В Ереване 4 октября в театре имени Соса Саркисяна показали моноспектакль «Я и моя хандра, дорогая Капочка и иные взгляды» по мотивам произведений Михаила Зощенко. Роль героини исполнила актриса Зара Акопян. Режиссер постановки — Мери Маргарян. Сценограф — Айк Саркисян.
Крошечный зал в пять рядов, мельтешение зрителей и тусклый свет. Хрупкая девушка выходит на сцену и под ритмичную музыку начинает быстро расставлять реквизит, попутно рассказывая о себе. Вновь декабрь, Капочке 36 лет, и она уже который год испытывает затяжную хандру.
Наверняка, каждый из нас когда-то испытывал такое состояние, и сегодня в нелегкие для Армении времена, оно еще более знакомо. Постановка особенно актуальна, ибо повествует не только о том, что переживает человек в периоды отчаяния, но и о том, почему так важно с ним бороться.
Заболевшая героиня посещает врача, принимает лекарства, ездит в санатории, но результатов нет. В один из дней девушке приходит мысль подсмотреть у других, как жить. Она начинает искать ответ в окружающих, внимательно наблюдая за каждым, кто встречается ей на пути. Ей открываются разнообразные картины из жизни различных людей: художников, ученых, актрис. Капочка наблюдает за спорящими стариками в очереди в больнице, ворчливым уличным певцом и беспробудным пьяницей-соседом. Вчитывается в письма своей давней подруги Анны, которая рассказывает о своей активной личной жизни, подчеркивая, что «счастлива неимоверно» с каждым новым ухажером.
Девушка пристально вглядывается в каждый жест и вслушивается в слова окружающих, пытаясь найти не только причину своей хандры, но и способ от нее избавиться. Мы побеседовали с актрисой, исполнившей роль Капочки, а также с режиссером-постановщиком, чтобы больше узнать о спектакле.
Актриса Зара Акопян признается, что у нее практически не бывает хандры, и, в отличие от своей героини, она не копается в себе и не вспоминает ничего, если ей это неприятно: «Прошлое уходит в сторону, и для меня есть только настоящее — даже не будущее. Просто я держу себя в тонусе произведениями искусства: посмотреть хорошее кино, послушать умного человека, прочитать хорошую книгу».
Режиссер Мери Маргарян рассказывает, что по характеру она любит искать в себе ответы на вопросы. При создании образа героини ориентировалась на идею о том, как девушка, находясь в отчаянии, пытается найти из него выход, исследуя себя и все вокруг. Так она привнесла в характер героини собственные переживания и чувства.
Я замечаю, каким гармоничным на самом деле является тандем режиссера и актрисы. Мери плавно и вполголоса рассказывает о том, как рождалась постановка и образ героини, вспоминает личные переживания. Зара ярким и ритмичным голосом рассказывает, как привнесла в этот спектакль легкость и задор. Девушки переглядываются и смеются, и я понимаю, насколько хорошо в спектакле отражен темперамент их обеих, становится легко понять, какие части постановки вдохновлены режиссером, а в каких наиболее ярко раскрылась личность актрисы.
Зара считает, что, возможно, ей повезло, ей не так плохо, как многим другим людям, которые чувствуют себя несчастливыми, но убеждена: «Из-за всякого пустяка можно быть несчастным, тем более сейчас можно жить в депрессии, потому что кругом войны и нестабильность, и не знаешь, чего ожидать от будущего — оно очень туманное. Хочешь не хочешь, задумываешься о судьбе своей страны, но лучше хорошо и добросовестно делать свою работу и что-нибудь полезное, чем все время находиться в депрессии. Важно находить в себе силы жить и двигаться дальше, выходить из стресса подобным образом».
Талант актрисы выражается в легкости и естественности игры, в пластичности и способности невероятно быстро менять интонации и вживаться в роли своих персонажей, делая их смешными и запоминающимися.
Когда я спрашиваю Зару о желанной для нее роли, девушка признается, что ей было бы интересно сыграть что-то полностью противоположное и новое для нее, попробовать себя в чем-то совершенно другом, незнакомом. «Конечно, хочется сыграть такие роли, которые вообще не соответствуют моей органике, биомеханике — это очень интересный эксперимент. Но в этом спектакле мне было максимально комфортно с точки зрения возможности проявить различные стороны и краски своего актерского мастерства». Весь темперамент и профессионализм актрисы наиболее ярко выражается в ее словах: «Чтобы были сложности, а не так, что я могу сыграть это с легкостью. Чтобы нужно было именно добиться этого — сыграть хорошо».
Несмотря на то, что в начале разговора Зара призналась, что не любит копаться в себе или в чем-то еще, предпочитая жить настоящим, когда мы заговариваем о вдохновении, она еще больше оживает, ее речь ускоряется, сложенные поначалу в замок руки постепенно раскрываются. Актриса начинает увлеченно рассказывать о том, как по-новому открыла для себя произведения русской классики — упоминает Шолохова, Горького, Тургенева, говорит, что любит Брэдбери и Голдинга, осталась под впечатлением от «Камеры обскура» Набокова: «Часто человек не знает, как вывести себя из плохой ситуации, необходимо приобщать людей к искусству. И я сожалею, что многие люди не знают ключ к этому спасению».
Мы завершаем беседу рассуждениями о том, что такое театр. Актриса признается: «Это место, где ты такая, какая есть, где можешь быть откровенна и честна с самой собой. Театр — это живой организм в тебе, и ты с ним живешь. И он с тобой, вместе».
Моноспектакль «Я и моя хандра, дорогая Капочка и иные взгляды» повествует о том, что счастье для каждого свое, об иронии жизни и о том, как важно заново учиться жить, когда на это совсем нет сил. И актриса Зара Акопян своим жизнелюбием демонстрирует важность этого не только на сцене, но и в беседе за кулисами.
Постановка не претендует на претенциозность, оставляя финал открытым и лишенным пафоса нравоучений, но в комедийном ключе напоминает, что юмор, как и искусство, в сложные времена становятся лучшим утешением.
Фото: архив театра имени Соса Саркисяна
Читайте также:
• «Сейчас задача — преодоление отчуждения между людьми» — независимый камерный театр արդեն / arten