Ульяна Волкова — музыкант, композитор, мультиинструменталист. Основной и любимый инструмент — виолончель. Играть на ней Ульяна начала в 3 года.

За годы творческой деятельности она сотрудничала с десятками коллективов и исполнителей: от группы Apocalyptica до Ивана Дорна. А также писала музыку к различным спектаклям, фильмам, сериалам, компьютерным играм, в том числе для Atomic Heart. Отдельно следует отметить ее сольный one woman-band проект PLEUREREME с очень личными песнями, пропитанными светлой грустью и любовью к сочетанию электронного саунда с живыми классическими инструментами.

В рамках рубрики «Прослушка» мы поговорили с ней о творческом пути, новой реальности и музыкальных предпочтениях. Настоятельно рекомендуем переходить по ссылкам и открывать для себя новую музыку.

Ульяна, привет! Как начался твой музыкальный путь и как ты пришла к сольному проекту?

— Здравствуй, мистер Сох!

Мой путь начался где-то года в 3 — у меня обнаружили музыкальный слух, отдали к частному преподавателю по виолончели. В 5 лет я поступила в Гнесинку (прим. ред. — Академия музыки имени Гнесиных) начала заниматься на виолончели, пианино, петь в хоре и изучать разные музыкальные науки. Потом где-то лет в 14, это был мой первый курс, начала играть с разными инди-артистами.

Постепенно ближе к 18 начала изучать разные жанры — играть со стоунерщиками, пост-панками, эмо-панками, разные поп-группы были, электроника, диджеи. И где-то в это время захотелось иметь свой проект. И на данный момент мне 24.

PLEUREREME — это one woman-band, где я все делаю от начала до конца: от придумывания песен до аранжировок, сведения, выпуска и всего прочего. А концертов за свою жизнь я сыграла около 400 — приближаюсь к этой цифре.

Можешь рассказать, пожалуйста, что означает название твоего проекта?

— В английском языке есть фраза cry wolf — косвенно она переводится как «разводить ложную панику». А на французском, возможно, немного косноязычно, мы получаем pleurereme.

Виолончель всегда воспринимается как классический инструмент, хотя, как ты уже сказала, играла и стоунер, и пост-панк — ты представительница независимой сцены. Как виолончель воспринимается в андеграунде? Что-то такое супероригинальное, или еще кто-то играет на виолончели на независимой сцене? Представишь коллег?

— Разобью ответ на две части.

Во-первых, самое популярное мнение это то, что если ты виолончелист, значит, играешь «Cюиту №1» Баха. Второе — ты играешь какие-то альтернативные жанры на виолончели типа рока: «О, ну это же виолончель! А знаешь Apocalyptica?». Да, знаю! И у меня на это даже есть микроистория.

Естественно, в детстве я уже обладала некой бунтарской натурой и в тайне от родителей слушала Apocalyptica — и моей мечтой было когда-либо попасть к ним на концерт. В 2016 году они вместе со Стивом Вайем приехали выступать в Москву — и меня пригласили вместе с ними отыграть в составе виолончельного сборного ансамбля. Вот, и я с ними поиграла, и это было частью сбывшейся мечты.

В андеграунде и в разных других жанрах, где я работала, когда меня приглашают на сессионную работу, ребята думают, что я сейчас поиграю какие-то длинные ноты в бас. Но мало кто знает, что виолончель, с ее большим диапазоном и возможностями, можно использовать абсолютно по-разному: как басовую линию, ритм-гитару, соло-инструмент. На ней прекрасно можно играть скрипичные партии, если ты хорошо подкован в верхних регистрах.

Виолончель, с ее большим диапазоном и возможностями, можно использовать абсолютно по-разному

И самая распространенная фраза, которую я чаще всего слышала после первой репетиции с любой группы: «Ого! Мы не знали, что виолончель настолько многожанровый, многоуровневый, очень разнообразный инструмент — это так круто!». На ней можно делать абсолютно разные вещи, начиная от ведения рифа, очень тяжелого, заканчивая какими-то саунд-дизайнерскими штуками. И очень рада, что в свое время я приобрела электрическую виолончель и собрала прекрасный педалборд. И вообще в разные всякие шумовые и атмосферные истории тоже с большим удовольствием вписываюсь. 

Из коллег могу выделить, конечно же, мою великолепную и прекрасную сестру Яну Чекину, Алину Ануфриенко и Августа Крепака.

Коллеги в основном остались в России или уехали? 

— Те три коллеги, которых я выделила, уехали из России. К сожалению, не у всех есть такая возможность. Многим ребятам, которых я знаю, возможно менее медийные, но не менее музыкальные, пришлось остаться.

Что изменилось для тебя лично с началом войны?

— Мы сейчас про какие-то глобальные вещи — жизненные, психологические или про музыкальные? Или все в целом?

Давай так и начнем с первой части. Если ты готова поделиться, потом перейдем к музыкальной сцене.

— Когда началась война, было, как и всем, очень трудно, потому что в первые месяцы у меня не было возможности уехать, и я переживала отрыв от родных, близких, всех людей, с которыми дружила, работала. Очень много групп, команд и просто прекрасных людей уехали. И было сложно оставаться в России по всем пунктам, по всем причинам. В какой-то момент все-таки в октябре у меня получилось уехать.

Самая важная деталь, которая изменилась, — я наконец-то начала говорить себе, окружающим людям правду — откровенно, честно, без злости, но в глаза. Потому что никогда не знаешь, что случится в следующий момент — кто умрет, кого посадят, кто сойдет с ума. Не хочу больше в жизни упускать момента, когда можно быть открытой и честной перед собой и другими людьми.

В музыкальном плане это тоже отразилось. Сократилось время. Например, делаешь новый материал и постоянно хочешь, чтобы он был лучше и лучше — записать на самой лучшей студии, свести у самого лучшего звукорежиссера за какие-то баснословные деньги. Для артиста очень важно своевременно выкладывать и делиться той музыкой, которая здесь и сейчас. Потому что уже даже через месяц у меня полностью меняется либо страна, где я живу, либо какое-то отношение к новым вещам, которые переживаю в эмиграции. 

Для артиста очень важно своевременно выкладывать и делиться той музыкой, которая здесь и сейчас

Очень хочу выделить момент, когда практически сразу после начала войны группа «Созвездие Отрезок» выпустила свой альбом «Жиза». Для меня в какой-то момент стало вообще непонятно мое существование и любого другого человека в мире, в котором идет война и умирают люди. Но я все-таки поняла для себя какую-то истину, что я как музыкант все свои переживания и мысли передаю с помощью музыки. Это еще началось из-за моей истории с заиканием. Мне всегда было сложно общаться с людьми словами — я использовала раньше виолончель, а теперь и другие музыкальные инструменты и средства для передачи своего состояния. И я безумно благодарна группе «Созвездие Отрезок», что выложили этот альбом, потому что первые 2 месяца только он на репите и спасал от того, чтобы не бросить все, что я делала последний 21 год своей жизни.

И впоследствии артисты продолжили выкладывать свою музыку. И я им безумно благодарна, потому что тоже опубликовала много разных релизов, связанных с переживаниями по поводу войны и всего прочего.

Если говорить о делах студийных, какие у тебя любимые записи с твоим участием?

— Было очень много крутых проектов: от полного продакшена музыки для игр, спектаклей, аудиокниг до разных крутых артистов и их альбомов, но из последних именно треков и песен могу выделить следующие: 

1. «Синекдоха Монток» — «Лес рук, Бичфейс»

2. Иван Дорн — «Тебе нема сьогоднi»

3. Atomic Heart

4. PLEUREREME — «Огонек»

5. MOSHCH! — Waltz G Minor

6. ssshhhiiittt — «домой»

Не знал, что ты записывалась с Иваном Дорном. Можешь рассказать подробнее.

— Да, это была очень классная история. Одна дизайнерская компания представляла коллекцию свадебных платьев. И мы сделали маленький театральный спектакль на полчаса во внутреннем дворике Richter — это отель, где еще есть студия. Я написала полностью музыку для постановки и вживую еще все играла. Там была Варя Шмыкова и еще разные классные актеры. Это было летом 2021.

И на саундчеке вдруг ко мне крадется Иван, суперучтиво спрашивает: «Блин, а мы сейчас здесь пишем песню и прям подумали, что нам очень нужна виолончель — вы случаем не можете нам ее записать?». Я такая: «Конечно же, сейчас я отчекаюсь (прим. ред. отстрою звук перед выступлением) и пойду к вам». Пришла к ним, и мы буквально за 20 минут записали такую прекрасную песню на украинском. Это было очень здорово.

Перейдем к сегодняшнему дню. Давно ли ты живешь в Ереване?

— В Ереване я живу с начала мая. Я приехала делать шенген для поездки в Берлин — мне там предложили работу композитором и сессионным музыкантом в одной студии. Но из-за некоторых обстоятельств у меня не получилось сделать визу. Мне настолько понравилось в Ереване, что я решила остаться и попробовать заземлиться на какое-то время.

Потому что, повторюсь, уже с октября я в переездах, и меняла практически каждые два месяца страну, где я была, и город. И мне очень захотелось почувствовать некую стабильность в своей жизни, которую я хотя бы хоть как-то могу контролировать, поэтому решила здесь остаться.

Появились ли у тебя уже любимые места в Ереване и познакомилась ли ты с местной сценой?

— Естественно, я познакомилась с новыми местами в Ереване. Это, конечно же, бар «МИР» (читайте материал с сооснователм по ссылке), TUF — из тех мест, где мне нравится находиться одной, со старыми и новыми знакомыми, прочими людьми.

А также у меня есть интересная история. Я играла на фестивале FLEUR, где собралось более дюжины прекрасных артистов разных жанров. Его сделал мой очень близкий друг Слава. И группа, которая играла передо мной, YERKATT — последнюю песню я слушала в Москве летом, в самый жесткий период принятия войны, и того, что нужно будет все оставить и уехать. Она про то, что мы ничего не решаем — там борются президенты, а простые люди умирают внутренне и физически.

И я сижу, и вдруг эта песня играет вживую передо мной — испытала такие невероятные, потрясающие чувства соединенности прошлого и настоящего. Ну и, во-вторых, это было просто безумно красивое исполнение ребят. Еще раз повторюсь, YERKATT — просто потрясающая группа. И вживую, и в записях очень рекомендую всем ее послушать и поизучать их творчество.

Также хочется выделить потрясающий фестиваль, который сделал прекрасный Максим Динкевич. Unrest Festival, где выступала группа Tiezerk — просто потрясающий состав, просто потрясающая наполняемость музыки. 

И последнее, могу выделить группу Les Magnifiques — половина состава этмои старые добрые друзья из Москвы. Ребята делают очень крутую программу с музыкальной импровизацией — и с недавних пор я с ними играю. 

Давай как раз поговорим о твоих выступлениях. Планируется ли что-нибудь в ближайшем будущем?

— В эту субботу, 12-го августа я играю в TUF с Les Magnifiques. А так я открыта для новых групп и с радостью поиграю и поработаю в разных жанрах. Уже нашла себе парочку проектов здесь от шумного поп-панка до каких-то нежных смешений армянской музыки с дарк-джазом.

Когда последний раз ты выступала в России?

— Я собрала прекрасную команду из двух людей. Это Кирилл Парастаев — мой очень близкий друг, композитор, пианист, гитарист, мультиинструменталист, с которым мы очень давно работаем, пишем музыку для спектаклей, фильмов — он играл у меня на гитаре. И Вова Марков — потрясающий барабанщик, который сейчас уехал тоже. Мы играли концерт PLEUREREME.

В середине февраля я приезжала на пару месяцев по разным семейным обстоятельствам в Россию и не упустила возможности пару раз сыграть в своих любимых местах, таких как Powerhouse, бар «Публика» и прочих. 

И напоследок, что посоветуешь нам послушать? Хит-парад от Ульяны.

— Мои вкусы крайне специфичны. Мне нравится слушать и старый рок, например, 3-й альбом Led Zeppelin мой самый любимый. До какого-нибудь абстрактного французского хип-хопа, но сейчас могу сделать список того, что я слушала за последнюю неделю, потому что постоянно в плейлисте что-то у меня обновляется — и мне очень нравится то, что я меломан! И все время слушаю разное — это очень помогает в моей профессии не зацикливаться на одном конкретно жанре, а искать какие-то новые интересные музыкальные коллажи.

Практически на каждом музыкальном сервисе у меня есть свои плейлист — в зависимости от настроения в течение дня я их все включаю. Везде у меня очень большое количество музыки добавленной, которую я слушаю. И новую, и старую.

Jovanotti, Soleluna NY Lab — (Tanto)3

Петр Налич — «Подкладка»

«Русские сезоны» для скрипки, сопрано и струнного оркестра. «Осень. Воссеная»

Le Cri du Caire, Abdullah Miniawy, Peter Corser, Karsten Hochapfel — Splendid Tales

Юра Визбор  — «#питон»

Daniel Shake — «Родимые дали»

«БАЗАР» — «Миа Белла»

«Курара» — «Насдвое»

Moa Pillar — Timelike Curve

GoGo Penguin — Kamaloka

Paramore — Hard Times

Michael Kiwanuka — Love & Hate

«Дед, Игорь и Оглобля» — «Ппздпшл»

Фото: архив Ульяны Волковой

Читайте также: