В этом выпуске «Тур де Армения» мы поделимся опытом однодневного, но насыщенного на локации, путешествия в Вайоцдзорскую область — юго-восток Армении.

Изначально в нашем маршруте было заложено 5 точек: монастыри Хор-Вирап и Нораванк, пещера «Арени-1», город Джермук и Селимский караван-сарай — эту программу мы разработали самостоятельно перед поездкой. Но в процессе трипа добавилось еще несколько мест.

Как добраться

Мы выдвигались из Дилижана компанией в 7 человек. Вопросом логистики особо не заботились — просто обратились в местное агентство, которое предоставило нам минивен. Аренда машины с водителем вышла каждому по 15 000 драм, что в целом недорого для такого длительной дороги. Но в сумме это уже внушительные 105 000 драм — как будто можно найти более выгодное предложение, если поискать.

Из Еревана стоимость должна быть поскромнее, так как нам предстояло еще ехать до столицы и обратно — около 96 км по трассе в одну сторону. Но это как договоритесь с таксистами.

Общественный транспорт точно не вариант, если хотите посетить все перечисленные туристические чекпоинты. Они находятся в разных направлениях — придется поменять несколько автобусов и потратить кучу времени на их ожидание.

Монастырь Хор-Вирап

Рано утром мы выехали из Дилижана, проехали Ереван, оказались в Араратской долине и здесь совершили первую остановку — у монастыря Хор-Вирап.

По преданию здесь под землей царем Трдатом III был 13 лет заточен Григорий Просветитель, впоследствии ставший первым католикосом всех армян. В 642 году над темницей была построена часовня, а остальной комплекс — в середине XVII века.

Сейчас эта тюрьма доступна для туристов — я решил тоже спуститься. Но своей очереди пришлось ждать минут 15-25, потому что на экскурсию приехала группа детей, которая оккупировала единственную лестницу, ведущую туда, — она узкая, поэтому поток людей пропускали попеременно вниз и вверх.

На глубине 6 метров меня ждало небольшое куполообразное помещение с люстрой — чувствовалась сырость. Делать там было особо нечего, поэтому, не дожидаясь новых пробок, я быстро поднялся обратно.

Снаружи открывается панорамный вид на Арарат, но выглядел он оттуда не так величественно, как, например, с Каскада, — говорят, дымка искажает его размеры. А еще кто-то сказал, что на склоне можно увидеть большой силуэт орла — мне удалось на пару секунд обнаружить отчетливую фигуру птицы, но потом ее потерял. И как бы заново не пытался приглядеться, рассмотреть снова не получалось — это как стереокартинка.

Монастырь Нораванк

В расписании было еще много планов, поэтому спустя около часа гуляний по Хор-Вирапу мы запрыгнули в тачку и поехали дальше — до монастыря Нораванк. Он расположен недалеко от села Арени на уступе узкого извилистого ущелья среди отвесных красных скал.

Сам фасад комплекса, построенный в XIII-XIV веках, тоже сделан в похожих оттенках, поэтому он, как хамелеон, вписывается в окружающий ландшафт, — по моему мнению, это одно из самых красивых мест в Армении.

В этот день я спускался в каждую дыру — и колодец с маленьким хачкаром на дне не исключение.

Vardges’s Stone Bar

Насладившись пейзажем и отведав мороженого в почти 40-градусную жару, мы собрались двигать до очередного пункта, но водитель сказал, что у него полетел двигатель. А замену ожидать около часа.

Чтобы не терять время, я предложил зайти в какое-то заведение, которое по пути сюда увидел из окна, изначально подумал, что это винодельня. Ребята согласились, и мы пошли по живописному каньону.

Спустя 40 минут мы достигли цели — перед нами вход в оборудованную пещеру.

Оказалось, что это вовсе не винодельня, а колоритное кафе в горе. Сразу как мы вошли, нас встретил армянский интерьер с необычным антуражем: естественные стены из каменной породы и множество традиционных вещей быта, украшающих пространство. Первобытная атмосфера — минимум вмешательства человека.

Мы решили сделать здесь привал — спрятаться от солнца, выпить кофе и тана.

photo_2023-07-13_15-50-16 (2)
photo_2023-07-13_15-50-16
photo_2023-07-13_15-50-17
previous arrow
next arrow

Затем пришла новость — наш минивен задерживается. Мы были голодны, поэтому воспользовались ситуацией — заказали 2 шашлыка (хороваца) на троих. Каждая порция стоила 5 000 драм.

А пока ждали приготовления, охладили ноги в реке, сидя при этом на лавке прямо в воде — приятные ощущения после продолжительной прогулки по пеклу. Очередное гениальное изобретение, которое придумали армяне.

Принесли обед, но нас он разочаровал: мясо было вкусное, но маловато даже на одного. Поэтому если вы хотите плотно и экономно покушать, вам не сюда, но посетить столь уникальную локацию однозначно рекомендую.

Пещера «Магеллана»

Новая машина прибыла с задержкой — нужно нагонять упущенное. Следующей точкой должна была стать пещера «Арени-1» — ориентировочно объяснили водителю, где она находится. Остановились — увидели вывеску и пошли по указателю.

Как выяснилось, это другая пещера — «Магеллан», которую запустили для посещения туристами только в апреле текущего года. Перед нами стояла дилемма: отдать 3 000 драм за 30-минутную экскурсию, когда мы о ней даже не слышали, или лучше не рисковать деньгами. Мнения разделились — одна часть группы пошла, а другая осталась ждать.

Оно точно того стоило. Нас провели по узким проходам, освещенным светодиодами, и рассказали об истории открытия пещеры и древних находках, обнаруженных здесь: фрагментах глиняной посуды, куске лука, человеческих костях, морской губке, возраст которой 70 млн лет, и аммоните (улитке), жившей 200 млн лет назад. В некоторых участках стены увешаны сталагмитами, сталактитами и сталагнатами.

Подробнее о Magellan Cave мы писали в отдельной статье — читайте по ссылке.

Пещера «Арени-1»

Нужная нам изначально пещера оказалась почти по соседству — «Арени-1». Или как ее еще называют «Пещера птиц» — все потому, что над «входной аркой» висят десятки, а то и сотни гнезд.

photo_2023-07-13_15-50-38
photo_2023-07-13_15-50-41
previous arrow
next arrow

Билет стоил 1 000 драм.

Сама пещера скучнее для прогулки, чем «Магеллан» — в ней всего 3 зала. Но примечательна она другим: с 2007 года и до сих пор по всему периметру проводятся археологические раскопки. Минимальные температурные колебания и низкий уровень влажности создали идеальные условия для сохранения остатков, в том числе органических, как из Средневековья, так и из более древнего периода — Энеолита.

Именно здесь была найдена самая старая в мире кожаная обувь — ботинку около 5500 лет.

Источник: Радио Азатутюн

В общей сложности под грунтом обнаружили 83 локуса — керамические и глинобитные сосуды. В некоторых из них содержались детские черепа девочек, что подтверждает связь между виноделием и ритуальной церемонией жертвоприношения — возраст останков 5900-6200 тысяч лет.

Из других артефактов: винодавильня, печи для приготовления хлеба, стены жилья, металлические и костяные орудия, плетеные изделия, шерстяные и льняные ткани, веревки, виноградная кожура, семена более 30 видов фруктов.

Мы не историки, поэтому быстро пробежались вдоль огражденных зон и поехали в Джермук — тем более уже приближался вечер.

Город Джермук

Сам город показался мне скучным и пустынным — на улицах почти не было видно прохожих. Но так было не всегда: осенью прошлого года некогда один из самых популярных в Армении курортов подвергся обстрелу со стороны Азербайджана. Напряженная обстановка на юге страны напрямую повлияла на спад туристического потока. Хоть сейчас там относительно безопасно, людей стало значительно меньше.

В самом городе особо делать нечего, кроме как выпить бесплатного «Джермука» в Питьевой галерее. У стены стоят 6 карасов, в которые из труб стекает минеральная вода — причем не холодная, а горячая. И газированная!

Несмотря на знойную погоду и постоянное желание отведать лимонада с тонной льда, мы наполнили наши бутылки из теплого источника — халява ведь…

Самое интересное находится не в городе, а под — в ущелье, куда мы и отправились.

Весь маршрут нас окружали скалы, которые пытаются быть похожими на «Симфонию камней» — и у них неплохо получается.

Потом прошли через вот такую массивную арку.

Тропинка привела нас к реке Арпа — из-за водорослей она выглядела изумрудного цвета. Настолько красиво, что даже захотелось выпить.

Спустя пару минут мы оказались у главной достопримечательности — Джермукского водопада. Из-за того, что вода спускается тонкими струями, у него есть второе название — «Волосы русалки».

Это второй по высоте водопад в Армении — около 70 метров.

Пофоткавшись для Instagram, мы пошли дальше наслаждаться природой.

Оказалось, в этой стороне нет нормального подъема — только шаткая металлическая лестница с крутым углом, которая не вызывала доверия. Она соединяла 2 части города через ущелье — только настоящий атлет-смельчак может полностью ее преодолеть.

Обратно поворачивать не хотелось, поэтому начали залезать по тому, что есть. Мы насчитали 332 ступени — и это не с самого низа.

Селимский караван-сарай

На обратном пути мы заскочили в Селимский караван-сарай XIV века. В нем останавливались на ночлег груженые караваны, которые везли товары через Армению в Европу и Восток — здесь проходила одна из магистралей Великого шелкового пути.

Внутри было темно, но с фонариками удалось разглядеть спальные комнаты и большие пространства для склада.

Напротив открылся потрясающий вид на горный закат — отличное завершение дня.

На этом наше путешествие закончилось — через Мартуни выехали к южной части Севана и по трассе вернулись в Дилижан.

В сумме на одного затраты вышли около 23-25 тысяч драм вместе с арендой машины, несколькими перекусами и входными билетами в пещеры.