В центре Дилижана, на улице Мясникяна, стоит здание бывшего кинотеатра, который перестал функционировать еще после развала Советского Союза. С того момента эра фильмов на больших экранах для города прекратилась.

А само бесхозное сооружение перешло в частные руки и стало использоваться в коммерческих целях — сейчас на первом этаже находятся супермаркет и столовая. Но на втором все это время оставался нетронутым кинозал вместимостью в 400 человек. Именно туда в 2023-м заехали Ксения и Роман со своим проектом Dilijan Cinema.

Теперь некогда пустующий кинотеатр обрел вторую жизнь, сохранив при этом первобытную атмосферу. Ребята начинали с показов авторских картин, мультфильмов и ретроспектив. А недавно у них появилось профессиональное оборудование, которое позволяет транслировать изображение и звук высокого качества, а также проводить премьеры международного уровня. Так, с января в их расписании появились российские «Бременские музыканты» и голливудский «Аквамен и потерянное царство».

Мы поговорили с Ксенией о любви к кино, запуске проекта в Дилижане, смене одного заброшенного кинотеатра на другой, привозе Антона Долина, провальных и успешных сеансах, борьбе с холодом, общении с дистрибьюторами, продолжающихся поисках аудитории, аккредитации на организацию конференции TED и дальнейших планах.

Ксения и Роман

Что связывало с кино до проекта в Дилижане? Откуда пошла любовь к этому искусству? 

— Когда я еще училась в школе, втянулась в просмотр фильмов. Это были авторские картины, иногда артхаус, новая волна и другие. Потом, когда училась в университете на рекламщика, на первом курсе мне попался выбор тем на одном из предметов, и я остановилась семиотике кино. Казалось бы, это не совсем стыкуется с моей профессией, но в тот момент было связано с моим интересом.

И еще я полюбила кинотеатр один, который был не мультиплекс, а однозальный. Показывали как раз такого рода кино, которое нравится мне. Решила писать диплом о них, потому что зрителей там не очень много было, но репертуар классный. Еще забавно, что, когда я пришла туда на практику, один из сотрудников мне сказал: «О, наконец-то свежая кровь, и будем показывать нормальные фильмы». Я говорю, что нет, не угадал.

Закончила университет, успела поработать киномехаником в этом кинотеатре — включала фильмы, ну и продвижением занималась. Потом я очень хотела туда устроиться работать, но свободных мест не было. И даже на протяжении нескольких лет мы с администратором кинотеатра поддерживали связь — она хотела уволиться, и чтобы я устроилась вместо нее. Но это затянулось, а потом я переезжала в другие города.

Хотела попробовать в другие крупные российские кинотеатры пойти, но тоже как-то не сложилось. Потом мы обосновались в Дилижане, и оказалось, что напротив нас есть заброшенный кинотеатр.

Какие дороги вас привели в Дилижан? Почему именно сюда?

— Ну, сначала мы просто, когда началась война, решили поскорее уехать. Рома много лет занимался кино, и как-то в Питере участвовал в международном проекте, где были из разных стран режиссеры, операторы — в том числе из Армении. Он подружился с ними, и решили по этой причине поехать сюда.

Затем завели собаку, и нас из-за этого попросили выехать из дома, который мы снимали. Нашли другой. Потом контракт заканчивался, и Рома предложил съездить в Дилижан, посмотреть квартиру. Я никогда там не была раньше, и мне казалось, что это какой-то скучный, мертвый город, но согласилась поехать посмотреть. И даже трасса, которая туда из Еревана ведет, безумно красивая. Мы приехали на улицу Шаумяна, а там кедры растут, вся улица в них — я влюбилась в это место. Так и остались. 

Я влюбилась в это место

Поговорим о зарождении Dilijan Cinema. С чего все начиналось?

— Нам не хватало каких-то фильмов интересных для нас. В Армении этого было довольно мало. И мы решили рискнуть — попробовать позаниматься организацией кинопоказов. Но чтобы это сделать, нам казалось, нужно какое-то медийное лицо вначале — бюджета у нас никогда большого не было, поэтому нужно как-то собрать аудиторию. И мы, особо ни на что не надеясь, написали Антону Долину о том, что хотим организовать показ.

Один из наших любимых режиссеров — Ларс фон Триер. И получается, мы начали это в прошлом году — у него как раз вышел новый сезон сериала, третий. И нам было почему-то интересно его показать, хотя только потом мы осознали, что это не очень классная идея. Триер специфичный и все такое.

Но Долин согласился и также сказал, что у него выходит примерно в эти же месяцы книга про Джафара Панахи, и предложил еще его фильм показать. И так, мы сделали серию ивентов с кинокритиком Долиным. В Ереване два показа было, по одному в Гюмри, Тбилиси и Дилижане. 

Антон Долин в Ереване

Но потом как-то не очень все хорошо получалось по окупаемости, потому что в Армении довольно дорого арендовать кинозал, при этом сложно конкурировать с кинотеатрами, и плюс зазывать людей. Поэтому мы на какое-то время приостановили, но заинтересовались, что в Дилижане есть целых два заброшенных кинотеатра. И попытались здесь возродить жизнь.

Купили оборудование, но не очень профессиональное — это больше было, наверное, похоже на домашний кинотеатр: и звук, и проекция. Люди начали ходить, узнавать о нас. Было интересно и прикольно это делать, но роста не происходило. Потом мы нашли партнера, который смог предоставить нам более крутую технику.

Заинтересовались, что в Дилижане есть целых два заброшенных кинотеатра. И попытались здесь возродить жизнь

Как вы вышли на этот заброшенный кинотеатр? Как туда заселились?

— Сначала это был кинотеатр на Шаумяна, потому что контакт владельца того, что в центре, на Мясникяна, не получалось найти. А на Шаумяна… Просто однажды Рома ехал с каким-то таксистом и разговаривал о жизни, и что ему интересно было бы кинотеатром заняться. Ему дали номер хозяина здания. Это было в конце весны. Мы там провели несколько показов и даже лекцию Анны Виленской на тему музыки. И еще кинокритик Агаси Азарян — он представлял фильмы, которые мы показывали, и обсуждал их со зрителями. 

Кинотеатр на Шаумяна

Проблема была в том, что это здание суперхолодное, и обогреть его было нереально. И мы опять забросили дело, потому что даже чай и в какой-то момент коньяк перестали спасать ситуацию. Но при этом вышли, тоже через таксистов, на владельца кинотеатра на Мясникяна — встретились, обсудили, и он согласился дать нам попробовать.

А сложно было договориться с владельцем?

— На самом деле нет, потому что это здание почти полностью заполнено, а кинозал пустой. Вообще раньше все оно, даже где сейчас находятся магазин и столовая, было кинотеатром. И еще для нас дополнительная внутренняя миссия — спасти кинотеатр, чтобы из него тоже не сделали супермаркет или что-то такое. Хозяин здания не планировал его использовать, поэтому не возражал и пошел нам навстречу.

Для нас была дополнительная внутренняя миссия — спасти кинотеатр

Я вспомнила, как на самом деле произошло знакомство с хозяином. Раз в три месяца кто-то приезжал из Еревана и показывал армянские фильмы (как мы понимаем, это сам продакшн фильма) именно в этом кинотеатре. То есть они привозили свое оборудование, потому что из оборудования в зале остался только экран. И однажды Рома купил билет на такой показ. Ничего не понял, потому что там все было на армянском, но поговорил с людьми, которые это организовывали, и получил от них контакт.

А ты знаешь историю этого кинотеатра? Когда он работал, когда закрылся? 

— Закрылся он 30 лет назад. И когда мы начинали делать первые показы, люди не совсем понимали, куда идти — спрашивали, где кинотеатр. И местные говорили, что его нет. Нам рассказывали, что армяне очень ностальгично к этой новости отнеслись. Говорили, ой, я же там был 30 лет назад. 

Армяне очень ностальгично к этой новости отнеслись

Лекция музыканта Юлии Накаряковой

В каком состоянии было помещение, когда вы туда зашли? Требовалось ли что-то подготовить к показам?

— Первое время мы ничего, кроме технического оснащения, не делали. Теперь, когда профессиональное оборудование вынуждает выйти на новый уровень, сожалею, что нам пришлось начать зимой. Тут тоже нет центрального отопления, и мы своими силами пытаемся обогреть. Все тепло, что мы нагоняли здесь, очень быстро улетучивалось. Поэтому, с эстетической точки зрения, у нас пока нет возможности что-то исправить. Мы заделываем все дыры — до сих пор продолжаем. Уже температура держится комфортной для просмотра. Плюс сделали обогреватели навесные.

Мы воспринимаем это здание как очень красивое — тут необычный потолок, деревянные коричневые стулья, коричневый туф, и еще деревянные такие заглушки, не знаю, как их назвать. В общем, эстетика нам очень понравилась, и выглядит аутентично и классно.

И даже стулья, несмотря на то, что они деревянные, кажутся вполне эргономичными. Но потом оказалось, что это отталкивает — многим неудобно. Тем более сейчас фильмы идут около двух часов. Мы на первое время закупили порядка 30 подушек, чтобы было удобнее сидеть. Размышляем о том, чтобы заменить часть кресел на мягкие, чтобы было комфортнее. Но задумываемся о том, не испортим ли мы эстетику зала, не потеряем ли мы ее.

Мы воспринимаем это здание как очень красивое

То есть это не совсем заброшка была, когда вы туда заехали?

— Тут было довольно много мусора, грязи, но ничего критичного. Все-таки его использовали раз в три месяца. И еще мы находили какие-то агитационные материалы — возможно, здесь проводили мероприятия политические.

С какого момента можно считать старт существования проекта? 

— Раньше у нас было другое название — Ave Cinema. Мы хотели сделать это грузинско-армянским проектом. Первое мероприятие было 1-го апреля 2023 года. Все началось с Долина.

И сколько вы успели за вот этот период провести уже просмотров? Как часто они проходят?

— Раньше проходили редко. Сначала вообще раз в несколько месяцев. Потом, когда мы еще пользовались своим оборудованием, это было 2-3 раза в неделю почти без перерывов. Затем, когда мы переговаривались с нашим партнером по оборудованию новому, был перерыв где-то в два месяца. И новый старт случился в начале декабря.

А как выбираются фильмы, какие обычно смотрите?

— Поначалу мы выбирали исключительно то, что нам бы самим хотелось посмотреть на большом экране. И часто показывали в оригинале с субтитрами.

Позже, когда нас начали узнавать, мы захотели приложить больше усилий, чтобы привлекать местное население. Они, хоть и знают русский, но все-таки читать на чужом языке не многим удобно. Приятнее смотреть в дубляже. До этого мы не могли показывать премьеры одновременно со всем миром или хотя бы с Арменией. Уже много лет это можно делать только имея DCP оборудование, то есть зашифрованные файлы. Технически это было невозможно.

И вот в конце декабря мы закончили установку подходящего оснащения. У нас, по-моему, 14 колонок теперь в кинотеатре, плюс отличный проектор. И вот сейчас мы больше ориентируемся на премьерные фильмы. Но это тоже не так просто, потому что нужно вести переговоры с дистрибьюторами и доказывать, что мы действительно работаем, что у нас все это есть. 

Сейчас мы больше ориентируемся на премьерные фильмы

И плюс на улице зима — мы не можем делать подряд сеансы. Нужно довольно большое время между ними, чтобы запустить пушку и обогреть воздух перед началом следующего. Поэтому сейчас у нас маленький репертуар по двум причинам. Когда ты покупаешь фильм, там есть требования от дистрибьюторов — сколько сеансов в день должно быть и сколько это длится. Поэтому это одна из проблем, почему мы не можем брать больше картин. Вторая — для некоторых дистрибьюторов нужно показать статистику о том, что к нам входит какое-то количество и что имеет смысл с нами сотрудничать.

Давай про оборудование. Ты уже много про него упоминала. Что это за техника и как она вам досталась?

— Колонки доставили из кинотеатра «Аврора», который в Петербурге находится — один из моих любимых. Его там недавно обновили. Владелец оборудования либо как-то работает с этой «Авророй», либо выкупил его.

Проектор 2К, но для нашего размера зала он супер хороший. Раньше мы на нашем показывали фильмы, которые нужно было изначально отрендерить, потому что экран изогнутый. И чтобы избежать этого искажения, требовалось немного менять сам файл. Сейчас он все делает сам.

Про технику могу сказать только то, что она классная. Раньше у нас было где-то четыре колонки, которые всегда издавали один и тот же звук практически. Сейчас мы смотрели фильм, где герой периодически снимал наушники и надевал их, и это супер классно ощущалось, как ты из разных частей зала слышишь разные звуки. В жизни, например, ты же слышишь звуки на разном уровне в зависимости от того, как близко они находятся и с какой громкостью воспроизводятся.

Премьеры вам уже дают показывать. Ты начала об этом говорить, что нужно доказывать дистрибьюторам. Удается?

— Да, но дистрибьюторов много, и одни более лояльны, а другим нужно предоставить статистику. И сейчас, например, мы показываем «Бременские музыканты» — они вышли первого января. Но мы показываем со второго, просто потому, что после Нового года сделали себе выходной.

И «Аквамен 2» тоже сейчас идет в Ереване и у нас. Фильм хоть и вышел в конце декабря, мы показываем с января, но тоже это уже практически премьера считается.

Ну, а, допустим, какие-нибудь голливудские фильмы?

— Ну, вот как раз «Аквамен 2» — это Warner Brothers. Получается, первый фильм, с которым мы договорились. Еще мы показывали «Операция высокочтимые попрошайки» (прим. ред — на арм. Օպերացիա Մեծապատիվ Մուրացկաններ). Тоже премьерная картина, но, к сожалению, нам не удалось на него собрать людей. Несмотря на то, что в Ереване он еще идет, и это премьерный фильм, который сами создатели рекламируют.

Также мы показывали хороший фильм Aurora’s Sunrise. Он не премьерный, вышел в 2022-м. Его снимали в Армении о геноциде и истории Авроры Мардиганян — реальной девушки, которая сбежала во время этих событий в Америку. Очень важный фильм, даже номинировали на Оскар. Но он, к сожалению, не выиграл.

И казалось бы, что это должно заинтересовать местное население. Расклеивали афиши, ходили по школам, рассказывали о киноленте — получили заинтересованность от учителей и директоров. Но, к сожалению, от школ пришло всего пять человек и еще совсем немного других людей. Нам армянские дистрибьюторы разрешил показать эти два фильма, но, получается, мы не оправдали ни их, ни своих ожиданий. Пока точно не знаем, но надеемся, что выживем и сможем привлечь аудиторию. 

А какая у вас аудитория и растет ли она со временем вашей деятельности? Больше ли там местных узнают, приходят? 

— Да, стало больше. Сначала это были исключительно релоканты, но последние несколько месяцев о нас больше узнают и местные. Мы ведем фейсбук, телеграм и инстаграм. И я недавно посмотрела, кто на нас подписан. В телеграме в основном русские, но в инстаграме и фейсбуке в основном армяне.

И они стали приходить, но все-таки это гораздо меньшее количество, чем даже тех, кто нам задают вопросы, либо подписаны. Поэтому вопрос еще открытый для нас, как завлечь людей.

Вопрос еще открытый для нас, как завлечь людей

Ты сказала про провальные показы, а были ли какие-то успешные? Когда была пиковая активность?

— Самыми успешными за время были мультфильмы. Потому что там приходят родители с детьми, и это всегда было самым посещаемым. А если показывали авторское кино, то аудитория собиралась, наверное, от 2-х до 20-ти человек.

Были и раньше такие сеансы, когда не приходил никто. Но тогда было понятно — мы показывали старые фильмы. Сейчас многим комфортно дома посмотреть, наверное. Либо уже видели этот фильм. Стало гораздо больше сеансов, на которые никто не приходит. Потому что пока у нас маленький выбор фильмов.

Это, с одной стороны, обидно, а с другой — подталкивает что-то еще делать. Но пока на это не хватало времени. Сейчас более-менее со всем разобрались — c теплом в помещении и техническими какими-то вопросами. Надеемся, что получится.

Вы этом помещении проводите не только показы, но и лекции. Как часто такие ивенты проводятся? Я слышал про концерт. 

— Да, мы проводили несколько концертов. Периодически просто предоставляли помещение и информировали в наших соцсетях, а пару раз устраивали полностью сами. Но никогда не собиралось большое количество посетителей. Самый максимум, наверное, это человек 40-60. Включая и лекции, и концерты.

Но мы старались показывать кого-то более медийного, чтобы это было действительно интересно. И собиралось больше зрителей или слушателей. Но пока что не сказать, что это успешно. Потому что все-таки есть расходы на аренду, коммуникации, гонорар спикеру либо музыканту, и рекламу конечно — по итогам года мы были около нуля. (Если честно, делать точный подсчёт страшно). Пока что тяжело привлекать.

По итогам года мы были около нуля

А местные власти, фонды вам не пытаются помочь?

— Кажется, нет. Но мы ходили сами в администрацию пару-тройку раз. И они обещают помочь и говорят, что да, это классно. Приносили промо-материал и по факту эффекта не было никакого. Может быть мы как-то неправильно подходим к ним. Либо даже при их усилиях это не срабатывает. Люди пока что не готовы к активностям, возможно.

Какую работу вы планируете в плане реставрации этого пространства? Будут ли там какие-то тематические атрибуты: касса, билетики, буфет, вывеска?

— Вывеску, конечно, нужно, просто пока что еще не добрались до этого. Но у нас уже появился попкорн, карамельный и соленый, холодильник с кока-колой. Касса тоже есть, билеты мы печатаем.

По-правильному надо максимально вложиться в область роста кинотеатра, чтобы сразу был эффект какой-то большей привлекательности для зрителей. Но пока мы этого не можем себе позволить и исходим из того, что происходит — постепенно, медленно улучшать зал. Вот я говорила, что мы хотели бы заменить хотя бы часть кресел на мягкие, расширить ассортимент буфета. Ну и, наверное, сделать зал немного более уютным.

Буфет от бара Kliver на новогодних показах

А как ты в целом видишь в идеале пространство именно? Вы хотите сохранить первобытность этого кинотеатра или, если появилась бы возможность, переделать под свой лад?

— Текущую эстетику очень сильно хочется сохранить, но тут есть какие-то вещи, которые кажутся нам обязательными. Например, сейчас желтые шторы обрамляют экран, что немного отвлекает от просмотра. Поэтому одно из ближайших изменений будет то, что мы их заменим на черные. Также бы хотели покрасить сцену, чтобы она была не светлая, а черная — чтобы не отражала изображение.

И, конечно, кресла бы хотела сделать более комфортными, но при этом сохранить эстетику. Часть сидений оставить такой, какая есть, а другую заменить — может быть, это будет VIP-зона. Но зал у нас довольно большой — тут больше 400 мест, поэтому теоретически это возможно как-то придумать.

Текущую эстетику очень сильно хочется сохранить

Какие у вас планы на наступивший год?

— В идеале нам бы хотелось, чтобы мы организовали международный кинофестиваль этим летом — собрали фильмы из разных стран. Что должно быть интересно, потому что в Армении крупный только «Золотой абрикос», а Дилижан — это туристический город, и кажется, что потенциал у этой идеи есть.

Плюс еще в прошлом году мы подали заявку на организацию конференции TEDx и получили аккредитацию. То есть у нас есть возможность. Надо было провести осенью, но мы перенесли на эту весну в связи с событиями в Арцахе. Поэтому хотелось бы все-таки реализовать эту встречу.

Также в начале февраля мы организуем стендап команды из Еревана — там армянские и русские комики.

Возможно, еще один из способов ускорить процесс преобразования зала — сдавать площадку в аренду для каких-то мероприятий, потому что в Дилижане вроде бы не очень много больших залов.

Спасибо! Удачи с проектом, это очень крутая идея. Буду в Дилижане в следующий раз обязательно загляну к вам. И нашим читателям тоже это советую.

Читайте также:

«Мы пропустили чудовищную по масштабу революцию». Режиссер Андрей Сильвестров о новом фильме «Вверх/вниз» и глобальной войне между цифровым и аналоговым миром
Несломленный. Культовый мастер мирового кинематографа Сергей Параджанов
«Всегда хотел жить в сельской местности» — режиссер, журналист, сооснователь издания «Пассажир» Василий Кондрашов