1988-й год. Узнав о разрушительном землетрясении на исторической родине, он, не задумываясь, основал благотворительную ассоциацию и провел несколько акций по сбору помощи для пострадавших соотечественников.
В записи его песни Pour toi Armenie/«Для тебя, Армения» и клипа на нее приняли участие около 90 французских артистов. Популярность композиции росла столь стремительно, что позволила ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Все доходы от проекта пошли на благотворительность.
За долгую жизнь он написал более 1200 песен на семи языках, продал 200 миллионов дисков и признан лучшим эстрадным исполнителем ХХ века. Его шлягеры любимы и исполняемы по всему миру, а имя остается эталоном честности и благородства.
О великом шансонье Шарле Азнавуре — певце нежности, любви и ностальгии, чьим именем названа не только площадь в Ереване, но и вершина Памира, расскажем сегодня в нашей рубрике «Известные армяне».
Шарль Азнавур (Шахнур Вахинак Азнавурян) появился на свет в 1924-м году в Париже в армянской семье эмигрантов. Его отец — Мамикон (Миша) Азнавурян — родился в грузинском Ахалцихе, мать — Кнар Багдасарян — из турецкого Измита.
Дед будущего певца по отцовской линии служил поваром при губернаторе Тифлиса, поэтому в семье знали русский язык. Кстати, сам Азнавур также его немного понимал. Когда родители хотели от детей что-то скрыть, всегда переходили на русский. Приходилось вникать.
Как позже вспоминала старшая сестра Шарля, Аида, не успели в крохотную квартирку в пятом квартале французской столицы принести новорожденного, он сразу «запел». Громкие вопли малыша услышали все соседи. Так Азнавур дал свой первый сольный «концерт».
Надо сказать, что с музыкой так или иначе была связана вся семья шансонье. Отец стал артистом оперетты, мать обожала искусство, благодаря чему и познакомилась с будущим мужем. Пришла за кулисы брать у него интервью. Ее имя — Кнар — в переводе с армянского означает «лира».
Дети в творческой семье росли талантливыми: Аида импровизировала на фортепиано, Шарль к пяти годам освоил скрипку.
Что это такое — быть артистом — юный Шарль знал почти с пеленок. Переехав во Францию, семейство Азнавурянов открыло в Париже небольшой ресторанчик. Его любили посещать эмигранты из России.
В бизнесе принимало участие все семейство. За кухню отвечал, понятное дело, дед по отцовской линии — шеф-повар с большим стажем. Отец и мать Азнавура «колдовали» над культурной программой. Уже в пять лет маленький Шарль стал выступать в семейном ресторане с музыкальными этюдами на скрипке. Эти номера и дали мальчику первоначальный опыт существования на сцене.
Родители разглядели талант сына и записали его в театральную школу. Там Шарль отчасти смог победить свою робость и раскрыться. Начав с массовок, уже в девять лет Азнавур вышел на сцену в роли юного Генриха IV в постановке «Марго» местного театра «Одеон». Старания начинающего актера заметили, в 12 лет пригласив на первые съемки в кино.
Карьеру Азнавура затормозила начавшаяся Вторая мировая война. Семейный ресторан разорился. Отец Шарля ушел добровольцем на фронт. 15-летний подросток изо всех сил пытался прокормить близких: ездил в составе театральной группы по провинции, выступал в ночных клубах и кафе, играя там свои авторские мелодии.
Семья Азнавурянов пополнила ряды антифашистского сопротивления, начав сотрудничество с подпольщиками под командованием Мисака Манушяна. Помимо наблюдения за оккупантами во время гастролей, Шарль помогал спасать от репрессий еврейское население. Бывало, что Азнавуру приходилось ночевать у друзей, потому что в их доме прятались бежавшие от нацистов иудеи.
В 2017-м шансонье и его сестре Аиде власти Израиля вручили медали Рауля Валленберга (прим. ред. — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста). Кроме того, Азнавур был удостоен звания «Праведник народов мира».
После окончания войны карьера Азнавура пошла в гору. Он стал работать в дуэте с пианистом Пьером Рошем. Тандем образовался весьма случайно: конферансье, перепутав, объявила со сцены их совместное выступление. Молодые исполнители не растерялись, вышли к публике. И решили продолжать уже вместе.
Тогда голос Азнавура нравился далеко не всем. Бывало, что Шарля на концертах даже освистывали. Он больше писал музыку и стихи для песен, которые исполнял его напарник Рош. Время шансонье еще не пришло.
Все изменила встреча Шарля с легендарной Эдит Пиаф. Звезда появилась в его жизни в 1946-м. Они встретились абсолютно случайно в одном из парижских кабаре. Эдит зашла в заведение на минуту и задержалась — ей понравилась искренность песен Азнавура. Всю ночь они пили вино и беседовали, а наутро Пиаф позвала его на гастроли в Америку.
Так начались загадочные отношения двух звезд. У них не было романа, по крайней мере, Азнавур этого никогда не подтверждал, однако артисты были неразлучны целых восемь лет. Шарль сочинял для Эдит песни, выполнял обязанности импрессарио, секретаря и даже водителя.
Азнавур комплексовал из-за своей внешности. Он был мужчиной небольшого роста со слишком большим носом. На деньги Пиаф Шарль сделал пластику — нос подправили. Шансонье позднее вспоминал, что все время, пока работал с Эдит, ему приходилось тренироваться. В результате, вокальный диапазон расширился почти до трех октав. А с этим уже можно было выходить на сцену.
И вот в 1950-м он начал выступать самостоятельно. Тогда же Шарль окончательно переделал свою фамилию, став из Азнавуряна Азнавуром. Правда, первый сольный концерт с треском провалился. Критики даже советовали ему сменить профессию.
Но упорный музыкант не сдавался. В те годы он активно пишет песни для других исполнителей. В 1954-м Азнавур подобрал репертуар и отправился на гастроли в США. Публика приняла его на отлично. К 60-м имя шансонье стало популярным во многих странах мира.
После нескольких лет успешных выступлений маэстро закрепил свое положение на вершине певческого олимпа Франции. В какой-то момент его даже назвали французским Фрэнком Синатрой. Азнавур оказался весьма смелым, поднимая в своих композициях темы, о которых тогда еще не принято было говорить. Широко популярной стала его песня 1973-го года What Makes a Man, героем которой стал трансвестит. «Я должен говорить о вещах, о которых говорить не принято», — признавался певец.
Зато о своей личной жизни маэстро рассказывать не любил. Женат Азнавур был трижды. В 1946-м — первый брак, спустя девять лет — второй. Оба распались быстро. Как признавался шансонье, «один случился из-за молодости, другой — из-за глупости». Счастье Шарль обрел только в 1968-м году, женившись на шведке Улле Торсель. Он рассказывал: «Любовь к Улле перевернула мою жизнь. Я абсолютно не согласен с тем, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Только через его сердце».
От любимых женщин у Азнавура — шестеро детей. В третьем браке появились Катя, Миша и Николя. Русскими имена музыкант объяснял любовью к России, которую ему передал его отец. Кстати, по стопам шансонье пошла только дочь от первого брака Седа — она стала певицей.
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Шансонье активно снимался в кино, писал автобиографические книги, поработал министром культуры Франции, послом Армении в Швейцарии и почетным послом Армении в ЮНЕСКО.
Прожив больше 90 лет, Азнавур не любил отмечать свои дни рождения и как-то признался: «Жить всегда нужно так, будто тебе 30 или 40. Главное — быть влюбленным в свою профессию». Мэтр всегда говорил, что хотел бы выступать на сцене даже в 100 лет — столь сильно он любил публику.
Еще в 1960-х мэтр смог приехать в Советский Союз. В Ереване ему устроили такой теплый во всех смыслах прием, что, по воспоминаниям, он не знал куда деться от радушия и гостеприимства. На концертах маэстро был аншлаг. В те дни на фасаде здания местной оперы недовольные написали фразу: «Все места забрали члены партии, но Азнавура у нас не отнимут».
Его творчество, действительно, нельзя отнять. Песни Шарля Азнавура после ухода маэстро продолжают жить. «Мне кажется, истинного гения можно познать только после его смерти», — заявлял мэтр в одном из интервью. Как Вы правы, месье Азнавур! И мы все еще продолжаем познавать.
Читайте также:
• Ежедневный танец с саблями. Эмоциональный гений Арам Хачатурян
• Ангельское терпение и постоянный труд. Долгий путь к успеху поп-дивы Шер
• Оптимистическая трагедия. Дамоклов меч композитора Арно Бабаджаняна
• Он брался за дело, когда другие отказывались. Секрет успеха легенды джаза Джорджа Авакяна