В жизни народов, населявших Армянское нагорье, вода имела первостепенное значение. Она олицетворяла собой жизнь, что привело к ее обожествлению и распространению культа. С первобытных времен сохранились скульптурные изваяния каменных богов-тотемов. Это вишапы — охранители воды, покровители земледелия и скотоводства.  

В языческую эпоху многие местные источники, обладавшие целебными свойствами, считались священными. Некоторые из них почитают и сейчас. К примеру, источник в пещере Гегарда, над которым в середине XIII века возвели христианский храм. 

Из каких материалов строили древние трубопроводы? Кто помогал возводить комплексы для утоления жажды? И кому посвящают современные пулпулаки? О древних традициях армянских родников расскажем в нашей рубрике «Архитектурное наследие»

Храм в Гегарде. Фото: spacefor.ru

В средние века водоснабжению населенных пунктов уделялось исключительно большое внимание. Для удаленных от рек или источников поселений воду подводили через специальные трубопроводы. Магистрали подключали к крепостям и монастырям, включая Ахпат и Санаин.

Водопроводы создавали из гончарных труб, которые закапывали в грунт во избежание повреждений. Длина их была совсем не маленькой. В Санаин влага доставлялась с горы Чатиндаг, с расстояния свыше километра. В Ахпате длина магистрали, которая соединяет водозаборное сооружение с резервуаром на горе Сурб-Луйс, больше вдвое. В Анберде и Ани возвели водопроводы длиной в 4 и 10 километров соответственно. 

Монастырь Санаин. Фото: tourweek.ru

На случай внештатной ситуации власти предусматривали строительство подземных водохранилищ из камня и кирпича, как во дворце Багратидов в Ани. Поверхности стен резервуара покрывали водонепроницаемой штукатуркой. Ну а сами родники располагали непосредственно у запасов живительной влаги.

В основном, их сооружали в качестве памятников, прославляющих, как бы мы выразились сегодня, спонсоров стройки — князей, купцов или монастырских настоятелей. Надписи на стенах родников напоминали посетителям, о ком следует молиться при утолении жажды.

В раннем средневековье, в V-VI веках, родники оформлялись в виде невысокой каменной тумбы, завершенной поверху небольшой плитой, из которой непрерывной струей текла вода. Более сложную композицию подобные сооружения приобрели только к XII веку. 

Древние родники Армении сохранились, в основном, при крупных монастырских комплексах — в Ахпате, Татеве, Санаине, Макараванке. Как правило, их главный фасад прорезан большими арочными проемами. Три прочие стороны — глухие. В условиях длительного знойного лета прохладное влажное помещение служило прекрасной защитой от палящего солнца. 

Монастырь Макараванк. Фото: spacefor.ru

Родники возведены из местного камня, в том числе, из базальта. Обычно, их тщательно отесывали. 

Родник Ахпата находится к востоку от монастырского комплекса, слева от дороги. Частично он врезан в горный откос. Как свидетельствует надпись, он сооружен настоятелем обители Иоанном в 1258 году. Рассчитанный на массовое обслуживание, имеет площадь в 30 квадратных метров. Шесть сообщающихся каменных корыт обеспечивают широкий доступ к воде. С запада к комплексу примыкает открытый резервуар, куда стекает излишек воды. Его использовали при поливе садов. 

Родник в Ахпате. Фото: znay.ru

Оригинальная архитектурная композиция свойственна большому роднику Санаина. Он расположен к западу от монастыря, на окраине села, в ущелье Севордяцдзор. Дата его сооружения точно не установлена. Высеченная на внутренней стене надпись «Христос Бог помилуй священника Мхитара, пожертвовавшего сто серебренников роднику, 704 (прим. ред. — армянская дата соответствует 1255 году)» не уточняет, деньги жертвовались на возведение родника или его ремонт. Однако архитектурные особенности сооружения позволяют отнести его к концу XII – началу XIII веков.  

Родник помещен рядом со скрытым в земле водохранилищем, на крутом косогоре, часть которого для удобства подхода к роднику была срыта и превращена в небольшую площадку. 

Родник в Санаине. Фото: commons.wikimedia.org

Среди наиболее простых по композиции одноарочных выделяется родник, возведенный в XIII веке у северной крепостной ограды Татевского монастыря. Спустя почти 500 лет при очередных восстановительных работах его превратили во въездные ворота обители. 

Справа — бывший родник в Татеве. Фото: varandej.livejournal.com

В XVIII-XIX веках в строительстве родников продолжали применяться почти те же архитектурные формы, которые были выработаны еще в средневековье. Как правило, их возводили небольших размеров. Так, монастырский родник Санаина сооружен в 1831 году местным настоятелем. На него похож его «коллега» из Эчмиадзина, сооруженный в 1845-м во дворе церкви Гаянэ. 

Родник у храма Святой Гаянэ, Эчмиадзин. Фото: advantour.com

Древние традиции родников продолжают современные пулпулаки, которые начали устанавливать в начале ХХ века. Только в Ереване их около полутора тысяч. «В проточной воде грязи не бывает», — говорится в армянской пословице. И это чистая правда. Вода, бьющая из армянских пулпулаков, по-настоящему вкусная, потому что поступает в армянскую столицу из горных источников. 

Самый известный пулпулак Еревана находится на площади Республики и называется «7 родников». Из этого каменного фонтана могут утолять жажду сразу семь человек. Построен он был в 1960-х знаменитым архитектором Спартаком Кнтехцяном, автором станции метро «Маршал Баграмян» и летнего зала кинотеатра «Москва». Изначально «7 родников» украшали бронзовые патрубки в виде крепостных башен, но в 90-х их украли. 

Фото: stranabolgariya.ru

Только в 2008 году по заказу журнала «Ереван» ювелир-дизайнер Nur (Арман Давтян) отреставрировал наконечники, взяв за архитектурную основу композицию площади Республики. Во внутренней части фонтанчиков автор расположил буквы армянского алфавита. Когда солнце выглядывает из-за туч, можно заметить, что тень, отходящая от наконечников, попадает на одну из букв. Каждая из них обозначает определенный час. Например, если это первая буква алфавита — А (Ա), значит, сейчас полдень. 

В орнаменте, выгравированном по краю фонтанчиков, дизайнер оставил пожелание: «Пейте на здоровье». А в центральную часть пулпулака поместил крест, в каждом из углов которого написал на четырех языках: «Еревану от Еревана». С помощью креста можно легко сориентироваться в сторонах света, так как надпись на армянском направлена строго на юг. 

Фото: bangkokbook.ru

Большинство пулпулаков изготовлено из нержавейки, металла или камня, при этом каждый по-своему уникален. Установить питьевые фонтанчики могут и сами жители. Они возводят их в память об ушедших в мир иной людях, поэтому можно встретить пулпулаки, соединенные с хачкарами. Жители Армении верят, что пока льется вода, память о человеке живет в сердцах людей. 

Фото: stranabolgariya.ru

Читайте также:

И помыться, и покутить. Древние традиции армянских бань
Оздоровление внутри и снаружи. Обзор и история минеральных вод Армении
Возведение сердца Еревана. Архитектурный ансамбль площади Республики