В январе 2024-го исполнилось 100 лет со дня рождения непревзойденного мастера кинематографа Сергея Параджанова. Ереван отмечает юбилей режиссера многочисленными культурными событиями, а площадь перед Домом Кино планируют назвать по одноименному шедевру — «Цвет граната».
Art Guru Media проводят Parajanov Fest, который стартует сегодня вечером и продлится на выходных. Фестиваль организован совместно с пространством Letters and Numbers, Школой дизайна НИУ ВШЭ и Музеем Сергея Параджанова. Нас ждут рассказы очевидцев и друзей мастера, лекции исследователей кино и искусства, кинопросмотры, экскурсия в музей режиссёра и перформанс в саду. Также в рамках фестиваля объявят итоги международного конкурса анимации в коллаже «Параджанов — 100». С полным расписанием можно ознакомиться на странице медиа.
Перед стартом мероприятия мы встретились с главным редактором Art Guru Media Соной Арсенян и поговорили о личности Сергея Параджанова, его работах, свободе и тоталитаризме, и о том, какие ивенты нас ждут в рамках фестиваля.
Что личность Сергея Параджанова значит для Армении, если смотреть из сегодняшнего дня?
— Конечно, я не могу говорить за всю страну, но по-моему есть такой момент, что армяне очень любят армян, которые чего-то добились. И для нас очень важно каждый раз обращать внимание на это.
Несколько лет назад курсировал слух, что в Тбилиси открывается дом-музей режиссера. Там есть человек, который изучает наследие мастера и считает себя его последователем. Он нашел сундук с параджановскими сокровищами, которые не попали в Ереван, и решил открыть экспозицию.
На днях я брала интервью у директора Музея Сергея Параджанова и поинтересовалась, не против ли этой идеи сотрудники. Она ответила, что не против. Тогда я спросила: «Почему? Разве нам не важно отстоять экспонаты?» Директор сказала, что у нас уже все есть — крутой музей с огромной экспозицией, и все знают, что Параджанов — армянин. Что еще отстаивать? Гении принадлежат всему миру.
Конечно, режиссер говорил про себя, что он и армянин, и украинец, и грузин. Потому что его история — про космополитизм. Он родился в многонациональной Грузии, затем уехал учиться в Москву, снимал в Украине, позже в Армении. Параджанов любил говорить, что снял лучшие украинский, армянский и грузинский фильмы, имея в виду «Тени забытых предков», «Цвет граната» и «Легенду о Сурамской крепости».
А про фильм «Ашик Кериб», если я не ошибаюсь, в одном из интервью сказал, что в Азербайджане он тоже хочет поработать. Это его последняя законченная картина. 1988-й год, резня в Сумгаите, но все равно мастер выступал против национализма, за мир, дружбу и за то, чтобы впитывать самую разную культуру. Нам очень нравится говорить, что Параджанов армянского происхождения. Но понятно, что он как явление не принадлежит ни к одному национальному кинематографу, потому что его работы уникальны.
Поэтесса Белла Ахмадулина называла Сергея Параджанова самым свободным человеком в самой несвободной стране. Согласна ли ты с этим высказыванием?
— Можно согласиться, да.
Был ли Параджанов ярым противником советского режима, или все-таки он попал под каток тоталитаризма за свободу самовыражения?
— Мне кажется, что второе. Не думаю, что у него были работы, направленные против режима. Просто этот человек думал иначе — красота, эротика, свобода смотреть и высказываться. Ему все это было присуще. Не знаю, как так получилось, что в несвободной стране появилась такая личность.
Абсолютно несовместимая с местом и временем.
— У Тарковского та же история, потому Параджанов очень любил его.
Они были, если не друзьями, то знакомыми.
— Хорошими приятелями.
Перейдем к грядущему событию. Когда стало понятно, что фестивалю быть, кто поддержал вас в организации?
— Идея возникла давно — отметить столетие Параджанова в своем кругу. Также у нас много знакомых, которые занимаются этой темой, но не участвуют в других мероприятиях. Мы подумали, что было бы круто собрать их в одном месте, и попросить поделиться своими знаниями и мнением.
Наши партнеры — это в первую очередь Letters and Numbers, здесь у нас проходит уже третий фестиваль, Школа дизайна Высшей школы экономики, они открыли бакалавриат в Ереване, и у них проводился конкурс анимации в коллаже «Параджанов—100». Результаты, кстати, будут объявлены на церемонии закрытия нашего фестиваля.
И, конечно, мы работаем с Музеем Параджанова, чему очень рады, для нас это первый опыт сотрудничества с государственным учреждением. Там замечательные работники, всегда готовы помочь и направить в нужную сторону.
У вас планируются интересные выступления, в том числе, антрополога Левона Абрамяна, знавшего Сергея Параджанова лично и снимавшегося в «Цвете граната». Можешь рассказать подробнее об этом человеке?
— Очень много лет назад, когда я училась в школе, попала на открытую лекцию Левона Амаяковича про «Цвет граната» в Музее Таманяна. Причем тогда я только посмотрела этот фильм и ничего не поняла, но мне очень понравилось.
Посмотрев все работы Параджанова, которые у нас были на диске, я пришла послушать Левона Абрамяна. Он изложил такие вещи, которые никто не мог рассказать про «Цвет граната». А ведь я училась в школе искусств, спрашивала у своих учителей, мамы — любительницы советского кино.
Когда появилась идея организовать фестиваль, то очень хотелось, чтобы именно Левон Амаякович выступил у нас. Нам повезло, потому что он является научным руководителем Ани Гребенниковой, которая работает в Letters and Numbers. Она нас связала, и я написала ему письмо.
Кто еще будет выступать?
— Я хочу послушать Игоря Гуровича (прим. ред. — известный художник-график и дизайнер). Он будет рассказывать не про самого Параджанова, а про конкурс коллажа и проекты, которые они делали в Армении, для Армении, и вдохновленные Арменией.
Также жду лекцию про поэтическое кино и сравнение творчества Параджанова и Пазолини. Ее будет читать киножурналист, исследователь кино Валерия Цыганова. Она основательница независимого киноклуба Freedoc. Еще ожидаю лекцию директора Музея Параджанова Анаит Микаелян. Она расскажет про то, как создавался этот музей, и как он должен работать в нынешних реалиях.
У вас еще заявлен перформанс в саду. Что это за выступление и в каком саду?
— Во дворе Letters and Numbers есть большой красивый сад. В нем будет ставить перфоманс Дарья Чердынцева, невероятный человек — исследователь движений, хореограф, режиссер и фотограф. Она хочет поработать с понятием коллажа, но в 3D пространстве. Попробует составить многоплановость, используя танцевальный перформанс.
Кажется, нужно посетить все мероприятия фестиваля. А тебе самой ближе Параджанов какого периода?
— Я никого не удивлю, если скажу, что мой любимый фильм — «Цвет граната». Но еще мне очень нравятся «Тени забытых предков». С точки зрения монтажа — это самый крутой фильм Параджанова. Я не делю работы мастера на периоды, потому что для меня это единая Вселенная.
Но, кстати, у него есть ранние фильмы, которые совсем не похожи на более поздние работы. Об этих картинах вам расскажет Дмитрий Котов на лекции в воскресенье, 2-го июня. Это мероприятие продлится 2,5 часа. Там будет много отрывков из фильмов, которые мы обязательно обсудим и проанализируем.
Какие у тебя любимые экспонаты в Музее Параджанова?
— В рамках подготовки к фестивалю мы несколько раз ходили туда и на переговоры с директором, и на интервью, и на съемку. У нас, Art Guru Media, скоро выйдет материал про музей. Мне очень повезло, что была такая долгая съемка, но я поняла, что за три часа не успела все разглядеть. Не советую смотреть всю экспозицию за один раз. Лучше прийти снова, чтобы подробнее все изучить.
Скажу странную вещь, но моя любимая часть музея — та, где выставлены архивные документы. Ты пытаешься понять, как сформировалась личность Сергея Параджанова. Смотришь на черно-белые фото, письма и документы, а потом поворачиваешься к его работам, и тебе открывается все многообразие и буйство красок.
Министерство образования, науки, культуры и спорта обратилась в мэрию Еревана с тем, чтобы назвать площадь перед Домом Кино «Цвет Граната». Ты не знаешь, чем эта инициатива закончилась?
— Мне рассказали в музее, что так оно и будет. Скульптуру, которую выставили на столетие Параджанова в фойе Дома Кино, перенесут на площадь. Там появятся и другие работы, которые будут отсылать к значимым людям армянского кинематографа. В прошлом году национальное кино также отметило свое столетие.
Какие еще мероприятия Art Guru Media планирует провести в текущем году?
— Планов много. Но если честно, то наша команда устала от мероприятий, потому что с февраля по май мы провели три фестиваля, а также акцию в рамках «Ночи музеев» — четыре экскурсии в различные хранилища и галереи.
То есть летом — каникулы, а осенью с новыми силами.
— Летом будет больше публикаций. У нас накопилось очень много интересных материалов, а также заново опубликуем архивные. Будет масса инфоповодов, к которым надо готовиться, уже как медиа, а не как организаторы.
Фото: архив Соны Арсенян, flickr.com
Читайте также:
Несломленный. Культовый мастер мирового кинематографа Сергей Параджанов