Этот духовой музыкальный инструмент мог заставить расплакаться легендарного маэстро Арама Хачатуряна. Его чарующая магия покорила не только маститого композитора, но и миллионы людей по всему миру. Если закрыть глаза под звуки проникновенной мелодии, легко представить дуновение ветра и шелест листьев.

И это все о деревянной дудочке — дудуке — армянском бренде, который стал символом страны и ее несгибаемого духа. Куда уходят его корни, кто открыл магию дудука западному миру и какие секреты хранят мастера, создающие абрикосовую флейту — об этом в нашем материале.

Дудук — древний музыкальный инструмент. По легенде, юный ветерок полюбил абрикосовое дерево. Однако старый вихрь позавидовал пылкому чувству и всячески мешал влюбленным. Остаться вместе разрешил с условием — запретил ветерку летать. Наступила осень, с абрикоса опали листья. Неопытный возлюбленный заскучал и взмыл в небо. Дерево затосковало и погибло, только одна веточка осталась. Местный юноша смастерил из нее трубку, поднес к губам и она заиграла ноктюрн потерянной любви. 

Красивая история, но, понятное дело, бездоказательная. Первые сведения о дудуке можно встретить в рукописях древнего государства Урарту, существовавшего с IX века до нашей эры. Согласно другой теории, дудук возник при правлении Тиграна II Великого, который царствовал в Великой Армении в 95-55 годах до нашей эры. Этот музыкальный инструмент также упоминал в V веке историк Мовсес Хоренаци. В любом случае, ему не менее полутора тысяч лет.

Дудуку не менее полутора тысяч лет

Сейчас у дудука три употребляемых названия. Первое, общепринятое, пришло из турецкого языка около века назад. Второе — циранапох — в переводе с армянского означает «абрикосовая труба». Третье, осовремененное — армянский кларнет. 

Дудук создают исключительно из абрикосового дерева определенного сорта, который растет только в Армении. Интересно, что абрикос на латыни — prunus armeniaca, что в переводе звучит как «армянская слива». Раньше мастера экспериментировали и пробовали использовать другие виды древесины. Дудук строгали из сливы и яблока, груши и ореха. Но только абрикос давал тот неповторимый бархатистый звук, которым мы восхищаемся и по сей день.

Циранапох состоит их двух частей — корпуса и тросточного блока. Длина трубки — 28, 33 или 40 сантиметров. Дерево для инструмента выбирается обычно 30-35-летним. Затем специалисты отпиливают его среднюю часть — это будущий дудук. Правда, сразу создать его не получится. Придется ждать 5-7 лет, пока древесина высушится. 

Язычок делают из двух кусков тростника, который растет по берегам реки Аракс в Сюнике. В отличие от других музыкальных инструментов, трость у дудука — достаточно широкая, что придает инструменту его неповторимое печальное звучание.

Армянский кларнет чрезвычайно прочен. Обычно его основную часть натирают маслом грецкого ореха. Помимо того, что сама древесина абрикосового дерева имеет высокую износостойкость, масло придает дополнительную прочность, которая защищает инструмент от влажности, жары и низких температур.

Вокальный диапазон циранапоха — всего полторы октавы. Поэтому инструмент изготавливают в различных тонах и тембрах. Среди самых распространенных: басовый, теноровый, сопрано и баритон-дудук. Последний используют в основном для игры в ансамбле, а предпоследний — самый маленький — в танцевальных мелодиях.

Музыку на армянском кларнете чаще всего исполняют в парах. На ведущем дудуке играют мелодию. Второй — его называют «дам» — обеспечивает специфическое и хорошо знакомое слушателям звучание. Достигается оно за счет техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, музыкант сохраняет воздух в надутых щеках, и его поток изо рта одновременно создает давление на язычок дудука.

Музыку на армянском кларнете чаще всего исполняют в парах

Фото из архива dudukist.ru

Одним из главных популяризаторов армянского кларнета в мире являлся маэстро Ваче Овсепян. Он ушел из жизни в далеком 1978-м, однако, до сих пор никто не превзошел мастера в виртуозной игре. 

Пластинка «Играет Ваче Овсепян», 1976 год

В 1988-м году весь мир вновь восхитился звучанием дудука. Легендарный Дживан Гаспарян написал музыкальную тему для фильма «Последнее искушение Христа» режиссера Мартина Скорсезе. Затем кинематографический успех закрепили в 2000-м. Гаспарян принял участие в написании саундтрека к ленте «Гладиатор» Ридли Скотта. Картину удостоили пяти премий «Оскар» и двух «Золотых глобусов», в том числе за лучшую музыку. Чарующие мелодии дудука вновь разошлись по планете.

Ныне они звучат более чем в 60-ти фильмах и сериалах, включая «Игру престолов», «Код да Винчи», «Зена — королева воинов». Дживан Гаспарян вспоминал: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Он подарен нам Богом». 

Дживан Гаспарян

Мелодия армянского кларнета признана на самом высоком уровне: в 2005-м году ЮНЕСКО присвоила циранапоху и исполняемой на нем музыке статус шедевра нематериального культурного наследия человечества. 

Кто бы мог подумать, но раньше дудукистов не принимали всерьез и презрительно называли «зурначами». Некоторые семьи отказывались выдавать своих дочерей за музыкантов, ибо считали их несерьезными и несостоятельными. И вот теперь отношение к дудуку кардинально изменилось. Полвека назад народный армянский духовой инструмент включили в академическую программу в Ереванской Государственной консерватории, где теперь существует специализированный факультет. Школы исполнения на циранапохе открываются во многих странах мира.

Дудук остается символом армянской идентичности. В 2015-м году на улице Абовяна в Ереване открыли памятник трем легендарным дудукистам: Дживану Гаспаряну, Ваче Овсепяну и Левону Мадояну. Завораживающая музыка местного нагорья продолжает звучать в сердце каждого, кто хорошо знает, что из себя представляет Армения.

Памятник «Запоздалая фотография», скульптор Давид Минасян, 2015 год

Читайте также:

«Скоро скупим все, что есть в городе» — магазин виниловых пластинок DiG Store с большой секцией армянской музыки