Севада Григорян — армянский живописец, известный авторским узнаваемым стилем. Он состоит в Союзе художников Армении и Международной Федерации во Франции. Работы мастера выставлялись во многих странах мира, включая Россию, Японию, Китай и США.
С детства окруженный яркими образами этнических нарядов и орнаментов, Севада отразил их в своих работах, трепетно вырисовывая каждую деталь. В большинстве картин мастера прослеживается своеобразное признание в любви родному дому, культуре и дорогой сердцу супруге, чьи черты повторяются во всех женских образах.
Художник уверен — искусство интернационально и может существовать только в любви. Как сочетаются живопись и кунг-фу? Чем плохи масляные краски? И сколько часов можно провести за мольбертом, не уставая? Севада Григорян — армянский живописец с интересным именем и не менее интересной судьбой — герой нашего материала.
Севада, у вас очень интересное имя. Оно дано при рождении, или это ваш псевдоним?
— Это мое настоящее имя, мои родители были находчивыми. Я родился в Горисе, и там это имя очень распространено. Так звали сына Акселя Бакунца — знаменитого армянского прозаика, вот имя и стало популярным.
Вы сразу понимали, что станете художником, или любовь к живописи пришла позднее?
— Где-то с 10 лет решил, что стану художником. Я вырос в маленьком курортном городке — в Джермуке, там не было специалистов, и поначалу я сам пытался рисовать. Позднее мы нашли учителя живописи за 30 с лишним километров, и несколько раз в неделю я посещал его уроки. Затем поступил в институт на факультет изящных искусств и получил профессиональное образование.
Посвятил 10 лет педагогической работе и учил детей живописи. Открыл в Джермукской школе искусств отдел изобразительного искусства. Позже в Риге увлекся скульптурой, но, в итоге, все равно вернулся к живописи, хотя скульптура мне очень помогла.
Расскажите, как вы нашли свой стиль и почерк? Как давно вы в живописи?
— Я занимаюсь живописью уже 55 лет. Многие художники живут до старости и не могут найти себя и свой стиль. Мне повезло чуть больше, через многолетний труд я смог его отыскать.
55 лет для живописи — большой срок, наверняка за этим стоит большая история?
— Конечно, последние 20 лет я активно занимаюсь живописью, а до этого совмещал ее с педагогикой. Тут надо учитывать молодость, когда все было нестабильно и импульсами. С 90-х годов стал безраздельно посвящать свое время живописи.
Какие материалы вы используете?
— Уже 20 с лишним лет я работаю акриловыми красками. Раньше использовал масляные краски, но они долго сохнут. В этом плане мне терпения не хватает.
Несмотря на то, что я в раннем возрасте переехал в Джермук, летние каникулы проводил в родном Горисе, у бабушки с дедушкой. Сюник очень колоритное место, я с детства видел все эти краски и орнаменты на одеждах и в быту. Кому еще это все рисовать, если не мне, который воочию видел это.
Все, что я рисую — видел и пережил сам. Например, на одной из картин у меня изображен сюжет выпечки лаваша. Наблюдал процесс сотни раз, это тяжелый труд, я знаю все его тонкости.
Кто-то из художников может считать, что нет необходимости уделять столько внимания деталям, а для меня это необходимо, потому что такова часть моих картин, передающая изящность самих сюжетов.
Что сначала рождается при создании картины: эфемерная идея или конкретный образ?
— Я абсолютно свободен в этом плане и не ограничиваю себя. Все зависит от настроения и вдохновения. Однако когда картина уже начата, я отношусь к ней как к работе в буквальном смысле. Мое утро начинается с чашки кофе, а затем я приступаю к работе, за которой провожу весь день, иногда по 10 часов, а иногда могу по 15 часов проводить за мольбертом. Это уже самодисциплина, которая сочетается с вдохновением.
Практически во всех ваших картинах прослеживается женский типаж. Он очень похож на вашу супругу, это своеобразная ода любви к ней?
— Да, все это говорят, что делать с ней — не знаю. Меня вдохновляет моя супруга, но я, если честно, не замечал такого сходства. Художники всегда стараются найти свой идеал, минимизируют его или, наоборот, добавляют ему новые черты.
Супруга Севады (Венера): А я, напротив, не могу разглядеть. Однако сходство со мной и с собой также замечает наша дочь.
У вас были выставки во многих странах за рубежом. Расскажите об этом опыте подробнее.
— Первое мое участие в международной выставке было в 2004 году в Японии, когда моя картина «Мадонна с младенцем» из 80 тысяч работ была отобрана в сотню лучших. Я получил персональное приглашение, однако не смог поехать и отправил картину, которая выставлялась 2 месяца в музее изобразительных искусств префектуры в Кобе.
В 2014 году ЮНЕСКО признал армянский лаваш нематериальным культурным наследием. Моя картина «Тонри Лаваш» (армянский лаваш из тандыра) украсила обложку периодического издания организации.
В 2015 году в Нанкинском университете искусств состоялась персональная выставка моих работ под названием «Пробуждение», посвященная 100-летию геноцида армян в Османской империи.
В 2017 году в Пасадене в Калифорнии прошел ежегодный фестиваль «Парад роз», на котором была сооружена цветочная композиция по мотивам моей работы «Мечта детства». Она получила награду в номинации «Лучший дизайн».
Проходили выставки в Москве. В тяжелые 90-е годы я познакомился с одним галерейщиком, так постепенно началось развитие. Конечно, не обошлось без сложностей, затем случилось возвращение в Армению.
А вскоре я получил приглашение в Китай. Творческому дому понравились мои работы. Остался там с супругой на 4 года. За это время у меня там состоялись 13 выставок, как отдельных, так и групповых в разных городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу. Жизнь в Китае подарила творческий подъем, страна оказалась мне по душе. Там я начал заниматься тай-чи, уже миновало 10 лет, как я занимаюсь. Также я тренер по кунг-фу.
В 2022 году я организовал персональную выставку в Ереванском педагогическом университете и в национальной галерее в родном Горисе.
А не планируете преподавать кунг-фу здесь?
— Нет, как говорится, первым делом самолеты — мои картины и творчество, а тай-чи — это для моей души.
Насколько сильно повлияли годы жизни в Китае на ваше творчество?
— Очень сильно. Для меня это оказалось крайне важным и необходимым. Особенно, если мы говорим о спокойствии и о каком-то внутреннем балансе.
Есть ли какое-то характерное отличие между восприятием ваших работ на родине и у зарубежной публики?
— В 2016 году по случаю 25-летия нашей республики посол Армении в Китае пригласил меня на выставку в Пекине. Там были дипломаты из разных стран. Мне запомнилась интересная женщина — посол Туркменистана в Китае. Помню ее имя — Чинара. Она подошла ко мне и призналась, что, глядя на мои картины, испытывает какое-то родство, мол, эти армянские мотивы напомнили ей туркменские.
Часто фольклорные мотивы выходят за границы национального и становятся всемирными. Всегда приятно получить восхищение иностранцев.
Как человеку творческой профессии свойственны ли вам депрессии, творческие кризисы и отсутствие ресурсов?
— Трудно понимать эти депрессии. Если так подумать, поводов сегодня предостаточно, это нужно уметь контролировать. Поводом для депрессии может быть как ностальгия по своей молодости и ушедшим годам, так и желание забегать вперед и беспокоиться о будущем.
Нужно жить сегодняшним днем, тогда будет и покой, и свобода, это приводит к балансу. Если не найти баланс, то очень легко скатиться в депрессию и искать самооправдания. Внешние обстоятельства сами по себе происходят, они произойдут и без тебя. Поэтому важно найти любимое дело и иметь цели, найти себя.
Как вы понимаете, что картина закончена?
— А я не понимаю. Всегда есть что дополнить. Бывает, я нахожу в закромах картину и вновь работаю над ней. Это может продолжаться месяц, два, полгода. Только когда продаешь картину, можно сказать, что она завершена. Это всегда непрерывный процесс, который длится годами, я все время нахожу, что можно исправить в своих работах, в этом вся суть творческого процесса.
Конечно, бывает, когда картина мучает, капризная, как ребенок, а бывает, что наоборот, сразу идет легко и складно. Они, действительно, как дети, каждая со своим характером. Порой смотришь на картину и чего-то тебе не хватает, что-то не то, словно чего-то ей недостает.
По молодости я удивлялся, как можно годами работать над одной картиной, а с возрастом понял, каково это: чем больше углубляешься, тем глубже чувствуешь. Конечно, это для меня так, со стороны человек может посмотреть и подумать, что ничего особенного.
Однако чем больше вглядываешься, тем больше деталей начинаешь замечать на картинах.
— Возможно. Но за самим процессом гораздо больше интересного спрятано, чем в результате, который видит зритель. Сначала это рисунок, эскиз, который я иногда могу выложить в свои социальные сети. Затем нас учили тому, чтобы заполнить фон, чтобы не оставлять белого листа на холсте, и я верен этому принципу. Так появляется основа для картины. Затем создается общий колорит и атмосфера, а детали — заключительный этап.
Есть ли художники, на которых вы равняетесь, или которые вдохновляют вас?
— Конечно, это старые мастера. Живописцы эпохи Возрождения. Сложно спорить с их мастерством. Как Бах или Моцарт в музыке, так и художники-классики являются примером и неоспоримым авторитетом.
А как насчет современного искусства?
— Честно говоря, я многое не понимаю в современном искусстве. Они интересны, да. Но интересоваться — одно дело, понимать — другое, а восхищаться — совсем иное. Если бы я восхищался, то пробовал бы творить так же, но я не восхищаюсь этим, это не мой стиль, у меня свой путь. Поэтому я делаю то, что доставляет мне удовольствие. Я счастливый человек.
Далеко не каждый может так уверенно это сказать.
— Бог бесплатно дал мне этот талант. Конечно, я много трудился, но с рождения мне была дана способность рисовать, которую я развил. Это же здорово. Я счастлив, что могу заниматься любимым делом.
Это все любовь, если нет любви, то искусством заниматься не следует. Я не могу без любви 55 лет заниматься одним и тем же делом. Конечно, это нелегкий труд. Все, кто занимался живописью или скульптурой, об этом знают. Но, главное делать то, что любишь, и если любишь — работать над этим. Нужно найти свой путь.
Фото из личного архива художника
Читайте также: