Сейчас в Армении проживает до 50 тысяч представителей езидского этноса. Это крупнейшее национальное меньшинство в стране. Езиды — древний народ, со своей уникальной религией и культурой, которую они смогли сохранить несмотря на потрясения и 72 геноцида (в истории).
Один из самых жестоких случился еще в начале XX века, в Османской империи, в те же годы, когда произошел Геноцид армян. Ещё один — в 2014 году, когда езидов атаковали боевики ИГИЛ.
О том, как живут езиды в Армении и России мы поговорили с Темуром Худояном, директором первого международного езидского телеканала «Лалеш ТВ». Темур не понаслышке знаком с особенностями жизни езидов в этих странах, так как родился и вырос в Армении, а сейчас живет и работает в России.
Темур, привет! Для начала: как переводится слово «езид»?
— Достоверного перевода нет. Оно произошло от имени султана Езида. Был когда-то такой духовный и религиозный правитель.
Я пока ехал на интервью, ввел в интернете название канала — «Лалеш». Приложение выдало езидский храм в Ираке.
— Это наша историческая родина. Езиды проживали в северном Ираке, раньше там находилась Месопотамия. На разных этапах истории существовали княжества, как город Дуок. Это не отдельное государство, скорее, автономия. Были и независимые княжества. Вот у езидов, допустим, тот же Шейхан (прим. ред. — княжество шейхов, со столицей в городе Баадра, существовавшее с 1236 по 1832 г.) не подчинялся Османской империи, не платил налоги, содержал свою армию.
Мы всегда жили среди мусульман, но не сходились на религиозной почве. Из-за гонений, убийств и геноцида постоянно езиды закрывались и много раз для самообороны создавали такие мини-государства. Если смотреть на карту сейчас, то места, где проживают езиды — очень маленькие. Это город Синджар, округ Шейхана, где и находится Лалеш. Такова наша историческая родина. А уже после Первой мировой войны езиды двинулись в сторону Армении, Грузии, потом некоторые переехали в Россию и Европу.
В Османской империи в 1915-м году происходил Геноцид армян, но при этом еще и других народов. Езиды, я знаю, тоже пострадали.
— Геноцид коснулся всех народов и религиозных меньшинств, которые не принимали ислам. Тогда нападали не только на армян, затронули и езидов. Мои предки тогда переехали в Армению, потому что был выбор: либо смерть, либо ислам. До сих пор в Турции под курдскими именами живут бывшие езиды, принявшие ислам. По религиозному признаку они уже не относятся к езидам, потому что езид — это тот, у кого оба родителя к народу принадлежат.
Вы религиозный человек?
— У нас по-другому никак. Я, правда, не сильно религиозен. У нас не прямо кастовая система, но существует разделение на религиозные касты и на мирян. Вот я — мюрид, у меня нет обязательств проводить какие-то обряды. А есть люди, которые именно должны этим и заниматься, это шейхи и пиры. Обряды мы соблюдаем как способ сохранить свои традиции. У езидов нет своего государства, нет места, где мы комфортно проживаем, кроме Шангала и Синджара (прим. ред. — район на границе Ирака и Сирии, место компактного проживания езидов). Но и там, уже после геноцида, организованного ИГИЛ, половина населения уехала.
Вы говорите о геноциде, который произошел в Ираке в 2014-м году?
— Да, до этого еще община была большой, где-то 800 тысяч езидов проживали в одном регионе. После геноцида, к сожалению, где-то 200 тысяч уехали в Европу, какое-то число прошло через Курдистан, Турцию, Сирию. Община, которая долгое время жила вместе и сохранила самосознание народа, распалась. Поэтому сейчас очень сложно сохранить культуру.
Символ езидской религии — павлин. Можно поподробнее об этом?
— Часто все эти моменты объясняются неправильно, и люди, когда читают статьи, думает, что мы поклоняемся павлину. «Таус» на арабском означает «павлин». На этом многие историки, которые исследовали езидов, сделали акцент. Также в священных текстах есть моменты, где упоминается именно павлин как птица рая, но это не значит, что мы поклоняемся павлину. Просто павлин считается любимой птицей ангелов, но это не сам ангел.
Малак Таус — архангел езидов, это глава всех ангелов, никто не видел его, никто не знает, как он выглядит. Мы поклоняемся единому Богу. Бог для всех один, и для нас, и для русских, и для армян. Наша религия, однозначно, относится к монотеизму. У нас говорится, что у Бога разные дороги. Они все верные, правильные, каждый народ идет по своему пути. Мы не поклоняемся солнцу или павлину. Это не так, просто у людей со стороны мало информации. Езиды не верят в Сатану и злые силы или духов.
Я читал, что зачастую исламские государства обосновывали гонения тем, что якобы езиды поклоняются Сатане.
— Они говорят, что у езидов нет священной книги. У христиан Библия, у мусульман Коран, а у езидов ничего, но это не так. Из-за гонений много священных текстов сохранилось в устной форме. Наши священнослужители передавали их от отца к сыну. Конечно, многое пропало, потому что не все можно сохранить устно. Но священные книги у нас были.
А вы сами родились и выросли в Армении?
— Да. Я в 92-м году родился.
Община езидов в Армении живет не обособленно, но все-таки есть некоторая дистанция с армянами? Или вы не чувствовали такого?
— В моем случае я практически ничего не чувствовал. Почему? Потому что мы жили в деревне, где 90% населения — армяне, езидов было очень мало. И как-то ничего удивительного не было. Были тонкие моменты, когда немножко чувствуется, что это не твоя страна. Хотя никто нас не обижал, просто каждому народу хочется жить в своем доме. Я родился и вырос в Армении, служил в армии и учился там. После уже переехал в Россию.
А в России как вам? По другому?
— Совсем, если честно, потому что это многонациональная страна. В Армении 98% народа армяне и 2% — 11 меньшинств: езиды, русские, украинцы, курды, ассирийцы и т.д. При этом самая большая община в Армении среди меньшинств — езидская. В 2010 году в Армении было 37 000 езидов. А в России этого вообще не чувствуется, потому что здесь очень много народов, наш — один из самых маленьких. Здесь интегрироваться легче.
Чем занимается ваш канал, какая у него цель и миссия?
— Канал создан в 2016-м году по инициативе Мирзы Слояна (прим. ред. — езидский общественный деятель и филантроп, один из лидеров общины в России и Армении). Это первый езидский телеканал, он работает для сохранения языка, культуры, традиций, координации диаспор в разных странах. Мы, езиды бывшего Советского Союза, жили в СССР и не знали, что в Ираке такая большая община, потому что отделились от нее где-то 200-300 лет назад. Во время СССР особых контактов с теми же турецкими езидами не было, не было контакта с иракскими езидами. Многие слышали о Лалеше, но думали, что это просто какая-то мифология. Только после распада Советского Союза мы узнали, что в Ираке существует почти автономный езидский округ.
Что происходило с езидами в Ираке?
— В 2007 году был теракт большой, две езидских деревни просто снесли. Потом 2014 год. Геноцид начался 3 августа. До этого Синджар был под подчинением автономного округа Курдистан. Там стояли курдские военные, они охраняли территории, где проживали езиды.
Войска ИГИЛ в это время взяли Мосул, другие большие города, и подошли к Синджару, а курды просто ушли, забрав перед этим у всех езидов оружие, чтобы не было какой-то самообороны. Езиды остались одни, уходили в горы, пытаясь обороняться от боевиков. Там уже подключились другие силы, войска США начали с воздуха помогать езидам. Несмотря на это, весь регион Шангал (а он не маленький) захватили.
Боевики творили зверства. Похищали детей и женщин. До сих пор где-то 2 тысячи женщин считаются пропавшими. Вот недавно нашли девушку-езидку, ее украли в возрасте 9 лет, сейчас ей уже 19. Она проживает в Турции, у нее семья. Она даже не знает, что раньше жила где-то и отказывается вернуться домой, потому что считает себя арабкой. И таких историй немало.
После 2014-го года сейчас у езидов тоже не все хорошо, потому что где-то 350 тысяч живут в лагерях. Там просто палатки обычные, тонкие. Народ пока не вернулся в свои дома. Нет школ, больниц. Ирак, как государство, ничего не делает. Езиды по Ираку, по Сирии, по Турции, по Европе просто разбежались.
А вы общались с кем-нибудь из езидов оттуда?
— Да, делаем репортажи, люди из иракской общины постоянно у нас выступают. Я сам был в Ираке в 2019-м году, как раз это все увидел, в каком состоянии лагеря. Нет дня, чтобы там кого-то не убили, или не похитили. У нас есть общественная организация, они собирали, задокументировали эти случаи.
Они нам показали, у них 4 тысячи минут видеозаписи, где девушки рассказывали, что с ними случилось. Вы понимаете, какой это материал, и сколько людей просто прошло через насилие. Внутри народа произошли изменения. До 2014-го года, когда возвращались похищенные езидки, не всегда община их принимала. В 2014-м году, когда случился геноцид, все изменилось. Община подготовила закон, всех женщин приняли обратно. Именно поэтому езидская женщина стала символом борьбы в 2014-м году.
Вы бы хотели жить в езидском государстве?
— Когда мы поехали в Синджар, мы прожили там некоторое время. Знаете, какое это чувство, когда ты просыпаешься, и вокруг тебя все езиды? Такого у нас никогда не было. Когда ты заходишь в магазин, а там продавец тоже езид. Это чувство дома. Для нас было мечтой попасть в такую среду. И после этого, и до этого, всегда такое чувство, как будто ты не дома.
Хотя, если возьмем Армению или Россию — везде, где езиды жили, мы всегда защищали эти страны. В Армении пошли воевать за Карабах, до этого участвовали в Первой мировой и так далее. Но все равно не хватает того, когда все разговаривают на твоем языке, у всех один менталитет.
А какие главные праздники у езидов?
— Езиды Армении и России отмечают два праздника: Айда Эзид в декабре и еще есть Айда Хдрнаби в феврале. У езидов в Ираке 13 главных праздников в году. У нас же осталось два, потому что давно отделились от иракской общины.
А что отмечается в эти праздники?
— Айда Эзид сейчас будет, 15-го как раз (прим. ред. — интервью записано в декабре 2023 года), каждый год меняется там дата, надо провести его в первую пятницу после 13-го числа. Ходят по домам, поздравляют друг друга, как Новый год отмечают другие народы. Если у кого-то дома кто-то умер, до праздника, допустим, с пятницы праздник, в четверг все идут к ним. Выражают слова поддержки. И на следующий день уже делают праздник.
Это в честь султана Езида, о котором мы с самого начала разговаривали, с которого и пошло имя народа. Сначала перед праздником три дня постятся. У нас пост происходит так: рано утро до восхода солнца просыпаются все члены семьи, кроме детей и стариков и больных. Кушают нормально, что можно, что нельзя, тоже есть свои тонкости. После восхода опять все семьи собираются на праздничный ужин. И так три дня делают, а на четвертый день уже праздник, с утра начинают ходить по домам, поздравлять друг друга. В феврале тоже там три дня поста, на четвертый день уже праздник для молодоженов.
Есть ли у езидов какая-нибудь мифология, поверья, духи?
— Есть семь ангелов, есть Тавус-Малак, который считается главным архангелом, У религиозных людей, шейхов и не только дома отводится специальное место, аджахи, где они держат всякие священные тексты, священную одежду. Обычные люди не имеют права ее носить
Большие ли свадьбы у езидов?
— Большие. Но как езиды в разных странах отмечают свадьбы, отличается. Сейчас в России у нас свадьбы, я бы сказал, очень большие, бывает, что 500-600 человек собираются. У меня свадьба была скромная, всего 200 человек. Народ маленький, они практически все общаются друг с другом, там родственники, тут родственники. Есть связь между всеми.
А на каком языке между собой разговаривают?
— Ну, конечно, у нас есть свой язык, езидский. В научной сфере его называют курманджи, это диалект курдского, практически один язык. Не все курды, конечно, говорят на курманджи, там и есть другие диалекты. Именно те курды, которые в Турции проживали, сохранили язык, на котором мы говорим сейчас. На езидском в Армении есть уроки в школах. В России, к сожалению, такого нет.
Я когда был в Зиарате, то на надгробиях на кладбище видел изображения\фото умерших с двух сторон. Это тоже какая-то традиция?
— В Ираке нет фотографий на кладбищах, и в Зиарате считается, что так нельзя, этот обычай больше от армян пришел. Потому что раньше считали, что могилы должны исчезать, не стоит их сохранять. Но, когда мы жили среди армян, видели, как они строят свои могилы, и здесь тоже начали так строить. Раньше у езидов на могилах ставили статуэтку лошади, это считалось, что он был какой-то сильный человек, глава племени. Или ставили барашка, это знак богатого человека. А фото появились после 1960-х годов.
У вас есть какая-то мечта, как у езида? Что бы вы хотели увидеть для вашего народа спустя 20 лет?
— Знаете, практически у всех езидов есть одна мечта. Скорее даже цель, потому что сейчас многие работают в эту сторону. Мы хотим, чтобы на севере Ирака появилась езидская автономия, где бы езиды проживали без геноцида и без гонений.
Вы бы хотели там жить?
— Сложно сказать. У меня совсем другой менталитет, чем у езидов, которые проживают в Ираке. Там мне очень хорошо, но разница чувствуется сильно.