Эта жемчужина армянской средневековой архитектуры скрыта в горах Сюника не одну сотню лет. Место духовной силы страны — Татевский монастырь — расположен на возвышенности, справа от ущелья реки Воротан. Своим величественным видом обитель доминирует над окружающими горами, охраняя покой ближайших селений.

Монастырь расположен в 270 километрах от Еревана — на машине до него ехать на менее пяти часов. Трасса практически на всем протяжении отремонтирована. И только последние 15 километров — сложный горный серпантин. Проще воспользоваться канатной дорогой, доехав до Алидзора.

До ближайшего крупного города — Гориса — из армянской столицы ежедневно отправляется маршрутное такси. Но оттуда все равно придется добираться либо на такси, либо на арендованном авто. Ехать до Татева — около часа.

Как в обители появилась «дьявольская колонна»? Кому посвящен местный мавзолей? И сколько просуществовал Татевский университет? О монастыре, спрятанном в горах Сюника, расскажем в нашем материале.

Фото: mykaleidoscope.ru

Христианская история Татева начинается с I века нашей эры. Однако, как и множество первых подобных церквей Армении, обитель возвели на месте более древнего храма, посвященного богине любви Астхик. Первый орден в Татеве основал ученик апостола Фаддея — Евстафий (Евстатеос). Получается, что монастырь имеет 2000-летнюю историю.

Именно от сокращения его имени появилось название Татев. Правда, есть и альтернативная версия-легенда. Якобы некий мастер, завершив строительство монастыря, по окончании работы попросил принести ему две щепки. Поцеловав их, он обратился к богу со словами: «Огни, сурб, та тэв», что переводится с армянского как: «Да ниспошлет Святой Дух крылья». И прыгнул в пропасть. В полете у него выросли за спиной крылья, а обитель назвали в честь этого чуда — Татев.

Уже в V веке монастырь становится местом паломничества, однако следующие 300 лет имя Татев не упоминается в источниках. А в конце VIII века обитель становится важнейшим политическим центром Сюникского княжества. Благодаря своему неприступному положению в горах, она выполняла оборонительную функцию.

Фото: imagesmi.com

В 836-848 годах в Татеве, по приказу местного князя Пилипоса, на месте 500-летнего скромного храма построили церковь Святого Григора Лусаворича (Григория Просветителя), которая является старейшим зданием монастырского комплекса. После разрушения землетрясением в 1139 году, ее восстановили спустя полтора века при династии Орбелян. Именно вокруг этого храма и стал «собираться» Татевский монастырский комплекс.

Церковь Святого Григора Лусаворича (Григория Просветителя). Фото: livingintravels.com

В IX веке здесь стояла построенная Григорием Просветителем полуразрушенная земляная церковь. По легенде, епископ Тер Ованес с молитвой обратился к богу, и, получив разрешение, приступил к строительству нового храма. 

При сносе старого, мастера нашли мощи апостолов Петра и Павла с печаткой от перстня Григория Просветителя. Епископ Тер Ованес заложил святыни в основание церкви во имя Павла и Петра. Храм Сурб Погос-Петрос — пожалуй, главное архитектурное сооружение обители — возвели в 895-906 годах.

Построенный в годы заката арабского правления, он стал каменным свидетельством мощи и амбиций возрожденного Армянского царства. Особо впечатляет купол церкви — один из самых высоких в стране. На стене сохранилась фреска X века, которая дает представление о местном раннесредневековом изобразительном искусстве. 

Храм Сурб Погос-Петрос. Фото: mavink.com

Вокруг монастыря возводят стену. Строят кладовые и кельи, столовую и мастерские, библиотеку и гробницу княжеского рода Сюника. Также восстанавливается сложная система подземных ходов, один из которых вел до самого низа ущелья — к Татевской пустыни. Сейчас практически все ходы перекрыты.

Татевская пустынь, XVII-XVIII вв. Фото: ru.pinterest.com

В 1087 году освящается церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) — ее возвели на крепостной стене над древней монастырской гробницей. С раннего средневековья в христианской Армении существовала традиция сооружать над могилами известных духовных лиц, святых и мучеников скромные по размерам поминальные церкви и часовни. Этим, собственно, и обусловлены небольшие размеры и расположение храма. 

В ХХ веке церковь пострадала дважды: в 1931 и 1968 годах — от землетрясений. В 1970-х ее восстановили.

Церковь Сурб Аствацацин. Фото: ru.wikipedia.org

Особое место среди построек обители занимает Гавазан — столп, посвященный Святой Троице. Возведенный в 905 году, он построен по шарнирному принципу и качается. Кстати, это единственное строение монастыря, которое не было разрушено под влиянием природы и человека. 

Столп имеет высоту 8,3 метра и увенчан хачкаром. Существуют две версии подобного инженерного решения. Первая — колонна приходила в движение при подземных толчках, предупреждая об опасности. Вторая — столп дрожал во время приближения врагов. Согласно легенде, Гавазан привел в ужас воинов-сельджуков, бросившихся в ущелье в страхе от «дьявольской колонны».

Но, оказывается, столп имеет еще одно предназначение. Он был основан 11 августа — в день древнеармянского Нового года — Навасарда. Гавазан — точный небесный компас, который ориентирован на созвездие Айк-Орион. Столп показывает нулевую отметку отсчета времени и по нему можно рассчитать не только световой, но и земной год.

Гавазан. Фото: drive2.ru

В Х веке на территории обители жили до тысячи монахов. В местной библиотеке хранились до 10 тысяч манускриптов. Начинается эпоха расцвета Татевского монастыря. Турки-сельджуки во время нападения в 1170 году грабят обитель и сжигают почти все рукописи.

Монастырь восстанавливают, но, во время нашествия Тамерлана в XIV веке, вновь разоряют. И все же Татев сохранил за собой статус крупного духовного центра. 

В 1373 году там открывают университет. Вскоре его ректором становится знаменитый философ и богослов Григор Татеваци — последний канонизированный святой Армянской апостольской церкви. При нем Татев стал крупнейшим и наиболее значимым армянским ВУЗом своего времени. В его структуру входили три различные школы — каждая делилась на факультеты теологии и философии, архитектуры и астрономии, рукописи и миниатюрной живописи.       

Григор Татеваци. Миниатюра 1449 года. Фото: armmuseum.ru

После смерти Григора Татеваци в 1409 году его мощи захоронили у входа в церковь Святого Погоса-Петроса. В XVIII веке епископ Оваким в целях сохранения священной гробницы на этом месте построил мавзолей.

Мавзолей Григора Татеваци. Фото: suitcaseandworld.com

Разрушение войском Тимура в 1435 году завершило короткую, но яркую историю Татевского университета, но не обители. Учить на этом месте не переставали. В XVIII веке там построили здание школы с 16 классами.

И все же, постепенно, жизнь в труднодоступном комплексе угасала. В конце XIX века Татевский монастырь имел в собственности 9 сел, а внутри жили лишь настоятель, несколько вардапетов, клириков и слуг.

В 1921 году обитель вновь оказалась вовлечена в политические события. В Татеве 27 апреля была провозглашена Республика Горная Армения, которая занимала территории современного Сюника и Вайоц Дзора. Премьер-министром страны, которая просуществовала менее трех месяцев, стал Гарегин Нжде

Гарегин Нжде. Фото: m.ok.ru

Зангезурское землетрясение 1931 года серьезно повредило постройки обители. Часть из них восстановили лишь полвека спустя. И только в 2008 году по инициативе предпринимателя Рубена Варданяна был запущен социальный проект «Возрождение Татева». 

Самая длинная реверсивная канатная дорога в мире — длиной в 5752 метра — построенная в его рамках в 2010 году, в разы увеличила число туристов. Воздушную трассу, которая через Воротанское ущелье соединяет села Алидзор и Татев, включили в Книгу рекордов Гиннесса. 

Кабина вмещает 25 пассажиров и движется с максимальной скоростью 37 км/ч, преодолевая путь всего за 11 минут 25 секунд. Сравните — по петляющему в ущелье шоссе от Алидзора до Татева добираться 40 минут.

Канатная дорога. Фото: bazell.tourister.ru

Вся прибыль от проезда по «канатке» поступает на развитие древнего Татевского монастыря, который сейчас полностью восстановлен и является одним из важнейших духовных и туристических центров Армении.

Читайте также: 

Жертвы советской эпохи. Утраченные христианские церкви Еревана
Место силы на горном плато Сюника. Таинственный древний Караундж
Крупицы, оставшиеся после землетрясения 1679 года. Ереван в древности и эпоху средневековья