Важная часть культуры любого этноса — национальная музыка, которую невозможно представить без народных инструментов. У армян их множество, но воплощением утонченности по праву можно считать струнный щипковый канон.
Его яркий популяризатор Цовинар Оганисян — музыкант, почетный доктор Всемирной ассоциации исполнительских искусств, дирижер, композитор, специалист по армянскому канону, заслуженный педагог Республики Армения, а также лауреат медалей «Педагогическая слава» и «Григор Нарекаци».
С инструментом она познакомилась еще в детстве, обучаясь самостоятельно. Окончила класс Алвард Мирзоян, одной из выдающихся профессоров-канонисток. Сегодня же профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса делится мастерством с молодежью.
Цовинар Оганисян — автор 27 книг. Ввела новый метод игры на каноне, которому обучает как на родине, так и за границей. Благодаря ее труду, этот народный инструмент становится весьма популярным по всему миру.
С музыкантом мы обсудили, как канон появился в армянской музыкальной культуре, каковы его отличия от арабского кануна. Цовинар рассказала о секретах игры на инструменте, деталях его строения и их влиянии на звукоизвлечение.
Когда вы «заболели» музыкой? И почему выбрали канон?
— Я с трех лет самостоятельно играла. Начала посещать музыкальную школу рядом с нашим домом в Гюмри. Преподавала мне Лаура Меликян, которая и по сей день снабжает блестящими кадрами. Одновременно училась игре на пианино и на каноне, но последний одержал вверх.
Педагог была очень преданной искусству. Возможно, я обидела своим решением учителя по пианино, но выбор был сделан в пользу этнического инструмента. Как-то в телепередаче я увидела Анжелу Атабекян — народную артистку Армянской ССР. Была приятно поражена. И мы с мамой решили, что я буду заниматься музыкой профессионально.
Несмотря на то, что я обожаю природу и хотела стать геологом, все-таки заниматься музыкой было перспективнее. По совету мамы я ей себя и посвятила. С детства у меня были комплексы, не могла играть при большом количестве людей. Мир музыки для меня открывался, когда я оставалась одна. Со временем этот страх исчез.
Вы помните ваше первое знакомство с каноном?
— Знакомство как раз и случилось при просмотре передачи с Анжелой Атабекян. Ее игра оставила неизгладимое впечатление. А уже потом, когда посещала школу, у педагога занимались двое учеников чуть старше меня. От их игры я также была в восторге. Поначалу у меня не имелось собственного инструмента, их специально заказывали у мастеров — фабричные производили со значительными изъянами. Слава богу, сейчас все изменилось.
Расскажите, пожалуйста, об истории канона.
— Канон очень красивый инструмент, правда история его весьма размыта. Он распространен и у других народов. Турки в ЮНЕСКО уже зафиксировали его за собой, греки утверждают, что канон изобретен на основе эллинского кнара, мы, армяне, как всегда молчим.
Известно, что в III-II веках до н. э., когда в палатах царей присутствовали музыканты и танцовщики для развлечений, использовался инструмент, очень похожий на канон. В Матенадаране хранится манускрипт, где написано, что некая Варцак Назеник играла «երգեր ձերամբ», что в переводе означает «петь рукой».
По сей день идут дискуссии, что это означало: она была танцовщицей? Непонятно, что означает словосочетание «петь руками». И мы думаем, что, возможно, речь шла об игре на каноне. Этими вопросами должны заниматься исследователи-теоретики музыки, чтобы у нас появились весомые теоретические знания. Мовсес Хоренаци, Бюзанд также оставили упоминания в своих записях, датируемые IV веком, об армянских струнных музыкальных инструментах.
Систематизированной истории о каноне, к сожалению, у нас нет, только обрывки. Раньше музыка, как и все творчество, передавалась устно, никаких нот не сохранились. В Армению канон был доставлен еще из Киликии и, скажу честно, многое было потеряно. Вид музыкального инструмента удалось воссоздать с картин на надгробных камнях, из иллюстраций, которые сейчас хранятся в Матенадаране.
Расцвет канона произошел в советское время, когда всю информацию начали собирать и фиксировать. Мы играем на нем любую музыку: армянскую народную, классическую, даже джаз. Любой инструмент требует постоянного развития, чтобы он оставался актуальным. Искусство всегда требует новизны, при этом сохраняя проверенные временем сокровища.
Особенность армянской музыки заключается в ее монодии, в отличие от грузин, славян и традиций других народов. Здесь одна мелодия. Звук настолько богат и глубок, что ничего дополнительного не требуется. В советский период существовала очень хорошая школа канона. Однако, если оставить все как есть, дети не захотят даже притронуться к инструменту.
На востоке многие века на каноне играли только мужчины. Изначально женщинам физически было тяжело. Но в советское время Анжела Атабекян своей харизмой и игрой обольстила многих. В ансамблях все еще играли мужчины, но количество женщин-канонисток резко возросло. Сегодня парни, мужчины совсем не играют на каноне, лишь единицы.
А с чем связано женское увлечение каноном?
— Скорее всего, с женственным образом Анжелы Атабекян. Если порассуждать, то инструмент очень тяжелый и большой, мужчине намного легче играть на нем. Однако нежность в движениях пальцев могла стать причиной того, что канон стал больше женским инструментом.
Вот и остались только единицы мальчиков. Кстати, тенденция эта распространилась и в арабских странах. Уже сегодня их девушки также заинтересовались каноном и начали учиться играть на нем. У меня у самой были студентки из Ирана. Интересно, что у них канон считается буквально святым, его даже на пол запрещается ставить.
А чем отличается армянский канон от арабского кануна?
— У последних инструмент изобретен согласно их традиционным звучаниям, у армянского — более низкие тоны. Комитас в свое время «очистил» национальную музыку. В нашей не было таких низких тонов, поэтому по строению наш канон и отличается.
Раньше инструмент имел 24 звука, сегодня стандарт – 26. Часть полутоновых держателей убрали, сделали дионотоническим, так как держатели мешали в исполнении многих произведений, зато увеличился диапазон. На армянском каноне можно получить любой штрих, что позволяет играть музыку всех жанров.
Арабский канун больше по размеру за счет количества полутоновых держателей. А вот мы свои упростили, ибо менять их постоянно в ходе исполнения весьма тяжело. Кстати, им исполнять нашу музыку на арабском кануне тоже не просто. Оттуда мне часто пишут, спрашивают, как я обучаю детей так играть на каноне, какие упражнения делаем.
Я чувствую схожесть с арфой: и в звучании, и в строении.
— Вы правы. Арфа лежит в основе, как и сантур и другие струнные инструменты, которые после средних веков эволюционировали и превратились в то, что мы имеем сегодня.
Канон весьма востребован в современном мире. Традиция выхода невесты из отцовского дома не проходит без исполнения произведений на каноне. Кроме того, инструмент очень достойно представлен на международных конкурсах. На Дельфийских играх, к примеру, канон всегда брал золото.
С какими инструментами созвучен канон?
— С любыми. Очень гармонично звучит с удом, блулом, струнными и духовыми инструментами. Правда, последние на порядок громче канона.
А каково строение канона?
— Это струнный щипковый инструмент. Раньше его струны делали из кишечника животных. Однако из-за того, что полутоновые быстро изнашивались, их сменили на леску. Основа — из абрикосовых деревьев, ореха или ели.
Когда лицевая сторона изготовлена из хвойной породы, то инструмент звучит более мягко, из ореха — звонко. При записи музыки в студии еловый инструмент также мягок, но для игры на сцене лучше использовать ореховый.
Кроме того, разные части канона создают из различных пород деревьев, что также влияет на звучание. На лицевой стороне инструмента вы видите высеченные узоры и дыры — это не просто для красоты. Их расположение и размер также важны — они играют роль резонатора: чем больше таких дыр, тем звучнее инструмент. А закрытый инструмент звучит тише, приглушает.
Мастера украшают музыкальные инструменты традиционными узорами, которые копируют на основе манускриптов Матенадарана. Не каждый может высекать так тонко и красиво. Апрес Ваноян — один из исключительных мастеров, их сейчас единицы. В молодости я мечтала о каноне от Акопа Ерицяна, но сыграла только после его смерти в посвященном мастеру фильме.
Как играют на инструменте: подушками пальцев или ногтями?
— У нас есть специальные напальчники и плекторы (медиаторы), но пальцами тоже играем. Раньше было принято перебирать струны только указательными и большими пальцами рук. Я же ввела новую технику игры — всеми пальцами, чтобы охватить больше струн и звуков.
В свое время, как вы отметили, вы играли джаз на каноне. Как сегодня сочетать канон с современной музыкой, чтобы он оставался актуальным?
— Канон и сегодня актуален, потому что мы постоянно его по-новому представляем. Джаз я играла в конце 90-х, тогда не так позитивно отнеслись к новизне. Да и в советское время существовали ограничения, запреты на творческую деятельность.
Устоявшиеся каноны ограничивали мысль. Например, принимали детей только с 9 лет, а сегодня с 5 лет учатся. Если есть трудолюбие, талант, желание, то в чем проблема? Тогда было обязательно держать инструмент на ноге, накинутой на ногу. Сегодня — нет, играй как удобно. Изначально критиковали игру джаза на каноне, но потом сами же начали так играть. Новизну всегда критикуют, но стоит ей «отстояться» — все повторяют.
Каким вы видите будущее канона?
— Когда я смотрю на наших учеников, то понимаю, что будущее канона велико. Если молодежь в век технологий взяла канон «за руку», то точно все будет хорошо. Иногда даже я говорю, чтобы не продолжали профессионально заниматься каноном, музыкантов очень много. Но никто не отказывается. Это решения самих учеников, у которых действительно блестящее будущее.
Мои воспитанники бывали на международных конкурсах и шоу. Так на российском «Лучше всех» с Максимом Галкиным выступала наша Мэри Мусинян. Дети так хорошо представляют канон, что иностранцам, никогда не знавшим об Армении, приходится узнавать о нашей стране.
С Нареком Казазяном же готовили его выступление на Евровидении 2012. Мы с ним разучивали новые штрихи. Для детей издавали мало книг по канону, поэтому я сама написала для них много нового.
У меня есть студентки, которые исполняют больше массовую музыку — тренды, саундтрек и тд. Это не мой стиль, но они выбрали свой метод подачи. В Дубае часто тоже зарабатывают мои студенты, там хорошо платят.
Наша задача — непостижимое доносить до слушателя. И, главное, все получается!
Фото: Цовинар Оганисян, armmuseum.ru
Читайте также:
Абрикосовое чудо. Дудук — символ армянской идентичности