Крафтовое пиво — то, которое сварено не на крупных производствах, а на небольших и зачастую по собственным рецептам. Многие знаменитые в наши дни крафтовые пивовары начинали с установленного оборудования на собственных кухнях. Одна из главных задач — при соблюдении традиций внедрить инновационные технологии, изобрести оригинальные, порой экзотические сорта. Мастера стараются разнообразить вкусовые ощущения фанатов янтарного напитка, тем самым формируя известность и свое имя среди настоящих биргиков.
Точкой отсчета крафтового пивоварения на территории Армении можно считать времена Урартского государства — IX-VII вв. до нашей эры. Его можно назвать таковым, так как о больших заводах, естественно, речь идти не могла. Найденные в Эребуни глиняные сосуды сохранили следы жидкости из ячменя и проса. Надо отметить, что тогда пиво было гораздо крепче, чем сейчас. Впоследствии армяне изготавливали напиток в основном из ячменя, называя его «гареджур» — в переводе «ячменная вода».
История современного крафта в Армении не насчитывает и десятка лет. До 2016-го года в стране выпускали пиво только в промышленных масштабах. Ситуация начала меняться с появлением компании Dargett.
Примерно в то время Артур Самвелян с семьей возвращается из России. Они открывают здесь дело — ставший многим известный за эти годы Shame Bar. А в 2022-м недалеко от ГУМа начинает работу крафтовая пивоварня Shame Beer. Спустя год производство насчитывает уже семь сортов пенного — как классических, так и эксклюзивных. В планах компании открытие большого ресторана с собственной мини-пивоварней, где каждый сможет сварить напиток по собственному рецепту, и заход к лету следующего года в сетевые супермаркеты.
Мы поговорили с Артуром о масштабных перспективах, составе томатного гозе и о том, можно ли пить пиво на улицах Еревана.
Артур, привет! Расскажи, с чего началось ваше производство.
— Вся история началась с бара. Вернувшись в Армению из России почти семь лет назад, мы с сестрой думали, чем бы заняться. Самым оптимальным и не требующим больших вложений оказалось открытие бара. Мы в тот период смотрели сериал Shameless (прим. ред. — «Бесстыжие») и на этой волне открыли свое заведение Shame. Сегодня ему уже шесть лет.
А полтора года назад пришла идея открыть пивоварню. В стране была большая проблема с хорошим крафтовым пивом. Так как мы жили в России, видели, что там больше развита эта культура, и решили, почему не попробовать сварить свое пиво?
Получается, до вас был только Dargett.
— Из локальных производителей основной — «Киликия». На 100% советское наследие. Потом на рынок глобально зашел Dargett. Это было уже нечто другое. Помимо него есть еще пара производителей, которые начали варить. Мы делаем акцент на то, что наше пиво живое — настоящее, без консервантов, без пастеризации.
Как ситуация меняется в последнее время? Ты видишь, что интерес растет? Здесь показателем могут быть тематические фестивали. Например, Beer Days
— До недавнего производителей и, соответственно, разновидностей крафтового пива не было. В последнее время ситуация меняется. Летом мы участвовали в фестивале пива Beer Days. Было классно — мы объясняли посетителям, что теперь это будет проводиться каждый год. По итогам организаторы сказали, что мы продали больше всего пива. Впечатления самые хорошие.
Также, насколько мне известно, готовится к изданию книга по истории пивоварения в Армении — о том, как оно зарождалось. То есть, безусловно, интерес к этой тематике растет, культура меняется, и мы попали в эту волну.
Давай поговорим о вашей линейке пива. Какие сорта представлены на данный момент?
— На данный момент у нас семь сортов пива. Из классических — это Pilsner, но у нас он со своей изюминкой, Lager и Weissen. Темное пиво — Black, в нем семь видов солода. Есть APA, обычно это American Pale Ale, но мы варим Armenian Pale Ale — это ароматное пиво, отличается от других сортов тем, что имеет ярко выраженный вкус хмеля, делается на основе двух его видов.
Дальше у нас идет томатный гозе (прим. ред. — оригинальный гозе — разновидность пшеничного пива, которое имеет солено-кислый вкус). Один мой знакомый в России отвел меня в бар друзей, и там я впервые попробовал этот вид пива. Позже мы решили сварить свой вариант. У нас он делается не из концентрированного сока или пюре, а из натуральных вяленых томатов. Мы все перемалываем, добавляем специи и вывариваем. То есть это экологически чистый продукт.
Также мы варим вишневое пиво, это самый крепкий сорт у нас — 6,5%.
Ваш томатный гозе я попробовал, он замечательный. А хмель и солод у вас из Бельгии, насколько я знаю?
— Да, мы думали откуда его поставлять. Были варианты из России, Германии, но, в итоге, пришли именно к бельгийскому солоду. Мы используем порядка 7-8 видов. Хмель также привозим оттуда, но он разного производства — американский, немецкий, бельгийский.
А у тебя какое любимое пиво?
— Мой фаворит всегда меняется. Две недели я могу пить лагер, потом перейти на APA. Иногда сам не могу определиться, какой вид мне больше всего нравится.
Планируете ли вы расширять ассортимент линейки? Какие-нибудь эксперименты делаете сейчас?
— 100% будем расширяться. Чем больше ты углубляешься в процесс, тем больше понимаешь, что он безлимитный. В ближайшие 4-5 месяцев мы откроем свой пивной ресторан и для него планируем варить крепкое пиво, около 9-10%, а также безалкогольное. Попробуем приготовить сидр — уже заказали установку для отжима яблочного сока.
Самая главная фишка будет заключаться в том, что мы хотим поставить мини-пивоварню прямо в ресторане. Раз или два в неделю будем проводить мастер-классы и варить пиво вместе с посетителями по их рецепту: узнавать какой вкус, сорт, горечь хочет человек. А через пару недель он может приходить за своим именным напитком. Я еще нигде такого не встречал. Мы к этому пришли, потому что обращаются ребята, приехавшие из России, за разнообразием сортов. Они говорят — добавьте в томатное пиво немного шоколада. Мы понимаем, что в больших количествах нам это варить тяжело, а на мастер-классе попробуем.
Shame Bar уже всех не вмещает, пришло время расширяться?
— Да, пришло время расширяться. У Shame Bar за шесть лет работы сформировалась своя культура, своя тусовка. Новый ресторан будет рассчитан на более широкую аудиторию и большее меню. К сожалению, размер кухни у бара не позволяет готовить весь ассортимент блюд и закусок. Некоторые позиции хотим перенести на новое место, например, свиную рульку.
Место уже известно?
— Это будет на улице Арама, 2 — рядом с рестораном Mozzarella. Сейчас мы уже начинаем делать ремонт.
А что касается Shame Bar?
— С Shame Bar связано очень много хорошего. Мы сами там делали ремонт, да и 90% знакомых участвовало в этом, мама помогала на кухне. Это наше семейное предприятие. У нас проходит множество различных мероприятий, концертов. Нас посещают туристы из самых разных стран. Средний чек на пиво у нас меньше, чем в любом пивном заведении, потому что мы варим свое и можем держать хорошую цену.
Также у нас классные Shame-бургеры — мы их готовим уже шесть лет. Летом 2022-го открыли небольшое заведение в Дилижане Shame Burger, сейчас есть мысль отдельно запуститься и в Ереване.
Вопрос бытовой. Можно ли в Ереване пиво на улице?
— Думаю да. Вообще-то вижу, что пьют пиво.
Насколько это культурно?
— Большую часть жизни я прожил в России, в Нижневартовске — там это вообще в порядке вещей. Но опять же есть грань — аккуратно пить пиво или вдесятером кричать, оставлять пустые бутылки. Во всем должна быть мера и культура.
Еще один бытовой вопрос. Сколько хранится пиво в пластике после разлива?
— После разлива и вскрытия бутылки — сутки, потому что это живое пиво. Если прийти домой и поставить в холодильник закрытое пиво, то оно может лежать пару недель при соблюдении температурного режима. Но если его открыть, то оно очень быстро испортится, потому что живой продукт соприкасается с кислородом.
Где можно купить Shame Beer на данный момент?— На заводе точно. Здесь мы продаем и в розлив, и в бутылках. На магазины у нас большие планы — сейчас заказали установку для розлива по бутылкам, она придет через пару месяцев. В супермаркеты хотим зайти ближе к лету.
Естественно, в Shame Bar, а также примерно в 10-ти заведениях Еревана. В Дилижане можно приобрести в нашем ресторане Pakhlava, Sovats Vozni, также недавно релоканты открыли там заведение Shaurmyan — у них очень классная шаурма, всем рекомендую. В Ереване мы недавно начали работать с сервисами доставки Glovo, Buy.am, Menu.am.
Планируете ли вы продавать свою продукцию в других городах, например в Гюмри, Ванадзоре?
— Из Гюмри поступали предложения — как раз после пивного фестиваля. К сожалению, сейчас чуть не хватает времени, так как у нас в основном семейный бизнес, но, думаю, это вопрос времени. Будем и в Гюмри, и в Цахкадзоре.А в Ванадзоре наше пиво можно приобрести в баре Bart.
А вы готовы выходить на ритейл, супермаркеты — позволяют ли вам сейчас производственные мощности?
— Мы можем варить до 15-20 тонн пива в месяц, так что, думаю, мы справимся. Здесь вопрос в ЦКТ (прим. ред. — цилиндро-конический танк — емкость, необходимая для проведения всего цикла брожения и созревания пива).
Мой последний вопрос — сколько можно пить пива без вреда для здоровья?
— Есть очень интересный момент, о котором я не задумывался, пока жил в России. В живом пиве очень много витаминов, если оно без консервантов и не пастеризованное. То есть это полезный продукт, но опять же в меру. Это относится ко всему в жизни.
Я могу себе позволить пол-литра или литр в день. Если хорошее настроение и еда, то можно выпить и больше. Но точно не рекомендую сильно злоупотреблять.
Фото: архив Shame Beer и Shame Bar