Как дизайнеру с опытом более 15 лет, начавшему профессиональную карьеру в России, в 2021 году мне, автору статьи, пришлось вернуться к родным истокам — армянскому алфавиту, получив контракт с почтой Армении на создание марок. Потратив пару недель на изучение специфики направления, я для себя понял, что есть серьезная проблема с армянскими шрифтами. А точнее — отсутствие армянского начертания большинства стандартных используемых шрифтов или их латинской версии.

Мы поговорили о проблемах доступности армянских шрифтов и их начертания в армянской раскладке с графическим дизайнером, специалистом по каллиграфии, лектором Американского университета Армении — Рубеном Малаяном

Я, как ваш коллега, работая на армянский рынок в области филателии, столкнулся с проблемой нехватки армянских шрифтов. Почему у нас сейчас уровень, который я переживал лет 15 назад в России, когда был дефицит кириллических шрифтов?

 — Проблема в первую очередь в отсутствии соответствующего образования и практики. Данной дисциплины нет в программе большинства профильных вузов. Невозможно родить новые шрифты, не зная основ каллиграфии, не нарисовав их сперва на бумаге, чтобы потом превратить это в шрифт, соблюдая все правила типографики.  

Нет понятия каталогов шрифтов, отсутствует бенчмаркинг и глобальное понимание в данной отрасли.

Но есть же студии, которые создают хороший контент и даже разрабатывают свои шрифты, которые широко распространены. Да, они сразу становятся заезженными в силу того, что дизайнеры начинают использовать что-то новое, но все же.

 — Есть, но это единичные случаи, и далеко не все выполнены идеально —  где-то упущены моменты начертания заглавных и малых букв, где-то проблема с кернингом (прим. ред. межбуквенный интервал в начертании шрифтов). И скажу, что мне мало что нравится из того, что делается.

Опять же, компании, которые занимаются, не имеют глубинных познаний в этой области. Они пытаются на своем уровне решить вопрос, но, увы, это не то, что должно быть. Хотя некоторые работы весьма неплохие.

Нужны дизайнеры по шрифтам, а их нет.

А нет дизайнеров или представителей ведущих бюро, которые прокачивают свои навыки в этой области. Посещают ваши курсы для получения более глубоких знаний?

 — Некоторые интересуются и стараются проявлять инициативу для повышения квалификации, но в целом это не имеет распространения, и процесс развития идет очень медленно.

Но в Армении же немало вузов и курсов по дизайну. Как так вышло, что нигде нет такой дисциплины? Вы не пробовали преподавать в художественном колледже им. Терлемезяна?

 — Нет, я там преподавал и понял, что это бессмысленно. Это полный провал во всех смыслах — появляется полная демотивация, так как понимаешь, что информация, которую ты преподносишь, не доходит до места. Я уволился после одного семестра.

Все упирается в отсутствие грамотной программы, чтобы в качестве первой фазы было обучение каллиграфии — эксперимент на бумаге. А потом уже типографика. Надо все развивать по правилам, а у нас все на уровне деревни.

Как же побороть деревенский уровень?

 — Через образование — интегрировать типографику и каллиграфию, создать инфраструктуру и возможность преподавать этот предмет.

Но как сделать так, чтобы руководители поняли это?

— Вопрос сложный. У руководителей вузов нет понимания о данной необходимости. В Американском университете, где я преподаю, будет 4-летняя программа — каллиграфия и типографика. Но это будет не скоро, так как еще строится здание соответствующего корпуса, а программа проходит государственную аккредитацию.

Также открывается филиал Школы дизайна НИУ ВШЭ на базе Славянского университета, где тоже есть перспектива обучения соответствующим дисциплинам. И я предполагаю, что в какой-то момент они займутся шрифтами, но с ними нет пока никакой договоренности.

Но возможно это произойдет быстрее, чем у нас — тогда мы поймем, какая методика лучше. И в идеале, чтобы программы обоих вузов дополняли друг друга, а не конкурировали — создавали коллаборацию. Будут приглашены специалисты, которые, скорей всего, не будут знать армянского языка, но мы сможем перенять их опыт. И тогда у нас появится база для создания армянских шрифтов, адаптаций иностранных на армянский и наоборот. Хотя это очень сложный процесс, так как наша письменность в корне отличается от латиницы и кириллицы.

Стоит ли уже профессиональным дизайнерам, работающим в успешных студиях, проходить курсы по каллиграфии и усовершенствовать познания в типографике?

— Несомненно, да. Часть из них, как уже сказал, это делает. Меня могут пригласить для соответствующих курсов и улучшить уровень своих навыков в этом вопросе.

А шрифты, которые вы будете создавать, будут платными?

— В зависимости от того, в каких рамках они будут создаваться и кому будут принадлежать права — например, университету или студентам-авторам. Пока сложно ответить на этот вопрос.

У вас уже есть свои готовые шрифты?

— У меня уже есть наработки для выпуска 3 шрифтов, но у меня нет ни времени, ни технических возможностей, чтобы их создать, так как я сам каллиграф, а не специалист по типографике. Это должен делать кто-то другой совместно со мной.

Мне больше интересна каллиграфия, но в любом случае это взаимосвязанные дисциплины, где одно продолжение другого. Я просто убежден, что без нее не будет типографики — получится посредственность. Просто вариации на одну и ту же тему. А нам нужен новый толчок вперед, который принесет свежесть и умное решение, сделанное профессионально и грамотно.

Есть ли шансы поднимать вопрос о необходимости образования на уровне министерства?

— Нет, это бессмысленно. Там сидят безграмотные люди, не понимающие ничего в образовании. И не умеющие ни слушать, ни осознавать проблему. Они не понимают взаимосвязь вещей и смотрят на вопрос узко. И, увы, этот шаблон восприятия повсеместен для Армении в любой сфере.

Фото: архив Рубена Малаяна