Этот французский кинорежиссер армянского происхождения собрал наибольшее количество зрителей за свою карьеру. 34 фильма посмотрели 91,5 миллионов человек. Он номинировался на «Оскар» и был удостоен премии «Сезар». Его именем названы улицы в Ереване и Париже.
Картина «Майрик», созданная в 1991 году по одноименной книге мэтра, раскрыла европейской публике правду о геноциде армян. Он продемонстрировал публике очень личное, чтобы не забыть о страшных днях в жизни своих соотечественников.
Где семья режиссера жила до переезда во Францию? Как о нем отзывался Жан-Поль Бельмондо? И почему в 80-е мастер сделал паузу в карьере? О кинорежиссере и сценаристе Анри Вернёе расскажем в рубрике «Известные армяне».
Ашот Малакян — так при рождении звали будущего кинематографиста — появился на свет в 1920 году в местечке Родосто в европейской части Турции. Жизненный путь мастера повторил судьбу сотен тысяч армян — после геноцида, в 1924 году, семья Малакянов сначала бежала в Грецию, а затем обосновалась в Марселе.
Поначалу Ашоту было невероятно тяжело на чужбине. Режиссер вспоминал: «Для французов я был пустым местом. Никем. Помню себя играющим в мяч один на один со стеной во дворе. Ощущение невероятной тяжести от непосильной ноши под названием “одиночество” не покидало меня».
Малакян начал учиться живописи, но потом увлекся журналистикой и радио. После окончания лицея в Экс-ан-Провансе, опубликовал цикл статей о геноциде армян. В газете «Свободное слово» вышли десять материалов, в которых начинающий корреспондент разоблачал политику великих держав, в том числе Франции, и требовал принять меры против Турции.
Однако журналистика отошла в сторону перед его величеством кино. С 1948 года Анри Вернёй погрузился в манящий мир синематографа. Он дебютировал ассистентом и постановщиком короткометражных фильмов.
Свою первую полнометражную картину «Стол для заморышей» режиссер выпустил в 1951 году при поддержке Фернанделя (прим. ред. — известный французский актер-комик). Комедия, снятая за 46 дней вблизи Марселя — родины Фернанделя — сразу стала популярной.
В фильмах «Запретный плод» (1952), «Булочник из Валорга» (1952), «Враг общества №1» (1953) режиссер получил возможность не только развлекать, но и волновать зрителя. А в 1959 году с участием Фернанделя Вернёй снял комедию «Военнопленный и корова» — о мужчине, который бежит из заключения, изображая крестьянина. Фильм заканчивался эпической сценой прощания главного героя с любимым животным.
В его работах снимались звезды французского кино: Ален Делон, Жан Габен, Луи де Фюнес. Режиссер никогда не скрывал своего стремления развлекать зрителя. Он гордился тем, что на его картины — комедии и детективы — ходят миллионы.
Так, криминальная драма Анри Вернёя «Мелодия из подвала», вышедшая на экраны в 1963 году, стала признанной классикой жанра. Ленту включили в список лучших зарубежных фильмов по версии Национального совета кинокритиков США. В 1964-м ее номинировали на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший зарубежный фильм».
Главные роли в фильме исполнили Жан Габен и Ален Делон. Последний позже говорил об этой работе как одной из лучших в своей карьере. Актер высоко оценил режиссерское мастерство Вернёя.
В 60-е мэтр открыл для себя Жана-Поля Бельмондо. Их связывала крепкая дружба. Познакомились актер и режиссер в 1960 году на съемках комедии «Француженка и любовь». С тех пор Бельмондо снялся во множестве фильмов Вернёя: «Взломщики» (1971), «Страх над городом» (1975), «Труп моего врага» (1976).
Известно, что благодаря вспыльчивому характеру кинозвезда часто ссорился со многими режиссерами. Но с Анри Вернёем — никогда. Позднее актер вспоминал: «Он был очень терпелив, сносил все розыгрыши, которые мы с группой ему устраивали. Только много позже до него доходило, что это шутка! Благородный был человек».
Вернёя называли «самым американским из французских режиссеров», но он никогда не рвался в Голливуд, предпочитая работать во Франции. В течение 20 лет его карьера неуклонно шла в гору. Однако в 1984 году в прокате провалилась картина «Жадюги» с Бельмондо в главной роли. Комедия о временах Второй мировой не нашла места в сердцах зрителей. Режиссер взял паузу и несколько лет не снимал. Зато как вернулся!
В 1991 году он рассказал историю своей семьи в двух картинах «Майрик» и «Улица Паради, дом 588» (таков был реальный адрес семейства Малакян в Марселе). Вернёй сумел столь образно и достоверно представить жизнь спасшихся от геноцида армян, нашедших пристанище во Франции, что взволновал своей эпопеей весь цивилизованный мир.
За шесть лет до выхода в свет этих фильмов был опубликован сборник под названием «Майрик» (в переводе с армянского — мама). Анри Вёрней включил в него рассказы и воспоминания, посвященные матери. Изложить на бумаге историю своей семьи, которая, спасаясь от геноцида, нашла новый дом во французском Марселе, предложил близкий друг режиссёра Анри Труайя.
Несколько раз Вернёй выступал по телевидению с личными воспоминаниями, которые неизменно вызывали восторг у зрителей. Вот Анри Труайя и посоветовал ему изложить историю своей семьи на бумаге. «Такая книга обратит на себя больше внимания, нежели бомбы террористов», — заметил писатель.
Сборник «Майрик» напечатали в 1985 году и перевели на десять языков. Он вышел общим тиражом 200 тысяч экземпляров. На обложке книги, ставшей бестселлером, портрет матери с маленьким Ашотом на коленях. Это фотография с нансеновского паспорта, который вручался беженцам. С краю приписана дата: «1924, Афины».
Вернёй называл ленту «Майрик» фильмом о своей семье и своем народе. И считал ее долгом перед матерью, которая скончалась за несколько лет до выхода картины на экран.
На роль матери режиссер пригласил популярную актрису Клаудию Кардинале, героя-мальчика выбирал из почти 600 детей. Роль отца исполнил Омар Шариф, второй раз за свою артистическую карьеру сыгравший армянина.
После выхода картины журнал «Пари матч» написал, что «Майрик» — самое дорогое произведение европейского кино. Вернёй, вы не поверите, написал 47 вариантов сценария, и только 48-й пошел в работу.
«Майрик» и «Улица Паради, дом 588» стали последними работами режиссера в кинематографе. До этого момента он никогда не обращался к армянской тематике в творчестве. Если, конечно, не считать участия в его фильмах Шарля Азнавура и их совместной работе над созданием знаменитого клипа с участием 90 французских певцов и актеров, исполняющих песню «Тебе, Армения». Композицию посвятили Спитакскому землетрясению 1988 года.
Кавалер ордена Почетного легиона последние годы жизни провел в своем особняке — на берегу Женевского озера. Он посвятил себя живописи и скульптуре, вернувшись к тому, с чего начинал свой творческий путь.
Режиссер вспоминал, что с пяти лет держал свечи в армянских церквях. Он знал родной язык, не забывая его практиковать, изучал наследие Комитаса. Вернёй называл себя сыном армянской культуры.
Он скончался в январе 2002-го, в почтенном 80-летнем возрасте. Его четверо детей нашли себя в искусстве. А работы мастера навсегда стали частью мировой творческой сокровищницы.
Читайте также: