Матенадаран имени Месропа Маштоца — научно-исследовательский институт и музей с уникальной коллекцией рукописей. Его история уходит корнями вглубь веков — основой собрания стали раритеты Эчмиадзина, много веков находившиеся под защитой Святого Престола.
Католикосы собирали рукописи еще со времен Месропа Маштоца — с начала V века. В Эчмиадзинском Матенадаране их инвентаризация началась в 1828 году, был составлен первый краткий каталог. Тогда в него входило 312 работ. А уже в 1913-м — 4060.
В переводе с армянского слово «матенадаран» означает хранилище рукописей. Это в буквальном смысле Александрийская библиотека Еревана. Более 23 тысяч манускриптов разного объема и возраста, плюс 300 тысяч архивных документов. Они, словно древние души, стекались сюда со всего света.
На сегодняшний день в мире остались менее 30 тысяч древних армянских рукописей. Помимо Матенадарана, около 4,5 тысяч хранятся в Иерусалимском патриархате и чуть меньше в армянском монастыре Святого Лазаря в Венеции. По тысяче рукописей находятся в коллекциях Вены и иранского Исфахана. Но именно в Ереване — самое большое собрание.
Матенадаран возвели на холме в центре Еревана. Величественное здание заметно издалека. 20 метров вверх по широким ступеням и ты оказываешься перед Месропом Маштоцем — создателем армянского алфавита. Он восседает в кресле, указывая одной рукой на стену, где изображены 36 его чад, а другая простирается вперед. Перед ним преклонил колено юноша, историк Корюн — ученик перед учителем.
Несколькими ступенями выше, на широкой площадке перед входом в хранилище, установлены монументы знаменитым деятелям страны эпохи средневековья: историку Мовсесу Хоренаци, баснописцу Мхитару Гошу, поэту Фрику, художнику Торосу Рослину, математику Анании Ширакаци и философу Григору Татеваци.
Матенадаран принимает всех. В большом зале любой посетитель может получить представление о культурном развитии армян на протяжении полутора тысяч лет.
Самые древние рукописи — Евангелия VII и IX веков. Интересно, что в Эчмиадзинском евангелии Х века сохранились 4 уникальные миниатюры, созданные на 400 лет ранее. Их называют палимпсесты — тексты, написанные на более древних или стертых от времени страницах. Сотрудники хранилища работают с ними и, восстанавливая, обнаруживают впечатляющие даты. Иногда страницы более ранних текстов вставляли в более поздние книги сразу после кожаного переплета. Так лучше сохранялся основной текст.
Здесь можно увидеть массу интересного. Например, куски старинных кожаных листов, которые буквально стали каменными — их зарывали в землю, спасаясь от врагов при чуземеных набегах. В древности рукописи хранились в монастырях. Самая большая коллекция — в Эчмиадзине, в резиденции католикоса.
Армянские рукописи — это история разрушенных храмов и масштабных пожаров. Многого не сохранилось. Большую потерю коллекция Эчмиадзина также понесла в 1804 году. Хранилище ограбила шайка воров. Похищенными раритетами торговали многие десятилетия.
А в 1967 году на аукционе в Лондоне продали армянские рукописи, украденные из патриархии в Иерусалиме. Среди них редкое Евангелие с великолепными миниатюрами Тороса Рослина, выполненными в XIII веке.
Интересно, что на многих рукописях переписчики или их заказчики оставляли разные надписи — ишатакаран — оттуда историкам можно извлечь много полезных сведений:
Тут я вырвал лист, ибо у меня пролились чернила. Да спасет нас Бог от грехов наших.
Епископ Захарий отдал рукопись в залог, и я, Симеон Вардапет, заплатил 30 звонких серебряных монет и спас ее от рук подлых людишек.
Сохраните то, что я здесь написал. Не держите книги взаперти, не прячьте, ведь запертые книги лишь идолы.
Среди самых интересных раритетов, которые встречаются в Матенадаране, есть «Проповеди» — Мшо Чарынтир, написанные около 1200 года. Книга весит 27,5 килограммов, а ее размер — 70 на 55 сантиметров. Кстати, рядом с таким гигантом лежит «малютка» Тонацуйц — праздничный календарь 1400 года весом 19 граммов и размером 4 на 3 сантиметра. Почувствуйте разницу!
В «Проповедях» 600 страниц, все из телячьей кожи. В тот год, когда ее изготовили, вражеские полчища убили владельца книги. Монография попала к мусульманскому судье в Западной Армении, у которого раритет выкупили монахи из города Муш.
Там «Проповеди» хранились до геноцида 1915 года. И там же могли быть уничтожены. Но судьба распорядилась иначе. Две женщины, спасаясь от резни, спасли и древнюю книгу. Они разделили ее пополам и спрятали.
Одна половина вскоре попала в Эчмиадзин, а вот другую нашли спустя долгие годы по чистой случайности закопанной во дворе армянской церкви в турецком Эрзуруме. После долгих скитаний, две половины раритета соединились. Но без 19-ти страниц: 16 неизвестно как оказались в Венеции, еще одна в Вене. А еще две в 1976 году отыскали в Библиотеке имени Ленина в Москве. Их сразу передали в Матенадаран. Разлетелись страницы по миру, словно повторяя судьбу армянского народа.
Среди иноязычных рукописей Матенадарана — их там более 3 тысяч — 70 на древнегреческом. Большинство — фрагменты из византийских и пост византийских рукописей, вставленные для лучшей сохранности в армянские.
Гораздо ценнее для мировой культуры древние армянские переводы утерянных античных текстов. Самые ценные — перевод трактата Зенона «О природе», «Хроника» Евсевия Кесарийского и «Толкование пятикнижия» Филона Александрийского.
Еще в V веке армяне начали переводить древние тексты, в основном по риторике, философии и языку. Среди них — «Категории» Аристотеля и «Искусство грамматики» Дионисия Фракийского. Переводы снабжались аналитическими комментарии, что послужило развитию научной мысли.
Значение хранящихся в Матенадаране древних манускриптов трудно переоценить. До конца 1930-х годов у института не было своего дома, пока представители армянской интеллигенции при поддержке правительства Советской Армении не обратились к центральным властям с просьбой выделить специальное здание.
Это были годы, когда сталинская идеология отчасти благоприятствовала локальному патриотизму, при условии, что он мог служить целям Москвы. Тогда и было решено, что Матенадаран заслуживает поддержки.
В 1939-м архитектор Марк Григорян получил поручение от министерства образования спроектировать новое здание Матенадарана. Однако работа началась только в 1943 году.
Григорян провел обширное исследование традиционной армянской архитектуры, посетив монастыри Ахпат, Санаин и Одзун на севере Армении, а также Татевский монастырь в Сюнике.
Первоначально план Григоряна вызвал много критики за широкое использование элементов средневековой архитектуры и за расположение от главного проспекта Еревана, который тогда назывался проспектом Сталина (позже проспект Ленина, а теперь — Маштоца). В конечном итоге план был утвержден без каких-либо серьезных изменений, и это был уникальный случай. Ходили даже слухи, что свою роль в этом сыграло вмешательство всесильного Анастаса Микояна.
Матенадаран возводили с перерывами в 1945-1959 годах. Обычно камнем для строительства стен служил вулканический туф, который в изобилии находился под землей в центре Еревана. Однако это хранилище создали из базальта — кстати, само здание стоит на базальтовой скале.
С годами поток туристов в Матенадаран значительно увеличился, что сделало его одной из основных достопримечательностей. Возникла острая необходимость в новом здании, которое было спроектировано в последние годы существования СССР. В 1986 году дело поручили архитектору Артуру Месчяну. Строительство началось в 1987-м, через год возведение остановили, возобновили в 2009-м и завершили к 2011 году.
Площадь нового корпуса Матенадарана в четыре раза превышает размеры старого здания, однако благодаря уникальным архитектурным решениям оно практически незаметно с главного входа и никак не нарушает первоначальную архитектурную целостность комплекса. Арки вдоль здания делают его зрительно менее заметным, чтобы не смещать акцент с основного здания комплекса.
Помимо того, что Матенадаран является библиотекой, научным учреждением, музеем, памятником архитектуры (с 1997 года внесен в реестр ЮНЕСКО «Память мира») и просто туристической достопримечательностью, это еще и место с большой символической ценностью.
С момента национального подъема в 1988 году Матенадаран служил одним из центров зарождающейся армянской политической мысли и демократии. В годы, когда площадь Свободы перед зданием оперы блокировалась советскими войсками, на обширном переднем дворе Матенадарана проходили масштабные протестные митинги.
И, возможно, неслучайно Левон Тер-Петросян, старший научный сотрудник Матенадарана, стал лидером народного движения и первым президентом независимой Армении.
Читайте также:
• Все для блага человека. Решение жилищного вопроса в Ереване в 1920-1940-е годы
• Крупицы, оставшиеся после землетрясения 1679 года. Ереван в древности и эпоху средневековья
• Возведение «сердца» Еревана. Архитектурный ансамбль площади Республики
• Идее — век, полвека — стройке. Ереванский Каскад как памятник необрамленной любви к родине.