Эта жемчужина армянской средневековой архитектуры скрыта в горах Сюника не одну сотню лет. Место духовной силы страны — Татевский монастырь — расположен на возвышенности, справа от ущелья реки Воротан. Своим величественным видом обитель доминирует над окружающими горами, охраняя покой ближайших селений.
Монастырь расположен в 270 километрах от Еревана — на машине до него ехать на менее пяти часов. Трасса практически на всем протяжении отремонтирована. И только последние 15 километров — сложный горный серпантин. Проще воспользоваться канатной дорогой, доехав до Алидзора.
До ближайшего крупного города — Гориса — из армянской столицы ежедневно отправляется маршрутное такси. Но оттуда все равно придется добираться либо на такси, либо на арендованном авто. Ехать до Татева — около часа.
Как в обители появилась «дьявольская колонна»? Кому посвящен местный мавзолей? И сколько просуществовал Татевский университет? О монастыре, спрятанном в горах Сюника, расскажем в нашем материале.
Христианская история Татева начинается с I века нашей эры. Однако, как и множество первых подобных церквей Армении, обитель возвели на месте более древнего храма, посвященного богине любви Астхик. Первый орден в Татеве основал ученик апостола Фаддея — Евстафий (Евстатеос). Получается, что монастырь имеет 2000-летнюю историю.
Именно от сокращения его имени появилось название Татев. Правда, есть и альтернативная версия-легенда. Якобы некий мастер, завершив строительство монастыря, по окончании работы попросил принести ему две щепки. Поцеловав их, он обратился к богу со словами: «Огни, сурб, та тэв», что переводится с армянского как: «Да ниспошлет Святой Дух крылья». И прыгнул в пропасть. В полете у него выросли за спиной крылья, а обитель назвали в честь этого чуда — Татев.
Уже в V веке монастырь становится местом паломничества, однако следующие 300 лет имя Татев не упоминается в источниках. А в конце VIII века обитель становится важнейшим политическим центром Сюникского княжества. Благодаря своему неприступному положению в горах, она выполняла оборонительную функцию.
В 836-848 годах в Татеве, по приказу местного князя Пилипоса, на месте 500-летнего скромного храма построили церковь Святого Григора Лусаворича (Григория Просветителя), которая является старейшим зданием монастырского комплекса. После разрушения землетрясением в 1139 году, ее восстановили спустя полтора века при династии Орбелян. Именно вокруг этого храма и стал «собираться» Татевский монастырский комплекс.
В IX веке здесь стояла построенная Григорием Просветителем полуразрушенная земляная церковь. По легенде, епископ Тер Ованес с молитвой обратился к богу, и, получив разрешение, приступил к строительству нового храма.
При сносе старого, мастера нашли мощи апостолов Петра и Павла с печаткой от перстня Григория Просветителя. Епископ Тер Ованес заложил святыни в основание церкви во имя Павла и Петра. Храм Сурб Погос-Петрос — пожалуй, главное архитектурное сооружение обители — возвели в 895-906 годах.
Построенный в годы заката арабского правления, он стал каменным свидетельством мощи и амбиций возрожденного Армянского царства. Особо впечатляет купол церкви — один из самых высоких в стране. На стене сохранилась фреска X века, которая дает представление о местном раннесредневековом изобразительном искусстве.
Вокруг монастыря возводят стену. Строят кладовые и кельи, столовую и мастерские, библиотеку и гробницу княжеского рода Сюника. Также восстанавливается сложная система подземных ходов, один из которых вел до самого низа ущелья — к Татевской пустыни. Сейчас практически все ходы перекрыты.
В 1087 году освящается церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) — ее возвели на крепостной стене над древней монастырской гробницей. С раннего средневековья в христианской Армении существовала традиция сооружать над могилами известных духовных лиц, святых и мучеников скромные по размерам поминальные церкви и часовни. Этим, собственно, и обусловлены небольшие размеры и расположение храма.
В ХХ веке церковь пострадала дважды: в 1931 и 1968 годах — от землетрясений. В 1970-х ее восстановили.
Особое место среди построек обители занимает Гавазан — столп, посвященный Святой Троице. Возведенный в 905 году, он построен по шарнирному принципу и качается. Кстати, это единственное строение монастыря, которое не было разрушено под влиянием природы и человека.
Столп имеет высоту 8,3 метра и увенчан хачкаром. Существуют две версии подобного инженерного решения. Первая — колонна приходила в движение при подземных толчках, предупреждая об опасности. Вторая — столп дрожал во время приближения врагов. Согласно легенде, Гавазан привел в ужас воинов-сельджуков, бросившихся в ущелье в страхе от «дьявольской колонны».
Но, оказывается, столп имеет еще одно предназначение. Он был основан 11 августа — в день древнеармянского Нового года — Навасарда. Гавазан — точный небесный компас, который ориентирован на созвездие Айк-Орион. Столп показывает нулевую отметку отсчета времени и по нему можно рассчитать не только световой, но и земной год.
В Х веке на территории обители жили до тысячи монахов. В местной библиотеке хранились до 10 тысяч манускриптов. Начинается эпоха расцвета Татевского монастыря. Турки-сельджуки во время нападения в 1170 году грабят обитель и сжигают почти все рукописи.
Монастырь восстанавливают, но, во время нашествия Тамерлана в XIV веке, вновь разоряют. И все же Татев сохранил за собой статус крупного духовного центра.
В 1373 году там открывают университет. Вскоре его ректором становится знаменитый философ и богослов Григор Татеваци — последний канонизированный святой Армянской апостольской церкви. При нем Татев стал крупнейшим и наиболее значимым армянским ВУЗом своего времени. В его структуру входили три различные школы — каждая делилась на факультеты теологии и философии, архитектуры и астрономии, рукописи и миниатюрной живописи.
После смерти Григора Татеваци в 1409 году его мощи захоронили у входа в церковь Святого Погоса-Петроса. В XVIII веке епископ Оваким в целях сохранения священной гробницы на этом месте построил мавзолей.
Разрушение войском Тимура в 1435 году завершило короткую, но яркую историю Татевского университета, но не обители. Учить на этом месте не переставали. В XVIII веке там построили здание школы с 16 классами.
И все же, постепенно, жизнь в труднодоступном комплексе угасала. В конце XIX века Татевский монастырь имел в собственности 9 сел, а внутри жили лишь настоятель, несколько вардапетов, клириков и слуг.
В 1921 году обитель вновь оказалась вовлечена в политические события. В Татеве 27 апреля была провозглашена Республика Горная Армения, которая занимала территории современного Сюника и Вайоц Дзора. Премьер-министром страны, которая просуществовала менее трех месяцев, стал Гарегин Нжде.
Зангезурское землетрясение 1931 года серьезно повредило постройки обители. Часть из них восстановили лишь полвека спустя. И только в 2008 году по инициативе предпринимателя Рубена Варданяна был запущен социальный проект «Возрождение Татева».
Самая длинная реверсивная канатная дорога в мире — длиной в 5752 метра — построенная в его рамках в 2010 году, в разы увеличила число туристов. Воздушную трассу, которая через Воротанское ущелье соединяет села Алидзор и Татев, включили в Книгу рекордов Гиннесса.
Кабина вмещает 25 пассажиров и движется с максимальной скоростью 37 км/ч, преодолевая путь всего за 11 минут 25 секунд. Сравните — по петляющему в ущелье шоссе от Алидзора до Татева добираться 40 минут.
Вся прибыль от проезда по «канатке» поступает на развитие древнего Татевского монастыря, который сейчас полностью восстановлен и является одним из важнейших духовных и туристических центров Армении.
Читайте также:
• Жертвы советской эпохи. Утраченные христианские церкви Еревана
• Место силы на горном плато Сюника. Таинственный древний Караундж
• Крупицы, оставшиеся после землетрясения 1679 года. Ереван в древности и эпоху средневековья