Мариам Маркосян — артистка оперы армянского происхождения, которая до 2022-го года представляла Россию на мировых соревнованиях и конкурсах, была солисткой Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Теперь, получив армянское гражданство в марте 2023-го, она продолжает свой профессиональный путь под другой эгидой — в течение последнего года она привнесла в свою музыкальную палитру новые оттенки, объединяя вокальный талант с культурным наследием страны.

В Армении Мариам работает в Национальном академическом театре оперы и балета имени Александра Спендиаряна сопрано-певицей. Исполняет различные роли, включая партии Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и Фраскини из оперы «Кармен» Бизе. 

В октябре прошлого года вместе с мужем, коллегой по искусству, они сыграли сольный концерт в здании консульства Армении в Казахстане — в городе Актобе. В этот вечер пара исполнила армянские народные песни и произведения Арно Бабаджаняна

По словам Мариам, она ищет возможности «захвата» не только локальной сцены, но и международной аудитории, чтобы донести красоту армянской культуры до самых отдаленных уголков мира. Сейчас в списке покоренных стран — Польша, Эстония и Испания.

Мы побеседовали с ней о творческом пути, продолжении карьеры в Армении, личных предпочтениях и дальнейших планах.

Как вы решили стать оперной певицей? Есть ли какой-то конкретный момент, который повлиял на вашу профессию?

— Моя сестра училась в музыкальном колледже на фортепианном факультете, она посоветовала мне поступить туда же, но на академический вокал. Я уже пять лет занималась эстрадным вокалом и хорошо им владела. 

Сестра была уверена, что в эстраде меня ничему новому уже не научат, но если выбрать оперный вокал, то откроется много новых возможностей. В итоге, я решила попробовать себя и полюбила это искусство, которое изменило мою жизнь.

Есть ли какой-то аспект оперного искусства, который вам нравится больше всего: вокальная часть, актерская игра, сценическое исполнение?

— Меня всегда привлекало сценическое исполнение, особенно в жанре оперы. Для меня важен именно процесс вокализации. Когда я пою, чувствую, что освобождаю энергию, и это напоминает мне детоксикацию или медитацию. Оперное пение, с его мощностью и глубоким звучанием, позволяет выразить и передать больше энергии, чем при исполнении эстрады или других стилей.

Какая оперная роль самая любимая?

— Ария «Виолетты» из «Травиаты» Джузеппе Верди. Она считается одной из самых значимых в репертуаре любой сопрано-певицы. 

Меня привлекает не только музыка Верди, но и захватывающий сюжет оперы. Каждый раз, когда я исполняю эту арию, ощущаю сильное вдохновение. Даже перед нашей беседой я ее пела.

Как вы передаете публике эмоции?

— Перед выступлением я всегда уделяю особое внимание знакомству с ролью. Например, если готовлюсь к исполнению партии в «Ромео и Джульетте», начинаю с тщательного изучения оригинального произведения Шекспира и других первоисточников. 

Моя цель — полностью погрузиться в мир своего персонажа и максимально точно передать зрителю то, что хотел донести автор. Я стремлюсь глубоко понять и вжиться в роль.

Как вы справляетесь с исполнением сложных арий, ролей, требующих более выдающегося вокального мастерства? 

— Опера — безусловно очень сложный жанр, требующий особой подготовки. Нужно не только петь громко, чтобы голос без микрофонов заполнил огромный театр с несколькими тысячами мест. Приходится сталкиваться и с трудностями в диапазоне и высоких нотах.

Для меня основной секрет успешных выступлений — регулярные тренировки. Чем больше времени и усилий я вкладываю в упражнения и практику, тем увереннее я чувствую себя на сцене и тем меньше волнуюсь. 

Сотрудничество с коллегами. Что важно при взаимодействии на сцене с дирижером, режиссером, оркестром?

— В сотрудничестве, за исключением дружеских связей, всегда важно поддерживать приветливость, чаще улыбаться и стараться строить хорошие отношения с коллегами, чтобы избежать конфликтов. 

Однако, помимо этого, крайне важен профессионализм. Дирижеры чаще проявляют большее уважение к артистам, которые являются профессионалами: хорошо подготовленными, безошибочно понимающими музыкальные термины. Важно, чтобы вокалист знал свое произведение в совершенстве и избегал ошибок.

Какие моменты самые запоминающиеся в карьере, на сцене? 

— Каждый музыкальный конкурс, в котором я принимала участие, похож на небольшое приключение. Ощущения волнения, страха и ожидания результатов после каждого этапа соревнований делают эти моменты незабываемыми. 

Одно из самых приятных воспоминаний — наше с мужем Николаем выступление в армянском консульстве в Казахстане в прошлом году. Для меня это был первый большой сольный концерт. Мы исполнили народные песни: я пела, а муж играл на инструменте. 

Мы также исполнили композиции Арно Бабаджаняна. Нам было важно представить армянскую культуру в наилучшем свете. В зале были казахи, и мы старались передать им нашу музыку и национальное наследие в лучшем виде.

Как удалось представить в другой стране Армению? 

— Мы случайно познакомились с очень важной музыкальной фигурой в Казахстане, пианисткой Диной Ниязовой. Она — знаменитая музыкантка, которая также является преподавательницей Димаша, который сейчас пользуется огромной популярностью по всему миру. 

Дина хорошо дружит с консульством и великолепно знает и ценит армянскую культуру. Она даже посещала Армению. Ей очень понравилось. Благодаря ее рекомендации мы и начали сотрудничать. 

Были ли исполнители или учителя, которые оказали наибольшее влияние на ваше певческое искусство?

— Конечно! Моими учителями, в основном, были армяне. Во время обучения в Московском музыкальном институте я получила базовое образование у Рубена Павловича Лисициана. Его отец, Павел Герасимович, был известным оперным певцом и народным артистом СССР. Впоследствии, Рубен Павлович также стал известным педагогом и повлиял на мою музыкальную карьеру. 

Во время моей работы в Мариинском театре в Санкт-Петербурге я также училась у Грайра Ханеданьяна, который является профессионалом — был выдающимся оперным певцом и театральным режиссером. Он сосредотачивался больше на аспектах театрального искусства. Мои учителя, как вокальные, так и театральные, сильно повлияли на мою карьеру.

Какие особенности в методике обучения были у них, которые больше всего вас привлекли и запомнились?

— Оба моих учителя не фокусировались на вокальной технике и избегали применения «насильственных» методов. Вместо этого они поощряли любовь к вокалу и стремились освободить мой естественный голос от каких-либо ограничений, чтобы он мог полностью раскрыться. 

Какие оперные жанры и композиторы вас наиболее привлекают и почему?

— Мне очень нравятся композиторы эпохи бельканто, в частности, итальянские мастера вокализа, такие как Беллини и Доницетти. Они создали много великолепных произведений, которые требуют от певца исключительно вокального мастерства. Также восхищаюсь Верди, несмотря на то, что его музыка отличается от стиля бельканто.

Кроме того, я обожаю армянских композиторов и исполнителей. Часто исполняю произведения Комитаса, глубоко уважаю Таривердиева, его романсы и песни всегда занимают особое место в моем репертуаре. 

Я также восхищаюсь творчеством Александра Долуханяна, композитора, и его жены Зары Долухановой, известной оперной певицы. Она была тетей Рубена Лисициана, у которого я училась. Это невероятно талантливая семья.

А каким вы видите будущее оперного искусства именно в своей карьере? Какие новые проекты или роли интересуют вас сейчас?

— Недавно мы дали сольный концерт в филармонии, и это был невероятный опыт. Мне очень понравилось выступать перед публикой в таком замечательном месте. В настоящее время я активно работаю в театре вместе с моим мужем, готовя новые партии. 

Я живу и работаю в Армении, где мне по силам исполнять множество интересных оперных партий. Моя мечта — продолжать представлять страну на мировой сцене и гастролировать в разных театрах, но базово я оставляю себе возможность работать и совершенствоваться на родине.

Какие плюсы и минусы есть в развитии оперы в Армении, на ваш взгляд? 

— В Армении классическая музыка имеет крепкую позицию благодаря двум филармониям и национальному оперному театру. Однако, мне хотелось бы, чтобы в области культурного обмена было еще больше инициатив. Мы могли бы усилить международные связи и обмен опытом с представителями других театров и стран. Например, приглашать иностранных специалистов с современными методиками и знаниями, чтобы обогатить наше искусство. А также, отправлять наших артистов на гастроли в другие страны, с целью представить армянское искусство на мировой арене.

Армяне известны своими талантами и профессионализмом, и я считаю, что у нас есть много чем поделиться с мировым сообществом. Наши артисты могут внести свой вклад в мировую культурную картину, и взаимный обмен и сотрудничество могут быть очень полезными для развития армянской культуры и искусства.

Каково ваше мнение о нынешних оперных постановках, которые часто включают в себя современные элементы и концепции?

— Я лично отношусь к современным интерпретациям оперных постановок нормально. Необязательно придерживаться строгих рамок классических постановок. Например, если оригинальное произведение — в XIX веке во дворце, а режиссер переносит события в XXI век в офис, я готова принять такой подход. Главное, чтобы эти изменения имели свой смысл. Важно, чтобы они не казались произвольными, и внесли что-то интересное в постановку.

Фото: архив Государственной филармонии Армении

Каких целей бы вы хотели достичь в ближайшее время в своей карьере?

— Моя цель — представить Армению на международных конкурсах и фестивалях. Раньше я представляла Россию и добивалась успехов на мировых соревнованиях и конкурсах. Теперь, имея армянское гражданство, хочу продолжать свою карьеру и работать в новом направлении за границей. Моя мечта — донести армянскую культуру и музыку до мировой аудитории.

На какие важные аспекты стоит обратить внимание начинающим вокалистам?

— Я глубоко верю, что занятия музыкой, и, особенно, оперным искусством, могут приносить невероятную пользу. Это не только развивает голос, но и способствует улучшению речи, контролю дыхания, а также эмоциональному выражению. Моя главная рекомендация для начинающих вокалистов — найти талантливого и вдохновляющего преподавателя. Если ваш текущий не подходит вам или не вдохновляет, не стесняйтесь менять его. Важно найти такого, который будет с вами на одной волне и поможет вам раскрыть свой потенциал. Жизнь коротка, и важно делать то, что приносит вам радость и удовлетворение.


Фото: архив Мариам Маркосян

Читайте также:

«Для меня это самый сложный, но в то же время великолепный вид искусства» — артист балета Рафаэль «Спартак» Галстян о своем творческом пути и развитии классического танца в Армении

«В мире музыки под копирку ничего не функционирует» — дирижер и скрипач Рубен Газарян

Оптимистическая трагедия. Дамоклов меч композитора Арно Бабаджаняна