Выгнанный с позором из рядов Красной Армии в 1938-м как родственник врага народа, он остался в полной нищете, ожидая потенциального ареста. Но арцахский армянин не привык унывать. Устроив сидячий протест у Спасской башни Кремля, смог восстановить свое честное имя. Еще не раз он пройдется по «лезвию бритвы», но сможет остаться на плаву внутри сталинской «мясорубки». Дважды Герой Советского Союза, маршал Иван Баграмян — герой нашей постоянной рубрики «Известные армяне».
Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян родился в декабре 1897-го года неподалеку от села Чардахлы нагорной части Елизаветпольского уезда (ныне — территория Азербайджана). Отец будущего военачальника имел крестьянские корни и работал бригадиром на железной дороге. Мать — дочь местного кузнеца, всю жизнь посвятила воспитанию своих восьмерых детей. Сына она родила в казарме путевых рабочих на железнодорожной станции.
Закончив местное двухклассное училище, в 1912-м году Баграмян едет в Тифлис (ныне — Тбилиси) продолжать обучение. Иван решил пойти по пути отца, устроившись в службу пути Закавказской железной дороги. Но его судьбу изменил геноцид армян. Увидев нескончаемый поток вагонов с беженцами из Османской империи, молодой человек в октябре 1915-го добровольно вступает в ряды российской армии, чтобы сражаться с обидчиками своего народа — турками.
Первое боевое крещение Баграмян принял на Кавказском фронте в составе экспедиционного корпуса генерала Баратова. А закончив Тифлисскую школу прапорщиков, будущий маршал сражался против турок в Персии вблизи озера Урмия. Оставил свой след Иван и в знаменитом Сардарапатском сражении 1918-го года, когда армянские войска и ополченцы отстояли свою независимость от полчищ османов.
Баграмян воевал в армии Первой Армянской республики, но был отправлен в запас из-за неблагонадежности. В декабре 1920-го он вступает в ряды Красной армии. Так началась его карьера в войсках Страны Советов.
Параллельно с этим молодой и горячий Иван влюбляется. Прекрасную девушку Тамару он впервые увидел в Александрополе (ныне — Гюмри). К сожалению, красавица уже была помолвлена. Разбитый горем Баграмян смирился с выбором Тамары, однако вскоре после свадьбы ее муж погибает.
Узнав об этом, Иван бросается к любимой и встречает ее на последнем месяце беременности. Настойчивого парня ничто не остановило. Приемного сына Мовсеса он всегда считал родным. Пара поженилась и, вскоре, в 1923-м, у них рождается дочь Маргарита. Это была, воистину, любовь с первого взгляда. Даже спустя годы, Баграмян, уходя на работу, оставлял супруге записки с признаниями в любви.
К началу сталинских репрессий Иван уже дослужился до звания полковника. В 1936-м он становится начальником оперативного отдела штаба армии. Первый раз тучи сгустились над Баграмяном именно тогда. В РККА начались чистки, а ведь он служил в «буржуазной армянской армии». Тогда военного спасло заступничество члена Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна.
Через два года Баграмяна увольняют из армии из-за репрессированного брата. Более полугода он с семьей живет в крайней нищете. Пытается работать чертежником, но не выдерживает. У бывшего военного нет даже гражданской одежды. Однажды, чтобы сфотографироваться на паспорт, Баграмян взял пальто своей жены.
Доведенный до отчаяния, полковник вместе с таким же несправедливо уволенным коллегой, пытается попасть на прием к наркому обороны Клименту Ворошилову. Но их даже к двери комиссариата не пустили. Тогда Баграмян идет ва-банк — решается на молчаливый протест у Спасской башни Кремля. И, о чудо! Ворошилов принимает уволенных и восстанавливает в армии.
Второй раз ангел-хранитель оберегает Баграмяна от расстрела в 1942-м. Разгар Великой Отечественной войны. Весной он, в должности начальника штаба Юго-Западного направления, разрабатывает Харьковскую наступательную операцию. Она завершилась полным провалом. Сталин лично называет Баграмяна главным виновником поражения. Приехавшие на фронт Буденный и Ворошилов прямо говорят полководцу, что впереди расстрел. От суда военного трибунала Баграмяна спасает член Ставки Верховного Главнокомандования Георгий Жуков, беря часть вины на себя.
Судьба вновь свела Баграмяна со Сталиным спустя два года. К счастью, повод был не столь трагичный. Наступая, советские войска осенью 1944-го года вышли к Балтийскому морю. Командующий генерал армии Баграмян решил порадовать Сталина, послав ему бутылку балтийской воды. Правда, пока посылка добиралась до Кремля, немцам удалось отбить плацдарм и потеснить советские части с побережья. Сталин обо всем узнал. Когда ему вручили бутылку, заявил: «Верните ее товарищу Баграмяну, пусть выльет в Балтийское море!». Приказ был выполнен. Через несколько дней войска Ивана Баграмяна окончательно освободили от немцев побережье и пробились к Балтике. Воду полководец вылил лично, как того потребовал вождь.
Талантливый военачальник Баграмян освободил от нацистов Белоруссию, а в 1945-м ему поставили задачу взять Кенигсберг. Этот прусский город Гитлер называл «абсолютно неприступным бастионом немецкого духа». Правда, он пал на третий день после начала штурма. За блестящую операцию Баграмяна наградили орденом Суворова I степени.
Несмотря на все тяготы войны, Баграмян оставался добрым и щедрым человеком. Еще в 1943-м, в одной из деревень Калужской области солдаты нашли 10-летнего паренька, Афоню Фирсова, который прятался от взрывов в доме. Полководец оставил его при своем штабе, отправив затем в Калининское суворовское училище. Встретились они уже на Параде Победы в июне 1945-го. Баграмян возглавлял сводный полк 1-го Прибалтийского фронта, а его бывший подопечный представлял лучших суворовцев. Афанасий Фирсов впоследствии стал военным, часто бывал в гостях у Баграмянов и называл маршала своим вторым отцом.
После окончания войны Иван Баграмян получил заслуженную долю славы. Он командовал войсками Прибалтийского Военного Округа, занимал должность заместителя Министра обороны СССР. А в 1955-м ему присвоили звание Маршала Советского Союза.
Как только у маршала Баграмяна появлялось свободное время, он зачастил на ипподром. На бега, так же, как и на футбол, Иван Христофорович часто брал с собой внука. Иван-младший вспоминал: «У нас в семье был вечный спор. Мы с отцом болели за «Спартак», а дедушка вечно разрывался. С одной стороны, он как военный должен был болеть за ЦСКА, но душой он все же переживал за родной «Арарат».
Еще одно занятие, которое Баграмян никогда не пропускал — приготовление шашлыков. С утра полководец лично посещал рынок, долго выбирал мясо. Затем замачивал баранину по собственному рецепту. На маршальские шашлыки семья собиралась на даче в подмосковной Баковке. Баграмяны славились своим радушием, поэтому их загородный дом был всегда полон гостей.
В 1977-м маршал сумел победить смерть. После ухода супруги он сдал, старался бывать в одиночестве на даче. И вот заболел сам: перестал ходить, узнавать родных, его речь стала бессвязной. Медики разводили руками. Но вдруг вернулась память, восстановилась речь. Баграмян прожил еще пять лет, скончавшись в ноябре 1982-го.
Так ушел последний из маршалов, командовавших фронтами в Великой Отечественной войне. В памяти людской Иван Баграмян навсегда останется человеком, который стал военным, пытаясь защитить свой родной армянский народ от геноцида. В память о нем в столице Армении — Ереване назван проспект, на котором расположены резиденция президента страны и Национальное собрание.