Помимо эстрады, классики и джаза, всегда можно найти альтернативные выступления. Например, 16 марта в Muha приезжают французские панки Bleakness, а 23 концертное агентство Camerata привозит небезызвестных Bicycles for Afghanistan.

Если говорить о независимом театре, то в марте Babylon представляет спектакль Caligula, а театр արդեն / arten показывает «Предателей» по роману Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Крайне рекомендуем к посещению оба мероприятия.

Мы затронем лишь малую часть ереванского андеграунд-движа — ведь есть еще хип-хоп и электронная сцена, выставки, перфомансы, вечеринки.

Где находятся ключевые места независимой сцены, как она создавалась и как чувствует себя сейчас, кого стоит послушать и на что посмотреть. Об этом мы поговорили с создателем театра Babylon Арутюном Ованнисяном, лидером группы Davachanner и одним из основателей концертного агентства Camerata Александром Глумквистом, блогеркой и исследовательницей армянского андеграунда Асей becooltonight

Арутюн Ованнисян — основатель театра Babylon, актер, режиссер

Как возникла идея сделать свой театр?

— Идея была очень проста — мы хотели сделать независимый театр, чтобы ставить там то, что нам нравится самим. В государственных же надо играть то, что тебе предлагают — отказаться нельзя, если ты там работаешь. Я так не хотел. 

В конце 2020 года у нас закончилась 44-дневная война — мой брат Ван (прим. ред. — Ван Ованнисян — лидер группы Vanakan) воевал там в Кельбаджаре, а меня не взяли из-за негодности. Во мне копились переживания и энергия — я захотел все это выплеснуть и что-то сделать. Так появился театр Babylon.

В январе 2021-го мы нашли это помещение — тогда здесь было много мусора. Весь ремонт делали сами с моим другом Арменом Саргсяном.

Свобода действий — это главное отличие от классического театра?

— У нас тоже в своем роде диктатура *смеется*. Мне предлагают различные темы, а я решаю можно это сделать или нет. Но атмосфера здесь совершенно иная — это  наш дом, трехкомнатный. 

У вас же проходят не только спектакли, но и выставки, и концерты.

— Обычно, помимо сцены, пространство в театрах тебе ничего не предлагает, а у нас с этим связаны темы наших спектаклей или выставок. Площадка нашего театра помогает придумать идею и воплотить ее в жизнь. 

Что такое независимая театральная сцена в Армении?

— Думаю, на этот вопрос могут дать ответ зрители, глядя на нас. Мы вроде бы первые в этой стезе — в формате бара-театра точно.

То есть больше ты не можешь припомнить подобных театров? 

—  Еще есть Agora, Tech Degh. Я слышал про театр արդեն / arten, но никогда не был на их постановках. Честно говоря, не знаю, может быть есть еще какие-нибудь театры в квартирах. Я всегда рад, когда происходят подобные вещи и всячески приветствую это.

А есть ли взаимодействие с театрами в других странах?

— Мы были в Германии — играли коллаж-спектакль The Best of Shakespeare. Режиссер Зара Антонян — наш художественный руководитель. Недавно приезжала из Москвы театральный критик — интересовалась нашей деятельностью. Пока что о нас не так много знают в других странах, но мы всегда рады знакомствам и предложениям.

Что идет сейчас, и какие премьеры в этом году? 

— Первая премьера состоялась в январе 2023-го. Это пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта «Маленькие супружеские злодеяния». Еще будет Babylon Show 2 — уже играем первую часть. Этот спектакль мы сделали с моим другом Андраником Микаеляном, с которым давно знакомы и вместе учились. Это такой коллаж о братоубийстве — Авель и Каин, Моцарт и Сальери, наш Григор Нарекаци. Babylon — потому что тема библейская. Show — потому что в виде перфоманса. Лучше все увидеть своими глазами, чтобы было понятнее.

Также прошло интересное мероприятие — The Room of Babylon. Мы предоставили комнату двум художникам, которые одновременно рисовали на полотнах под диджей-сет. То есть это была музыкальная выставка и перформанс. 

16 и 19 марта пройдет премьера спектакля Caligula. Он основан на реальных фактах, а сам театр будет представлять собой империю, где зрители находятся рядом с актерами и свободно перемещаться по пространству.

Александр Глумквист — группа Davachanner, концертное агентство Camerata

Как поживает эмигрантская андеграунд-сцена спустя почти два года после ее появления?

— Мне кажется, что главный ее расцвет пришелся на первый год после переезда. Это были и мы с Davachanner, и Kilikillers, и «Семинар». Был очень большой движняк и в плане концертов, и в плане записей — все что-то делали. А сейчас кто-то уехал, кто-то просто подустал, кто-то занят другими делами.

Много групп продолжают деятельность и, наверное, какие-то еще появляются — периодически вижу анонсы новых коллективов. Но лично у меня уже нет такого ощущения, какое было год назад.

Удалось ли интегрироваться и наладить культурные мосты с местной сценой?

— В какой-то степени, да, получилось — это очень хорошо заметно на примере других стран, куда уехали эмигранты. Я не буду говорить за всех, но мне кажется, что в Армении уровень интеграции и творческого сотрудничества выше, чем где бы то ни было еще. Мы узнали очень много классных групп и подружились с ними — в том числе с Rozen Tal, Tsayg и другими командами, которые выступали на фестивале (прим. ред. — промогруппа Camerata провела Unrest Festival в июне 2023-го).

Но на ценообразование с точки зрения владельцев площадок это особо не повлияло, потому что нам все еще заряжают высокие цены. И, к сожалению, даже несмотря на довольно большое количество концертов, которые мы тут сделали, так и не получилось выйти на более тесный уровень сотрудничества. Мне кажется, во многом из-за этого мы видим, что выступлений в Ереване становится все меньше и меньше.

Какие итоги ты можешь подвести и ждать ли нам дальнейших привозов от вас?

— Итоги я могу подвести только неутешительные. Все участники нашей команды устроились на регулярную работу. Потому что за год, в котором мы полностью посвятили себя организации концертов, несмотря на большие проекты, вроде БГ, или тура A Place To Bury Strangers, финансово это не оправдалось.

Сейчас у нас запланировано только два концерта группы Bicycles for Afghanistan — в Ереване и Тбилиси. Было показательно, что на последнем привозе, который мы организовали — A Place To Bury Strangers — был полный зал, и несмотря на это, мы не вышли в плюс. Потому что аренда площадки и всего оборудования стоит невероятных денег. Мы долго пытались как-то изворачиваться, что-то придумывать, и у нас получалось. Но сейчас мы понимаем, что по тем или иным причинам, люди, которые здесь отвечают за клубы и аппарат, не готовы двигаться.

Лично для меня в дальнейшем делать большие концерты в Ереване нецелесообразно. Плюс есть довольно четкое ощущение, что аудитории стало гораздо меньше за последний год. Концертный бум — все что здесь происходило и с участием экспатов, и с участием местных — довольно сильно завяло. За редкими исключениями, вроде бара Muha. Даже если посмотреть на большие концерты, которыми уже не мы занимались, например, «Пошлая Молли», «Кровосток» — по нашей информации, они собрали гораздо меньше, чем год назад.  

Есть ощущение, что Ереван возвращается в то состояние, в котором он находился перед тем, когда многие из нас приехали сюда весной 2022-го. Не то чтобы это неожиданность — мы предполагали, что в какой-то момент это может случиться.

С группой A Place To Bury Strangers в Ереване

У вас почти год назад вышел альбом In Limbo. В этом году вы планируете что-нибудь записывать и выпускать?

— У нас есть какое-то количество материала, которым мы хотим заняться. Может быть, выпустим EP — это будет зависеть от того, насколько быстро будем готовы все записать. Раньше все происходило очень оперативно — появлялся драйв не только в плане концертов, но и в плане творчества. Видимо, из-за того шокового состояния, которое нужно было как-то выразить.

Сейчас этого уже нет — у всех какие-то свои дела, жизнь перешла в обыденное русло. Но есть несколько новых песен, которые хотелось бы выпустить. Надеюсь, что мы в ближайшее время это сделаем.

Ася becooltonight — блогерка, исследовательница армянской андеграунд-сцены

Когда ты начала исследовать армянскую андеграунд-сцену и как ты к этому пришла?

— Я вернулась в Армению из Пекина в конце октября 2021-го года. В Китае мы часто ходили на концерты и мероприятия, но в Армении мне было очень трудно найти какие-то ивенты, не связанные с электронной музыкой. Анонсы концертов были в основном в Facebook, и надо было знать, где именно их искать. Это происходило до начала войны, так что многих заведений и коллективов не существовало.

Я решила связаться с площадками, группами и разместить всю информацию в одном месте — у себя в инстаграм. Сначала это было только для меня и друзей, но люди стали находить мой аккаунт — вот так все и началось.

Интервью с коллективами связано с моей первой профессией — это археология и история. Я очень люблю архивы, а найти информацию про армянские группы было почти невозможно, поэтому я решила это сделать сама. Для следующих поколений и для развития сцены.

Sepultura, Brazil (2015)

Какие направления наиболее развиты среди армянского андеграунда? Скорее всего, это метал. Почему именно этот жанр, как ты думаешь?

— Да, большинство армянских групп играет метал, если более конкретно — блэк-метал, иногда с элементами фолк-музыки. Есть только несколько рок-групп, которые играют альтернативу или панк. И всего одна эмо-группа.

Если смотреть на историю местной сцены, то в Армении и диаспоре всегда в основном были метал-группы. Возможно, это связано с тем, что фанаты метала более верны своему музыкальному комьюнити. Такие коллективы, как показывают факты, остаются актуальными гораздо дольше, чем группы других жанров, которые приходят и уходят.

К тому же, влияние религиозного фактора в Армении играет важную роль. Метал может рассматриваться как форма бунта, а тексты песен находят отклик у тех, кто отвергает так называемые нормы в консервативных обществах, к которым относится и Армения.

Rotting Christ (Greece), 2015

Давай перечислим основные концертные площадки и расскажем о них чуть подробнее, где искать андеграунд в Ереване?

— Сейчас наиболее активные площадки для метал- и рок-концертов это бар Muha, который открыли Аня из Kilikillers и «На Ножах» и Вова из Kilikillers и Davachanner. Также есть The Venue — там владелец из панк-группы BDSM. Tone Lab, который открыла группа Rozen Tal. И, конечно же, Stop Club, который существует уже долгое время — мой самый первый концерт в 2010 году был именно там.

Saturnus (Denmark), 2011

Какие самые мощные привозы были на твоей памяти и кого бы ты хотела увидеть и услышать в Ереване?

— Из тех, которые я помню — это Rotting Christ (black-metal из Греции), Hate (blackened death из Польши), Sepultura (thrash и death metal из Бразилии), Saturnus (melodic-death из Дании), Harikiri for the Sky (post-black-metal из Австрии) и Vader (death-metal из Польши).

Выступление Vader было в 2019 году — тогда возникло много контроверзий вокруг этого концерта. Армянская церковь выступала против — люди называли это сатанизмом, портящим общество, поэтому организаторам пришлось менять место проведения и так далее.

А из групп, которые я бы хотела увидеть — это Gehenna и Satyricon из Норвегии и Primordial из Ирландии.

Топ-10 армянских групп по твоей версии.

— Мой топ:

1. Dagagh (black metal),
2. Sickdeer (black/death metal, Washington DC),
3. Odz Manouk (black metal, California),
4. Vox Clamantis (black metal, Washington DC),
5. Vahagn (pagan/folk black metal),
6. Davachanner (noise rock),
7. Rampant Beast (black speed/thrash metal),
8. Eternally Scarred (melodic death/doom metal),
9. Ildaruni (black metal),
10. Temple of Demigod (symphonic black/death metal).

Фото: архив театра Babylon, группы Davachanner, Аси becooltonight