Его шпиль заметен почти из любой южной точки города. Он был «рожден» стать значимым, но ныне используется едва ли не вполсилы. Речь о железнодорожном вокзале Еревана — важных «воротах» армянской столицы.
Статистика гласит — до середины 1960-х большая часть гостей города прибывала в него именно по рельсам. Тогда еще не были разрушены пути на границе Грузии и Абхазии, Армении и Азербайджана. Железная дорога республики была частью большой транспортной системы страны Советов.
Когда на границе Эребуни и Шенгавита возвели новый железнодорожный комплекс? Кто лишил ереванский вокзал башни и шпиля? И почему снесли первый вариант монумента Давиду Сасунскому и кинотеатр на одноименной площади? О вокзале армянской столицы и пространстве перед ним расскажем в рубрике «Архитектурное наследие».
Истории железных дорог Армении чуть больше века. Первый поезд прибыл в Александрополь (ныне Гюмри) в январе 1899-го. В армянскую столицу рельсы протянули только к 1902 году. Станцию «Эривань» возвели в районе современного цирка. Поначалу город был связан лишь с Александрополем и Тифлисом, но уже в 1908-м году магистраль дотянулась до границы с Ираном.
Шли годы. Ереван рос и ему требовалось новое просторное здание для обслуживания пассажиров. К строительству вокзала приступили после окончания Второй мировой войны, в 1952-м. Архитектором стал Эдмонд Тигранян.
Как вспоминал впоследствии его внук Тигран, дед хотел возвести роскошное здание. Мечтал сделать шпиль позолоченным, использовав два килограмма технического золота. Полы вокзала архитектор видел мраморными или гранитными. Однако недоброжелатели Тиграняна пустили слухи о том, что он, якобы, желает «выбросить на ветер народные деньги».
Из-за доносов Эдмонда в течение полугода регулярно вызывали в следственные органы. В итоге его направили в Тифлис — в транспортную прокуратуру. К счастью, ему повезло. Мастер там жил и учился. Когда явился в ведомство, случайно встретился со своим одноклассником, при содействии которого дело окончательно закрыли.
Здание вокзала торжественно открыли в 1956 году. Однако без позолоченного шпиля. Впрочем, построили без шпиля вовсе. Вышедшее годом ранее печально известное постановление партийного руководства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» поставило крест на идее Тиграняна.
Несмотря на то, что Ереван в документе не упоминался, подписанное Хрущевым и Булганиным решение имело последствия и для Армении. Большое количество проектов, даже тех, которые находились на заключительной стадии строительства, были пересмотрены. Вот и городской вокзал остался без башни и шпиля.
Они появились на здании вокзала лишь спустя девять лет, в 1965 году, и придали величественному комплексу законченный вид. Интересно, что для удобства пассажиров часы на башне показывали московское время.
Новый вокзал часто изображали на многочисленных открытках, книгах и буклетах о Ереване. Это неудивительно, ведь до середины 1960-х большинство гостей прибывали в столицу Армении именно по железной дороге.
В 1970-е на территории просторного вокзала действовали ресторан, комната матери и ребенка, гостиница, магазины, газетный киоск. В 1981 году на площади перед железнодорожным комплексом открыли станцию метро «Давид Сасунский», названной в честь одноименного средневекового армянского эпоса.
Стоит отметить, что привокзальная площадь в советские годы была единым завершенным комплексом. Справа от здания вокзала находился кинотеатр «Давид Сасунский», слева — Дом культуры железнодорожников. Кинотеатр возвели в середине 1960-х, в соответствии с решением властей о создании «культурных зон» во всех районах Еревана. В его единственном зале, в основном, демонстрировались индийские фильмы.
Судьба кинотеатра оказалась весьма скоротечной. Его закрыли уже в начале 1980-х и вскоре снесли. По слухам, всему виной личная неприязнь кого-то из властей к архитектору проекта Анне Тер-Аветикян. Да, так тоже бывает.
Не менее интересна судьба памятника Давиду Сасунскому, который, как и сам вокзал, давно стал визитной карточкой одноименной площади. Идея о создании монумента возникла в 1939 году, когда отмечалось 1000-летие национального эпоса.
До юбилея оставалось немного времени. Комиссия решила, что памятник народному герою должен быть установлен перед железнодорожной станцией, чтобы Давид Сасунский «встречал» прибывающих в столицу гостей.
Обратились к известным скульпторам — Ара Саргсяну, Сурену Степаняну и Айцемник Урарту. Но все они отказались — сроки были весьма сжатыми. Один из членов комиссии предложил пойти к Ерванду Кочару, который недавно вернулся на родину после 13-летней парижской эмиграции.
Кочар согласился изваять памятник, попросив предоставить ему лишь одного ассистента и гипс. Работал прямо на привокзальной площади. И уже через 18 дней памятник оказался готов. Не верилось, что за столь короткий срок может быть выполнена столь объемная работа. Однако композиция четко созрела в голове автора, ведь ранее он работал над иллюстрациями к эпосу.
Гипсовая скульптура простояла перед вокзалом всего два года. Автора арестовали в 1941-м. Формально — за недоброжелательность по отношению к Турции, фактически — за то, что на встрече с друзьями он назвал Гитлера величиной, пусть и в негативном смысле.
Монумент уничтожили, Кочара арестовали. И лишь в 1957-м горсовет Еревана вновь поручил ему создание статуи. Новая скульптура украсила площадь через два года, в 1959-м.
Автору мешали творить. Один из его учеников, Ваган Согомонян, рассказывал, что однажды утром Кочар закричал, чтобы он быстро спрыгнул с памятника. Парень успел спрыгнуть до того, как памятник рухнул. Выяснилось, что кто-то ночью подпилил металлическую арматуру.
Как бы там ни было, сейчас монумент Давиду Сасунскому стал одной из визитных карточек Армении. 13 лет назад скульптуру отреставрировали. Кстати, на бедре лошади обнаружили дверцу, которую Кочар предусмотрел для чистки памятника изнутри.
Сейчас от былой значимости вокзала мало что осталось. Из-за политических и военных перипетий железная дорога Армении осталась отрезана от основных маршрутов. Отсюда через северо-запад страны (Армавир, Арагацотн, Ширак и Лори) можно добраться лишь до Грузии и на юг, до приграничного с Нахиджеваном Ерасха. Электрички в сторону Севана после уничтожения рельсов в центре города давно отправляются со станции «Алмаст» в Канакер-Зейтуне. Пути в Турцию и Азербайджан заблокированы.
Величественный вокзал нынче пуст и кажется несоразмерным современному использованию. Но кто знает, может через какое-то время он сможет вернуться к прежней значимости. Потенциал точно не пропал.
Читайте также:
Путь в никуда. История развития и угасания железных дорог Армении