Эти 572 ступени из белого травертина — любовь и боль армянской столицы. Каскад в Ереване стал одним из узнаваемых символов страны. Шикарный вид на центр города и Арарат, который открывается отсюда, невозможно забыть. 

Тысячи туристов ежедневно поднимаются и спускаются по пологим лестницам или едут по эскалатору, преодолевая 302 метра. Могли бы и выше, однако Каскад до сих пор не достроен. Осталось всего 78 вверх, вроде совсем чуть-чуть. Но этот «последний рывок» так и не осилен. Завершение комплекса растянулось на десятилетия. 

Кто первым придумал соединить высокую северную часть города с равнинным центром, как уничтожили первый возведенный фонтан с уникальной мозаикой и почему задержалась установка памятника легендарному Таманяну? Об истории возведения Каскада расскажем в рубрике «Архитектурное наследие»

Фактура для материала взята из архитектурного блога Армении «АР_АР_АТ» — телеграм, инстаграм.

Фото: posttype.ru

Идею соединения Канакерского плато с центром Еревана заложил в 1924-м году в генеральный план города архитектор Александр Таманян. Через склоны предполагалось проложить систему ступенчатых переходов, водопадов и цветников. 

Правда, воплощать смелые замыслы начали намного позже. К 1960-м успели лишь сформировать выходящую к подножью Каскада улицу и сквер, которые нарекли именем автора проекта. А на пороге холмов возвели одноуровневый фонтан с мозаикой авторства Дереника Даниеляна.

В 1972-м году на пост главного архитектора города назначили Джима Торосяна. Он-то и решил довести дело, задуманное гениальным Таманяном до конца — соединить сквер его имени с монументом 50-летия Советской Армении, который торжественно открыли сверху на краю плато. 

С ним довольно запутанная история — заложили в 1960-м в честь 40-летия Советской Армении, а открыли только в 1967-м, посвятив поначалу 50-летию Октябрьской революции. Спустя еще три года обелиск авторства Джима Торосяна и Саркиса Гурзадяна подрос и получил 15-метровое завершение. По всему периметру его окружили ступенями, превратив в практически закрытый павильон. 

Фото: hmn.wiki

Переделки на этом не закончились. В 2008-м году объем монумента дополнили восьмигранной конструкцией из туфа, отсылающей к церковной архитектуре. Тогда ту часть посвятили жертвам политических репрессий. Для Джима Торосяна это личная история, ведь его отца расстреляли в годы сталинских репрессий. 

Монумент — типичный памятник советского модернизма. Однако авторы максимально наполнили его национальными элементами, в том числе, дохристианского периода. В основании 65-ти метрового обелиска можно увидеть армянский знак вечности — аревахач, а в завершении — золотой колос — символ жизни, восходящий к искусству Урарту. Сегодня монумент называется «Возрожденная Армения».

Фото: varandej.livejournal.com

Но, спустимся чуть ниже. Проект самого Каскада был также создан Джимом Торосяном в соавторстве с Саркисом Гурзадяном и Асланом Мхитаряном в 1974-м году. Тогда же и начался подготовительный этап строительства. Авторы комплекса были безжалостны к работе предшественников — построенный всего 15 лет назад фонтан с мозаикой Даниеляна не вписывался в концепцию и был демонтирован. 

По словам внука архитектора, мозаику его дед собирал из изготовленных вручную плиток. Каждую сам покрывал глазурью, в соответствии с макетом конструкции. К сожалению, когда началось строительство Каскада, уникальную работу разобрали и увезли в неизвестном направлении. 

Однако некоторые местные обрадовались демонтажу. Архитектор Аслан Мхитарян вспоминал, что жители окрестных домов жаловались на шум от фонтана и обрадовались, что немного побудут в относительной тишине. 

Мозаика из фонтана Дереника Даниеляна. Фото: mediamax.am

Ближе к 1980-му все силы Советского Союза бросили на подготовку к Олимпиаде. Региональные стройки, вроде Каскада, отошли на второй план. Проект неоднократно меняли и тотально экономили. Возьмем, к примеру, эскалаторы — замечали какие они узкие? Хотя их планировали создать застекленными и разместить снаружи комплекса, чтобы посетители могли наблюдать потрясающие виды. После развала СССР, с учетом Спитакского землетрясения и начала Карабахской войны, бюджет Армении был истощен — строительство Каскада остановилось. 

По воспоминаниям жителей близлежащих домов, в 90-е Каскад отличался спокойной атмосферой. Первом открытым кафе там стало «Какаду». Когда Джерард Гафесчян взял комплекс под свою опеку, многие обрадовались, потому что это заведение слабо подходило облику Каскада. Тогда же на первом этаже под лестницами комплекса открылся первый диско-клуб. В сделанном в современном стиле заведении играли лучшие диджеи Армении. 

Фото: media.s7.ru

К «нулевым» основная часть Каскада была сдана в эксплуатацию. Внутри, помимо клуба и кафе открыли мастерскую скульптора Беника Петросяна и театр Чаликяна. Однако на доделку комплекса денег у властей страны не было. В 2002-м году на помощь пришел американский предприниматель армянского происхождения Джерард Гафесчян, получивший от города комплекс и сквер в обмен на обязательство доделать его и разместить музей. 

Центр искусств Гафесчяна торжественно открыли в 2009-м. В комплексе появились читальный зал, магазин, залы для временных экспозиций и хрусталя Сваровски, а также два помещения с монументальными произведениями, работа над которыми началась задолго до прихода Гафесчяна. Первое — фреска-триптих художника Григора Ханджяна с важнейшими эпизодами армянской истории: «Создание алфавита», «Вардананк» и «Возрождение Армении». 

Фото: armmuseum.ru

Другая масштабная работа — барельеф «Давид Сасунский» скульптора Арташеса Овсепяна создавалась еще дольше и была впервые показана широкой публике лишь в 2016-м. В эскалаторной галерее выставили предметы современного искусства из личной коллекции Гафесчяна. 

Фото: russia-armenia.info

Внизу, перед садом, ведущим к Каскаду, посетителей встречает монумент Александру Таманяну, задумавшему идею. Скульптор Арташес Овсепян выиграл конкурс на его разработку еще в 60-х, но из-за семилетнего запрета властей на создание памятников известным армянам (да, было и такое) его установили только в 1974-м году. Автор объяснял свою композицию так: «Левый камень — старая архитектура, правый — новая, великий архитектор строит мост между этими двумя периодами и создает новую столицу». 

Скульптуры, заселившие Каскад и сквер Таманяна (ныне скульптурный сад Гафесчяна) — теперь считаются одним из брендов армянской столицы. Первым обитателем сада, в 2002-м году, стала пухлая кошка колумбийского скульптора Фернандо Ботеро, к которой позже присоединились две другие работы мастера бодипозитива — «Римский воин» и «Курящая женщина», всколыхнувшая местное консервативное общество. 

Фернандо Ботеро. Курящая женщина. 2012 год

Несколько работ были приобретены у британца Барри Флэнагана, известного своими веселыми зайцами. Не менее импозантный синий киви — работа американца Питера Войтука. Часть скульптур, вроде головы в воде, созданы специально для Каскада, зато светящиеся дядьки на металлических столбах присутствуют во многих странах мира. Изначально барселонец Жауме Пленса создал семь подобных для Андорры. 

Фото: commons.wikimedia.org

После передачи Гафесчану Каскада многим казалось, что комплекс будет завершен. Внутри планировали открыть кинотеатр, объявили конкурс на строительство музея в верхней части. Однако мировой финансовый кризис 2008-го вновь спутал все планы. Для строительства музея меценат был готов выделить около 30 миллионов долларов, а требовалось 100. Из-за многократного превышения запланированного бюджета стройку остановили.

Фото: bangkokbook.ru

Нет сомнения, что любимое место отдыха ереванцев и гостей города будет доведено до ума. Но даже то, что уже успели возвести, нашло свое место в сердце армянской столицы и сердцах посетителей комплекса. Разве вы можете представить Ереван без Каскада? Это попросту невозможно. 

Читайте также:

Только 30 лет «на высоте». Недолгий «полет» старого терминала аэропорта «Звартноц» — памятника советского модернизма
Его прошлое — велико, настоящее — плачевно, будущее — туманно. Триумф и забвение стадиона «Раздан»
Все для блага человека. Решение жилищного вопроса в Ереване в 1920-1940-е годы