Несмотря на богатство армянской культуры, про мифологию нам известно не так много. Исследователи обычно восстанавливают повествование с помощью мифов других народов, поскольку одни и те же сюжеты часто повторяются.
По мере распространения христианства в Армении, многие легенды и языческие культы утратили свою значимость, а история страны стала тесно связана с новой религией. Тем не менее, большинство армянских героических персонажей сохранили свое влияние на сознание народа даже после смены вероисповедания, что говорит о глубоких корнях языческих представлений. В этой статье мы попытаемся взглянуть на некоторые из этих преданий, чтобы лучше понять богатство и многообразие армянской культуры.
Армянские цари-герои
Прежде чем обратиться к основному пантеону, стоит поговорить о тех космических мифах, которые повлияли на формирование армянской идентичности. В категорию таких входят истории, связанные с происхождением народа.
Айк Наапет
Айк считается первопредком армян. История о его борьбе с вавилонским титанидом Белом символизирует борьбу света и тьмы, преодоление хаоса и создание мироздания.
Такая же легенда встречается, например, в шумерской мифологии, где Мардук уничтожает чудовищную Тиамат. Последняя олицетворяла хтонический мир, тогда как Мардук и молодые боги вокруг него — новый порядок.
Айк происходил от сына Ноя — Иафета. После распада вавилонской башни, когда люди перемешались и перестали понимать друг друга, многие влиятельные патриархи (которых почитали как богов) пытались самоутвердиться и заставить других подчиняться себе. Одним из таких был титанид Бел из Вавилона, которому удалось в свое время собрать группу подчиненных. Тогда армянский воитель единственный восстал против надменного тирана, собрав своих сыновей и внуков. Будучи искусным лучником, Айку удалось одной стрелой низвергнуть врага. В источниках даже сохранилась предполагаемая дата победы, с которой и начинается армянский календарь — 2492 год.
Таким образом, легенда о первопредке Айке не только является символом создания мира, устройства миропорядка, но и сопрягается с темой вечной борьбы армян против захватчиков, приобретая патриотический характер.
Ара Прекрасный
Другой герой — армянский царь Ара Прекрасный, который был не менее предан родине и остался в истории своей верностью стране и непоколебимостью воли. Он отказался от подарков ассирийской царицы Шамирам, которая была влюблена в него и просила жениться на ней.
Помимо слепой страсти, она преследовала другие цели: соединить Ассирию с Арменией и иметь возможность властвовать в обоих государствах. Отказ армянского царя становится причиной долгой войны между странами. Но цель сражения больше заключалась не в самом уничтожении врага, а в похищении владыки.
Однако во время ожесточенной битвы ассирийские войны случайно убивают самого Ару Прекрасного. Шамирам приказывает принести труп в Ниневию и пытается оживить его с помощью богов-аралезов, которые должны зализывать его раны. Но гниющее тело указывало, что их старания тщетны. Царица тайно схоронила Ару, а армянскому народу решила внушить мысль, что он, все-таки, воскрес.
Несмотря на то, что многие в это не верили, сам Ара Гехецик остался в истории как умирающий и воскресающий бог — символ возрождения природы.
Тот же мифологический сюжет был распространен и у других народов — например, в Греции в лице Афродиты и Адониса, в Ассирии — богини Иштар и ее возлюбленного Таммуза.
Торк Ангех
Последний бог-герой из этого цикла — Торк Ангех. В истории мифологии он остался как искусный строитель. Однако многие его помнят как великана с непривлекательной внешностью. С него начинаются все виды искусств в Армянском нагорье. Торку принадлежит открытие наскальных рисунков. Он в основном любил изображать или ваять грифов, о чем указывает его второе имя (Ангх на армянском — «гриф»).
Этого великана можно сравнить с греческим Прометеем, который из Олимпа выкрал не только огонь, но и технику ремесел. Оба героя являются воплощением технического прогресса и развитием разных видов искусств.
Армянские боги
Что касается уже армянской мифологии, она формировалась в VI-IV веке до н.э. во времена Великой Армении. На пантеон армянских богов имели огромное влияние иранские и не только.
Арамазд
Арамазд — создатель неба и земли, отец всех богов. Его основной атрибут — молния, а планета — Юпитер. В источниках его часто называют Великий и храбрый Арамазд.
Первообразом верховного божества является иранский Ахурамазда — создатель мироздания. Именно он явился Зороастру, когда мудрецу было 30.
Анаит
Анаит — жена Арамазда, воплощение плодородия, материнства, самая почитаемая богиня в Армении. Ее часто называли Великой госпожой Анаит или Златовласой. В храме Ериз стояла ее золотая статуя, которая сейчас находится в Британском музее.
Происходит от иранской богини Анахит.
Ваагн
Ваагн — бог грома и молнии. Многие поклонялись солнцу, называя его Ваагном. Они с Арамаздом и Анаитом образовывали «святую троицу». Этот мифологический конструкт в будущем облегчил путь принятия христианства для армян. У Ваагна были огненные волосы, борода, а глаза будто два солнца. По-другому его называют Драконоборцем, так как после рождения он сразу же вступает в схватку со злыми силами и побеждает их.
Астхик
Астхик — богиня любви, возлюбленная Ваагна. В те времена отождествлялась с греческой Афродитой. В народе сохранилась история о том, что она часто купалась в реке Евфрат, и местные юноши пытались разглядеть ее красоту. Однако богиня, чтобы защитить себя от чужих взоров, наводит туман по всей площади реки. Увидеть ее становится невозможно.
В честь Астхик устраивали специальный праздник — Вардавар, во время которого люди обливали друг друга водой с лепестками роз. С принятием христианства языческая церемония была модифицирована уже символикой новой веры, превратившись в Преображение Господне.
Нанэ
Нанэ — богиня войны и не только. В Армении бабушек обычно называют «нани», что говорит о тесной связи богини со своей матерью Анаит. Нанэ воплощает в себе идею мудрости, являясь хранительницей очага.
Греческим прообразом являются Деметра и Афина.
Михр
Михр — бог справедливости и света. Ему посвящен храм Гарни. Распространенное в армянском языке выражение «клянусь солнцем мамы» — отсылка к Михру, поскольку солнце воспринималось как божественный судья.
Тир
Тир — бог письменности, покровитель искусств и наук, секретарь Арамазда. В его храмах жрецы занимались чтением и изучением разных дисциплин. Помимо этого, они специализировались в расшифровке тайных смыслов снов.
Ванатур
Ванатур — бог гостеприимства. Только в армянской мифологии есть специальное божество, которое олицетворяет культуру угощения и радушия. Его почитание совпадало с Новым годом, который отмечали в конце июля или в начале августа. Праздник длился несколько дней.
Спандарапет
Спандарапет — бог подземного царства. Часто идентифицировался с самой смертью или адом. Тот факт, что до отождествления с Аидом это божество воплощало силу плодородия, подобно Вакху, говорит о том, что у армян не было понимания о беспощадных мучениях и наказаниях. Он часто ассоциировался с животворящей силой.