Стендап-комедия впервые обрела свой дом в Ереване, когда в 2022-м открылся Ari Stand-up club. Сразу же появился ажиотаж вокруг этой сцены — полные залы, выступления резидентов, привозы артистов. Традиционно в этом жанре преобладают мужчины, но мы встретились с представительницей женского стендапа Наташей Будняк.
Она долго не решалась выступать публично, в этом ей помогли переезд в Ереван и знакомство с известным комиком и сооснователем Ari Гариком Оганисяном. Уже почти два года Наташа выступает на многих ереванских площадках и сама является организаторкой фем-стендапов. За это время прошло большое количество подобных мероприятий, сформировалась самобытная женская сцена.
Во Всемирный день смеха мы поговорили с комикессой о волнении перед выступлением, актуальной повестке, шутках про родителей и о том, как назвать большое количество Александров, которые катаются с горки.
Привет, расскажи немного о себе. Когда переехала, чем занималась до этого и как давно в стендапе?
— Мы с мужем переехали в Армению в мае 2022-го, почти сразу после начала войны. Скоро будет два года, как я выступаю. До стендапа я работала бренд-стратегом и маркетологом в консалтинговом агентстве.
Какие страшные слова.
— Да, тоже так думаю.
До этого около трех лет писала только для себя, в стол. Хотела выступать в Москве, но очень боялась. Там большое комьюнити, и сложно подступиться. Здесь знакомства и общение проходят гораздо легче.
В конце июня 2022-го в Ереване открылся Ari Stand-up club. Мы подружились с основателями Гариком Оганисяном, Эдо Овсепяном и Андреем Шараповым. Попросила Гарика меня как-то направить, чтобы я наконец-то выступила. Он сказал, что надо выходить, делать, пробовать. Последовала этому совету и дебютировала на сцене. С тех пор я выступаю в Ереване везде, где только можно.
Получается, Ереван и Гарик помогли тебе выйти на сцену. Сильно волновалась перед первым выступлением?
— Очень сильно. Причем выучила весь материал наизусть, что не очень хорошо, так как, если собьешься, будет слышно. Еще тогда заметила, что очень нервничаю конкретно перед выступлением, но как только выхожу на сцену и беру в руки микрофон, страх почти сразу исчезает.
Эдо Овсепян, который вел тогда открытый микрофон, объявил меня и сказал, что следующая комикесса выступает первый раз, и нужно ее поддержать так, чтобы она потом не перестала заниматься стендапом. Был полный зал и невероятная реакция. За 2 года первое выступление — одно из самых лучших, так как я к нему долго готовилась.
Как сделать идеальный номер?
— Как такового секрета нет. Каждый и выступает и пишет по-разному. У меня все просто. Я очень много пишу, много проверяю и много выступаю.
Если понимаю, что шутка не смешная, стараюсь доработать. Если с третьего раза не зашла, дальше ее не беру.
Это зависит от смеха и аплодисментов зрителя, таков детектор?
— У меня два критерия. Первый — реакция зала, второй — мне самой должно быть смешно. Даже если люди реагируют недостаточно, но мне очень веcело, все равно беру этот материал дальше, хотя бы в доработку.
На какие темы нужно сейчас писать шутки и важна ли актуальная повестка?
— Опять же, это индивидуально. Для меня важна актуальная повестка, но она , понятное дело, не долгосрочная. Например, когда была мобилизация, у меня был блок (прим. ред. — часть выступления) на эту тему, я с ним выступала некоторое время, но потом она потеряла остроту. Но для комиков, которые находятся в эмиграции, у которых есть в принципе возможность говорить, я думаю, затрагивать актуальное — это важно.
Я по большей части пишу на достаточно абстрактные и живучие темы.
Например?
— Например, у меня есть блок про приметы и гороскопы. Думаю, что эти темы как раз живучие.
А женские шутки, это какие?
— Про бывших, про отношения, про сравнение двух полов. У меня такое писать не получается, да и желания нет.
И, кстати, мне очень нравится, что в Ереване большинство комикесс выступают на абсолютно разные темы. Кто-то шутит про конную полицию, а кто-то про вампиров — и это круто.
Именно женский стендап вызывает каждый раз ажиотаж и набирает полные залы.
Есть ли запретные темы? Учитывая, что общество, в целом, патриархально и консервативно.
— У каждого все таки свои границы. Кто-то считает, что можно про все шутить, а кто-то в рамках. У меня так — я стараюсь не шутить о том, что может кого-нибудь обидеть. Прямо сильно обидеть.
Однажды на фем-стендапе, 80% людей в зале оказались взрослыми армянскими мужчинами 40+. Мы сразу испугались, что сейчас выйдем, будем матом ругаться, про порно говорить, и нам за это прилетит, кто-то оскорбится. В итоге все были в восторге, ни одного плохого комментария в наш адрес не услышали.
Недавно я посмотрел «Позорище» Андрея Айрапетова, там много тонких психологических моментов, да и вообще отличное выступление. Но невольно задумываешься, можно ли публично посылать родного отца на три буквы и называть его точный адрес проживания. Насколько это оправдано? И смогла бы ты так сделать?
— Насколько оправдано, не мне судить. Тем более выступление и правда прекрасное. И Андрей — один из самых моих любимых комиков. У меня тоже есть шутки про родителей, и они могут быть жесткими. Но скорее я нахожу какие-то забавные и примечательные инсайты. Там нет задачи обидеть их.
Мой папа кстати слышал меня вживую в Ереване, и он смеялся. А маме ни за что нельзя это слышать. Вот я в «Батиных шутках» снимаюсь, и шутки бывают политические, грубоватые, пошлые. Ей не скидываю ничего, не дай бог посмотрит.
Давай представим ситуацию. Ты выступаешь, и вдруг за одним из столиков видишь маму.
— Продолжу выступать. Мама приезжала в Ереван, я ей предложила сходить на семейный стендап, там нет нецензурной лексики и всяких пошлостей, но она все равно отказалась. Не видит в этом смысла. Так что вряд ли когда-то она будет сидеть за столиком.
Дистанционно я не хочу, чтобы она это видела, и потом были разговоры и нравоучения по телефону на два часа.
Больше поддержка со стороны отца?
— Да, и в стендапе и для «Батиных шуток» он даже шутки иногда пишет.
Кстати, что за проект?
— «Батины шутки» делают ребята из бара Green Room. Они основаны, в частности, на каламбурах. Например: «Как называется большое количество Александров, которые катаются с горки?» Ответ: «Сани». И если кто-то из оппонентов засмеется, ты пьешь алкогольный шот.
Актуальность повестки мы с тобой уже затронули. Как думаешь, может ли быть слишком много политики в юморе?
— На мой взгляд перебор чего угодно — это не очень хорошо. Но к политическим темам можно зайти с разных сторон, неожиданных. У меня есть шутки про государство и президента, но захожу я с точки зрения собак, не в лоб. Или ищу еще какие-то интересные векторы.
Как думаешь, почему мужчины преобладают в стендапе?
— Наверное, так исторически сложилось. Раньше только мужчины играли в театре, женщины позже начали. Вот лет через 50—100 может будет намного больше женщин-комиков. Но у меня как человека, который вырос в преимущественно мужском обществе, нет с этим проблем.
И еще мне кажется, мужчины меньше боятся, чем женщины.
Боятся быть смешными?
— Это мое наблюдение, не попытка сказать, что женщины не смелые. Но да, по ощущением, мужчины меньше боятся быть смешными или нелепыми. И я думаю, они более смелые и в написании материала, и на сцене.
Но по-моему что-то придумать, написать, не зная реакции зала выйти с этим на сцену — это уже огромная смелость для любого человека.
Ты сталкивалась когда-нибудь с гендерной дискриминацией?
— Не припомню такого. Да вообще ни с какой дискриминацией. Если меня меньше чем парней зовут на более крупные проекты — это скорее связано с опытом, но никак не с гендером.
Ты организовываешь фем-стендап. Сколько уже состоялось мероприятий?
— Не совсем я организовываю. Конкретно моя стендап-организация почти не проводит фем-стендапы. Но я помогаю другим организациям, если нужно. И являюсь постоянной участницей. Количество, ну допустим, 30
Сколько комикесс сейчас в Ереване сейчас?
— В чате у нас человек 25, но выступающих на постоянной основе 6-7.
Сколько их было до 2022 года?
— Я знаю 2-ух классных комикесс. Ани и Софи. Они выступают на армянском и русском.
То есть женский стендап в Ереване появился, по сути, в 2022-м.
— Когда открылся стендап-клуб, именно из девчонок-релоканток в основном выступали там я и Кристина Григорян. Потом женское комедийное комьюнити росло, но прям женский стендап появился отсилы полгода назад.
Кто из комиков на тебя оказал влияние?
— Из девушек, я думаю, это была Ника Тарасевич. Я случайно попала на ее выступление в Москве, и офигела от того, насколько круто можно шутить. После этого начала еще больше писать, но не выступать. Оказали влияние точно все ребята из Стендап Клуба Номер 1 в Москве. Если начну перечислять, тут места не хватит.
А кто в Ереване самый классный?
— Очень сложно сказать, у нас очень крутое комедийное комьюнити, все классные. И девчонки и ребята. Один лучше другого. Но если прям надо выделить одного, то пусть это будет Паша Тюлькин. Я в восторге от него.
Как сейчас поживает ереванская стендап-сцена и какие изменения произошли за эти два года? Какую динамику ты наблюдаешь?
— Комедийное комьюнити в Ереване — супер дружелюбное. Тут много армянских комиков и комиков, которые уехали из России. Все дружим, все вместе выступаем.
В целом со стендапом в Ереване сейчас все отлично. Площадок много, при том нет конфликтов между стендап-организациями. Сегодня можешь выступать на основной площадке в Ari, завтра — в Comediograf.
Зрители ходят достаточно активно. Хотя, понятное дело, раз на раз не приходится. Бывают провисы на разным факторам, типа погоды или выступления топового комика в то же самое время на другой площадке.
Еще очень классный момент, что более опытные комики очень поддерживают и помогают двигаться молодым. Берут на всякие шоу и на съемки, дают обратную связь. Я очень рада, что именно в Ереване я решилась заниматься комедией!
Фото: архив Наташи Будняк
Читайте также: