Рафаэль Галстян — танцор балета, покоривший публику не только в Армении, но и за ее пределами: в США, России, Китае, Франции. Он начал заниматься им с детства, и к юности успел добиться высот в карьере.
Уже в 18 лет артист исполнил одну из главных партий в сложнейшей постановке «Спартак» композитора Арама Хачатуряна, подтвердив одноименное прозвище, которое закрепилось за ним задолго до этого.
В свои 23 года Рафаэль — один из главных танцоров Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Он участвует более чем в 10-ти постановках, с которыми ездит по разным уголкам планеты — среди них известные многим «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Гаяне», «Чиполлино», «Дон Кихот».
По словам Галстяна, своими выступлениями и работой он старается привести армянский балет к новым высотам и продвинуть его на мировой арене.
Мы пообщались с Рафаэлем о становлении в профессии, роли этого вида искусства в его жизни, достижениях и трудностях, а также о нынешнем состоянии и перспективах классического танца в Армении.
Какой момент в вашей жизни стал решающим при выборе профессии?
— В день моего десятилетия Вануш Ханамирян (прим. ред. — советский артист балета, хореограф) внес кардинальное изменение в мою жизнь. Он пришел к моей матери и сказал, что она должна отправить меня в Ереванский государственный колледж танцевального искусства. Это был не просто совет, а непреложное требование. И добавил, что если этого не случится, то мама может больше не здороваться с ним. Вануш не оставил выбора, так я вступил на путь танцора балета.
Вануш с детства называл меня «Спартак» — случайное прозвище, которое связано с одноименным балетом. Со временем мои ступни воплотили его в жизнь. Когда мне исполнилось 18, я исполнил мечту и стал самым молодым танцором, исполнявшим партию в балете «Спартак». Это достижение вывело меня в мировой рейтинг самых молодых и талантливых танцоров.
Каковы были трудности и препятствия, с которыми вы столкнулись, начав заниматься балетом?
— Я с уверенностью могу подтвердить, что для меня это самый сложный, но в то же время самый великолепный вид искусства. Сам балет — уже огромное испытание, начиная с природных способностей, которые нам дарит бог. Ты никогда не знаешь, есть ли у тебя эти дарования, необходимые для занятий балетом.
Нужно обладать своего рода талантом. Конечно, с усердной работой можно приобрести множество навыков — до 70% всего необходимого. Но есть аспекты, которые не поддаются простому труду — они связаны с врожденными свойствами, мышечной анатомией и другими факторами, которые нельзя просто усилить путем тренировок.
Какие достижения в вашей карьере вы считаете наиболее значимыми?
— Я не стал бы делить свои достижения на хорошие и плохие, ведь искусство — бесконечный процесс роста. Важно всегда стремиться к новым вершинам, не останавливаясь на достигнутом.
Моя карьера полна достижений, включая призы на международных соревнованиях. Особенно значима награда президента, которую мне вручили в возрасте 19-ти лет. Работа в театрах за границей — важный этап в моей карьере. Я имею честь быть лицом армянского балета в мире. Это ответственная и благородная роль.
Какие страны и театры вы посетили в своей карьере? Есть ли какое-то выступление, которое особенно запомнилось?
— Каждое место, каждая страна оставили свой след. Я танцевал в Соединенных Штатах, Эстонии, Китае и Франции, а также в двух российских столицах — в Большом и Михайловском театрах. Скоро начнутся новые выступления в Париже. Это очень значимо для меня.
В столице Казахстана с гордостью представлял балет «Спартак». Здесь работают выдающиеся «Астана Опера» и «Астана Балет». В последнем я имею честь быть частью команды, где работают профессионалы высшего класса.
Есть ли у вас нереализованные мечты или цели в балетной индустрии?
— Для меня нет такого понятия, как «несбывшиеся мечты». Вместо этого, я ставлю перед собой цели и усердно работаю, чтобы постепенно их достичь. Жизнь как искусство — постоянное движение вперед.
Как артист и танцор, я всегда ставлю перед собой амбициозные цели. Это может быть создание нового хореографического произведения, совершенствование мастерства или выступление на мировых сценах. Подобный настрой помогает мне добиваться успеха в мире искусства.
Какую роль в вашей жизни играет балет?
— Балет — это мой образ жизни, духовное питание и, можно сказать, настоящая страсть. Он всегда рядом, день и ночь. Я просыпаюсь, и первые мысли уже связаны с ним. Это гармония, в которой я живу. Без балета я бы не был тем, кем являюсь сегодня.
Как вы связываете свои эмоции с движениями в танце?
— Балет — идеальное искусство, где движения уже сами по себе несут эмоции и гармонию. Моя задача — всего лишь дополнить его. Я рассматриваю сцену как пустой холст, на котором рисую. Могу усилить эмоции, сделать их ярче и глубже, касаясь души зрителя. Это будто смешивание красок на палитре для создания живописного шедевра.
Каковы особенности армянской балетной школы? Существуют ли уникальные методы, стили обучения?
— В Армении действительно отсутствуют специализированные школы по классическому балету. Но есть выдающийся Ереванский государственный колледж танцевального искусства, где я получал образование. Он базируется на российской методике и предоставляет высокий уровень подготовки в области балета. Там работают профессионалы, многие из которых имеют обширный опыт выступлений как в Армении, так и за рубежом.
Колледж активно развивается. Уверен, что его преподаватели могут формировать будущее искусства в стране, несмотря на отсутствие специализированных школ балета.
Популярен ли балет среди молодежи и в стране в целом?
— В Армении балет пользуется огромной популярностью среди молодежи. У зрителей и поклонников нет явного разделения по возрасту. В Армении, как и во многих других странах, он стал искусством, которое обращено к каждому.
Наши сцены предлагают широкий спектр произведений — от классических балетов, таких как «Ромео и Джульетта», «Гаянэ» и «Лебединое озеро», до более современных, включая «Чиполлино».
Балет в Армении — это искусство, которое объединяет и вдохновляет разные поколения. Им могут наслаждаться все, кому интересен мир танца и красота выразительности.
Какие вызовы и задачи стоят перед армянским балетом? Есть какие-то усилия со стороны государства или общества по поддержке его развития?
— Директор нашего оперного театра всегда высказывает чрезвычайно мудрую и важную идею: если в Армении проживает около трех миллионов человек, то наша цель — привлечь каждого. Я полагаю, что каждый должен иметь возможность посетить театр и погрузиться в мир искусства, временно отдохнув от повседневных забот и стресса.
С участием государства и при активной поддержке нашего маэстро оперный театр действительно развивается. Мы увеличиваем количество выступлений. Зрители откликаются на это положительно, посещаемость растет. Недавно у нас состоялась премьера «Лебединого озера» — все шесть выступлений были целиком распроданы.
Я помню, что в один из дней я выступал в этом спектакле с приглашенной Нино Самодашвили — ведущей балериной Грузии. Зал был настолько заполнен, что люди даже занимали места на лестницах. Каждый желал быть частью этого великолепного представления.
Какие классические балеты наиболее популярны в Армении?
— Армянский балет гордится тем, что может предложить великолепные балеты «Спартак», «Гаянэ» и «Маскарад» — все созданы Арамом Хачатуряном. Также мы популяризируем «Чиполлино», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Спрос на билеты на них всегда высок.
Расскажите о выдающихся армянских балетных артистах.
— Важно подчеркнуть вклад Вилена Галустяна, который в течение многих лет работал как балетмейстер в нашем театре. Он поставил «Маскарад» и «Гаянэ», которые стали настоящими жемчужинами нашего репертуара.
Армения также может гордиться своими выдающимися артистами, включая Ованеса Диваняна, Рудольфа Харатяна, Эльвиру Мнацаканян и Анну Марекян. Это яркие светила в мире балета и искусства в целом.
Какие возможности есть для молодых армянских талантов, желающих заниматься балетом?
— В Армении возможности для тех, кто мечтает о балете, могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня амбиций.
Если говорить о детях и подростках, существует немало студий, где они начнут свое знакомство с балетом. Там они смогут развивать гибкость и координацию. Это великолепный способ укрепить физическую форму.
Для тех, кто мечтает о профессиональной карьере в балете, путь может быть более серьезным. Для того, чтобы вступить в государственный колледж, раннее обучение обязательно. Желательно начинать заниматься балетом в возрасте 10-11 лет. Это дает возможность молодым артистам воспринимать балет как свой образ жизни.
Каковы перспективы развития балета в Армении в будущем?
— Он сейчас переживает впечатляющий рост и имеет огромное будущее. Не прекращается плодотворное сотрудничество нашего театра с выдающимися балетмейстерами и талантливыми танцорами. Балет не только радует своей красотой, но и играет ключевую роль в образовании общества, помогая справляться со стрессом с помощью искусства. Он предоставляет возможность уйти от повседневных забот, окунуться в мир фантазии и, возможно, даже, вернуться в дни детства.
Фото: архив Рафаэля Галстяна
Читайте также:
• «Воображение — мой инструмент взаимодействия с миром» — художница Алена Федорченко о буто, перформансах и политическом спектакле