Маралик — город на северо-западе Армении, в Ширакской области. Сейчас его население более 5 тысяч человек, хотя изначально здесь жило всего 40 семей — сюда съезжались люди из местности озера Ван, Греции и даже Турции.
Несмотря на свои небольшие размеры, он может похвастаться насыщенной историей. Это место неспроста считают святым: оно наполнено различными религиозными преданиями и переплетено с жизнью значимых для Армянской Апостольской церкви личностей.
Источник: Википедия
Кто бы мог подумать, что Маралик может быть связан со Святым Стефаном Первомучеником? Легенда эта берет начало с 33-36 года н. э. в Иерусалиме, где он проводил христианскую проповедь — за это его жестоко избили камнями. Известно, что мощи архидиакона были найдены именно в Армении — в ущелье реки Ахурян.
К сожалению, она пересохла из-за строительства водохранилища. Но прежде появившийся лес с его обитателями остался. Каждый год в декабре христиане отмечали религиозный праздник: в этот день по обычаю с гор приходил один олень, чтобы принести себя в жертву.
Но однажды животные перестали спускаться, и среди населения поднялась паника. Стала распространяться мысль, что их место перестало быть святым. Тогда трое сильнейших мужчин общины решили разрушить свое поселение — с тех пор начались частые войны, умирало много молодых парней. Жители решили, что так Бог наказывает их за разрушение святой земли.
Мудрец, кулак Андо Урумян, дал совет: чтобы искупить свой грех, нужно построить часовню. Люди стали активно собирать средства на ее возведение: женщины отдавали свои украшения, а сам Андо пожертвовал чан золота.
Так на юго-западе города появилась небольшая часовня у подножья гор, названная в честь Сурб Степаноса (Святого Стефана). А трое мужчин, которые были инициаторами разрушения святого места, поставили именные хачкары (вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой резное изображение креста). Если мы вернемся к этимологии, то «марал» в переводе с армянского означает «маленький олень» — таким образом город называется Маралик. До сих пор его жители приносят в часовню свои рисунки с изображением святых. Так как часовня небольшая, было решено внедрить половину хачкаров в стены, некоторые из которых датируются 12-13 веком.
В центре Маралика расположена церковь Святой Богородицы — основание, на котором она стоит, датируется 5 веком. Жители активно занимались сбором средств для ее постройки, отдавая последнее имущество. Долгожданный день открытия наступил в 1903 году, но счастье длилось недолго: во время СССР церковь не действовала, и ее использовали как склад для хранения пшеницы.
И восстановили только в 2019 — реставрацию финансировала как администрация города, так и жители. Местный художник изобразил 12 учеников Иисуса на постаменте. На пьедестале размещена большая каменная икона Св. Богородицы — она осталась нетронутой с момента создания. Но колонны, стены, купель для крещения, пол и все настенные картины святых были полностью изменены на современный лад. Снаружи же церковь благородно сохраняет свой вековой, могучий облик, являясь примером великой армянской архитектуры.
Мнения жителей по поводу реставрации разделились на 2 лагеря. В нескольких метрах от церкви живет местный школьный учитель Корюн Асланян — он знает ее историю еще по рассказам бабушки и гордится результатом. Отмечает, что люди с большой любовью приходят в святыню и активно участвуют во всех обрядах. Но совершенно иной позиции придерживается преподаватель дисциплины «История армянской церкви» Ашхен Петросян. По его словам, реставрация поглотила часть старинной архитектуры — неверно были изображены образы учеников Иисуса, неправильно установлен алтарь и вовсе исключен клирос для хора.
Но вернемся к истории города. В середине 19 века в Маралике стали массово умирать дети. У одного из жителя деда Аршо за один день погибло 4 ребенка. А после траура к нему пришло что-то наподобие видения, в котором он заметил хачкар под землей — он понимал, что за этим что-то кроется. Он указал место, которое ему привиделось, и молодые парни стали проводить раскопки — по итогу они обнаружили одну часть хачкара. Тогда Аршо сказал, что нужно продолжать, ибо где-то рядом должна быть вторая — и действительно, ее нашли и воссоединили. Резное изображение креста установили в маленькой часовне с низким потолком Кармир Ванк (Красная часовня) — при входе в нее человек будто кланяется хачкару. После возведения часовни в семье деда Аршо родилась девочка, которую назвали Шохакат.
Есть поверье, что семьям, которым не удается долгое время завести ребенка, нужно прийти сюда и после посещения появится чадо. Примечательно, что по краям хачкара изображены маленькие ангелочки, словно дети.
Чуть выше Кармир Ванка, на возвышенности располагается новая церковь Святого Саркиса — он был военачальником римской армии при войске Константина Великого, а также христианским проводником, который активно занимался разрушением языческих идолов. Но после восхождения на престол Юлиана Отступника, который был последним языческим императором, христиане стали подвергаться гонениям — Саркис со своим маленьким сыном Мартиросом покинул Рим на белом коне и нашел убежище в Армении. В ходе персидских войн его пытались заставить стать огнепоклонником, но он наотрез отказался. Тогда разъяренная толпа набросилась на него и убила вместе с ребенком. Могила Саркиса находится в деревне Карби Аштаракского района.
В его честь в Армении отмечают День святого Саркиса — в ночь, в канун праздника, молодые едят соленые лепешки, не запивая водой, и ложатся спать. Согласно поверью, Саркис посылает девушкам и юношам вещие сны, показывая им будущих супругов.
Так Маралик стал маленьким городом с большими тайнами, святыми местами и еще неразгаданными секретами.