Его называют представителем первого послевоенного поколения мастеров советского джаза. Саксофонист и композитор, аранжировщик и дирижер, художественный руководитель музыкальных коллективов стал настоящим кумиром и на родине, и по сторону океана.
Он был слишком несоветским, за что часто расплачивался потерей работы. Но как птица Феникс быстро восстанавливался и шел вперед. Маэстро часто говорил своей супруге «цавт танем», что в переводе на русский — «заберу твою боль» и означает безграничную любовь, на какую только способно пылающее сердце.
Что связывает джазмена с Шанхаем? Каким советским звездам он аккомпанировал? И сколько раз музыкант терял работу из-за роспуска оркестров по указке сверху? О легенде российского джаза, маэстро Георгие Гараняне, расскажем в рубрике «Известные армяне».
Георгий Гаранян родился в Москве в 1934 году. Мать мальчика, Вера Петровна — учительница начальных классов — прививала сыну любовь к музыке. Юный Жора с удовольствием учился играть на фортепиано. Однако после школы, в 1952-м, будущий маэстро поступил в Московский станкоинструментальный институт.
Его отец, Арам Георгиевич, чудом спасся от геноцида армян, бежав в Российскую империю. Будучи инженером по транспортировке леса, он искренне полагал, что мужчина обязательно должен освоить настоящую профессию, а музыка — занятие исключительно для души.
Однако, занимаясь приборами точной механики, Георгий не забывал о своей истинной страсти и параллельно с учебой играл в студенческом оркестре на фортепиано. Кроме того, музыкант самостоятельно освоил игру на саксофоне. Быстро им овладев, Гаранян стал известен как талантливый импровизатор.
Вскоре он стал играть джаз в Молодежном оркестре Центрального дома работников искусств. В 1957-м коллектив возглавил Юрий Саульский, который, разглядев в Гараняне талант, заставлял его буквально сутками напролет играть на саксофоне.
Завершив учебу в институте, Георгий решил окончательно связать свою судьбу с музыкой. По специальности «инженер-механик» он не проработал ни дня. В 1957-м оркестр Саульского принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, где завоевал серебряную медаль. Музыкантам стали поступать приглашения выступить за границей. Однако власти вне пределов СССР гастролировать коллективу запретили, а под «соусом» борьбы со стилягами оркестр и вовсе распустили.
Но Гаранян не унывал. Он устроился в Москонцерт, в ансамбль Эдит Утесовой, дочери легендарного исполнителя. Правда, вскоре легендарный Олег Лундстрем пригласил Георгия в свой оркестр. Интересно, что весь биг-бенд состоял из «шанхайцев» — эмигрантов, решивших вернуться из китайской Маньчжурии на родину. Гаранян занял ставку шестого саксофониста, но со временем стал первым.
Маэстро позже вспоминал, что, собственно, джаза в стране Советов до 1960-х годов в принципе и не было. Существовали ритмические поделки «а-ля джаз», правда, они нравились людям и оставались своеобразным лакмусом творческой свободы.
Тем временем, Гаранян становился все известнее. Коллеги прозвали талантливого саксофониста «сакс-символом» страны. В 1966-м его пригласили работать в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио. В те годы Гаранян крайне много выступал и записывался. В середине 1960-х годов джазовые пьесы, звучавшие в радиоэфире, принесли маэстро народную любовь.
В то время записи Гараняна регулярно передавала запрещенная в России радиостанция «Голос Америки». Ее комментатор Уиллис Коновер представлял музыканта только в превосходных выражениях: «Я на протяжении многих лет восхищаюсь Георгием Гараняном и как композитором, и как аранжировщиком-дирижером, и как солистом-импровизатором». А известный американский критик Джон Хэммонд в книге Red and Hот написал: «Он поистине великолепен».
Признание музыканта на западе буквально взбесило советских пропагандистов. Оркестр Всесоюзного радио постигла та же участь, что и ранее коллектив Саульского — распустили. Заступаться за маэстро и его коллег к руководителю Гостелерадио Сергею Лапину приходили влиятельные люди. На аргумент автора «Катюши», маститого композитора Матвея Блантера: «Это замечательный оркестр, их даже BBC передает», Лапин бескомпромиссно ответил: «Вот поэтому они нам и не нужны».
К счастью, Гаранян остался на плаву. Его пригласили в фирму грамзаписи «Мелодия» —- единственную и крупнейшую в те годы в СССР. Через несколько лет маэстро стал руководителем одноименного ансамбля, который аккомпанировал большинству певцов страны, включая Аллу Пугачеву и Иосифа Кобзона. Также они записывали танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока.
Визитной карточкой ансамбля стала музыка популярных советских композиторов в джазовой обработке. За годы работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 сольных дисков-«гигантов» и девять пластинок мини-альбомов с песнями и сказками. Некоторые диски «Мелодии» выпускались миллионными тиражами.
Параллельно, с 1972 по 1979 годы, Гаранян работал дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР. Его фамилия впечатана в титры более ста картин, среди которых культовые «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Приключения Буратино».
Композитор Алексей Рыбников вспоминал, что получить «Мелодию» для записи музыки к фильму было невероятно сложно, но все композиторы к этому стремились, ведь такое сотрудничество приводило к стопроцентному блестящему результату.
Однако только дирижированием маэстро не ограничивался. Он написал музыку к более чем 30-ти лентам, включая любимый многими поколениями фильм «Покровские ворота». Кроме того, Гаранян исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз» и в мультфильме «Ну, погоди!»
В годы перестройки музыкант вернулся к активной концертной деятельности: выступал с различными составами в России и за рубежом. Приехав с очередных гастролей, в 1989 году, Гаранян принял предложение Юрия Никулина стать главным дирижером цирка на Цветном бульваре и написал множество прекрасных сочинений для его представлений.
В 1991-м маэстро возглавил Московский биг-бенд, быстро набравший популярность. А спустя еще 12 лет вернулся в коллектив Олега Лундстрема, который лично передал ему палочку главного дирижера. Он делал авторские программы на телевидении и радио, выступал на международных фестивалях и конкурсах, руководил музыкальными коллективами.
Гаранян первым из джазовых музыкантов получил звание «Народный артист России». До последних дней был бодр, полон энергии и творческих планов.
Он и умер неожиданно для всех — от сердечного приступа — на гастролях в Краснодаре перед совместным концертом с французской легендой Мишелем Леграном. До последнего маэстро был верен его величеству музыке и своей преданной публике.
Я рад, когда народу нравится то, что я делаю. Меня называют популяризатором, но я не вижу в этом ничего зазорного и не боюсь слова «популярный». Почему народ ходит в цирк? Не потому, что там есть обезьяны и клоуны. Там всегда есть трюковые номера, когда человек делает что-то невероятное — то, что никто другой сделать не сможет. В джазе музыканты на своих инструментах могут делать невероятные вещи. И если это подать соответствующе — не барабанной дробью, а оркестровкой, — это всегда сработает. Мне хочется, чтобы простые люди, приходя на мой концерт, уходили довольными и счастливыми.
Георгий Гаранян
Читайте также:
• Оптимистическая трагедия. Дамоклов меч Арно Бабаджаняна
• Ежедневный танец с саблями. Эмоциональный гений Арам Хачатурян
• Он брался за дело, когда другие отказывались. Секрет успеха Джорджа Авакяна