В сегодняшнем выпуске «Прослушки» легендарный армянский джазмен, пианист, композитор Левон Малхасян и его джазовый клуб Malkhas Club.
Левона Паруйровича награждали многими лестными эпитетами, вплоть до основателя армянского джаза — сам он к таким описаниям относится скептически, так как музыкальный жанр в Армении существовал и до его рождения.
В 1963 году Левон Малхасян основал первый в Армении малый джазовый состав, в 1985 году провел первый армянский джазовый фестиваль «Джазовая Панорама». Впоследствии он организовывал несколько международных джазовых фестивалей, тем самым, с одной стороны, знакомя армянских слушателей с джазом, а с другой — открывая армянским музыкантам дорогу на мировую сцену.
Ему много раз предлагали переехать в Европу и США, но он всякий раз отказывался уезжать из любимого Еревана — как он сам говорит: «Если я уеду, то кто останется?».
До 2005 года Левон Малхасян регулярно выступал в знаковом для армянского джаза кафе «Поплавок», а затем открыл собственный клуб Malkhas, где выступает большую часть дней в неделю. Находится он в центре Еревана на Пушкина, 52 — на месте бывшей жилой квартиры и подвала.
Интерьер создал архитектор Айк Варданян — с тех пор антураж внутри остается неизменным, ни одна деталь не претерпела изменений. Стены увешаны фотографиями знаменитостей, посещавших Malkhas Club, и расписаны теплыми словами в адрес клуба на разных языках мира.
Рядом со входом можно увидеть работу американской художницы, которая сделала свою инсталляцию на основе слепка рук Левона — лампочка между ними символизирует свет, исходящий от музыки маэстро.
С момента открытия клуб пользуется популярностью — концерты здесь проходят каждый вечер. В 21:00 начинают играть молодые армянские исполнители, а с четверга по воскресенье после полуночи на сцену выходит трио Малхасяна — вместе с ним уже 18 лет выступает контрабасист Никогайос Варданян (читайте интервью с ним по ссылке) и 16 лет барабанщик Арам Геворкян.
Вечер в Malkhas Club не похож на обычное посещение концерта — здесь атмосфера больше напоминает храм джаза: молодые музыканты играют 3 часа, а после них вначале под звенящую тишину, а затем бурные овации выходят ветераны армянского джаза с еще одним полноценный сетом.
Нам удалось немного пообщаться с Левоном Малхасяном перед его выходом на сцену. К сожалению, у маэстро не было времени для большого интервью, но мы успели узнать об истории армянского джаза и его мечтах.
До вас в Армении были большие джазовые составы, а вы первый сделали малый — почему?
— В малом составе можно самовыразиться очень четко и интересно, потому что в большом так долго солировать никто не будет. В начале 60-х годов я, будучи студентом, сделал в стенах Института русского и иностранных языков им. Брюсова джазовое трио: контрабас, ударные, фортепиано.
Это было первое трио, и потому очень ошибочно меня называют основателем армянского джаза. Я говорю: «Слушайте, вы что, с ума сошли?». У меня дома есть афиша, пожелтевшая, полуразорванная, 1938 года, на ней написано «Джаз-оркестр Армении. Художественный руководитель Артемий Айвазян» — это было начало.
После него эстафету взял Константин Орбелян, народный артист СССР — около 40 лет он руководил этим оркестром.
Государственный джаз-оркестр был задолго до меня, но кроме него у нас позже был большой бэнд радио и телевидения. Руководил им Мартын Вартазарян, потом Мелик Мависакалян. Затем был большой джаз-бэнд в государственном цирке.
Около 3-4 больших составов работали до начала 60-х годов.
После моего трио, как грибы, начали вырастать малые составы — были талантливые пианисты, которые собирали их вместе со мной. Мы даже сделали городской джазовый фестиваль в стенах Брюсовского института — организовали вместе с одним из больших любителей джаза, совершенно прекрасным писателем, публицистом Арменом Ованесяном. И пригласили на событие эти малые составы — их набралось около 12.
После этого пошло-поехало. Наше трио превратилось в квартет — через два года к нам присоединился блестящий саксофонист Александр Закарян. Барабанщиком был Армен Тутунджян по кличке Чико. Контрабасисты менялись все время — у нас был и Аксель Бакунц, и Артур Абрамян, и Ерванд Ерзинкян, который сейчас руководит Большим оркестром радио и телевидения.
Мы начали гастролировать — в 1970 году первый джазовый фестиваль в Куйбышеве, нынешняя Самара. Там наш квартет выиграл Гран-при, саксофонист взял приз лучшего саксофониста, а я разделил звание лучшего пианиста с очень хорошим музыкантом из Одессы. После этого нас начали приглашать.
Поскольку в Ереване уже было много малых составов, мы в 1985 году решили провести Всесоюзный джазовый фестиваль. Позвали музыкантов из около 18 городов Советского Союза: были и Москва, и Ленинград, и Тбилиси, и Баку, и Ташкент — прекрасный состав был. Событие длилось три дня — оно проходило в Ереване в зале оперного театра им. Спендиарова.
В 1986 году мы повторили его. В это время здесь гастролировал голландский диксиленд из 10 человек, и они тоже участвовали в нашем фестивале, так он получил международную окраску.
А мы с этим квартетом побывали на очень многих джазовых фестивалях. После Самары были в Воронеже, Тбилиси, Одессе, Харькове, Москве и так далее. Нас начали узнавать.
Джазовый жанр начал жить — то есть, он уже жил с 1938 года биг-бэндами, но где-то с 60-х годов начал очень активно занимать свое достойное место в СССР.
Два всесоюзных фестиваля, на которых побывали очень много городов, получили широкую огласку. Например, в «Комсомольской правде» написали, и даже такая партийная газета, как «Правда», напечатала коротенькую заметку «В Ереване состоялся всесоюзный джазовый фестиваль».
Джаз в Ереване получил очень серьезное распространение еще и благодаря репатриантам, которые приезжали сюда из своих насиженных мест. Они привозили джазовые виниловые пластинки, музыку, которой здесь не было — тогда была только одна фирма «Мелодия» во всем Советском Союзе, которая выпускала пластинки.
Как джаз продолжил развиваться в Армении после распада СССР?
— В 1996 году, после землетрясения, войны и так далее мы решили сделать международный джазовый фестиваль — провели его в 1998. Позвали из США всех суперзвезд, которые еще были живы. Были составы из Словении, Франции, из разных республик бывшего Советского Союза. Сделали 5-дневное мероприятие в оперном зале — оно прошло очень здорово, резонанс был офигенный.
Музыканты, которые приезжали, устраивали джем-сейшены с нашими талантами — они слушали армян, и самых лучших приглашали к себе на гастроли, джаз-фестивали, записи. Это тоже не могло не отразиться на качестве и популяризации джазового жанра в Ереване.
После 1998 года приезжал блестящий американский состав New York Voices, где были 2 певицы и 2 певца, и джазовый квартет блестяще им аккомпанировал. Они выступили в последний день джазового фестиваля, и одна из этих двух певиц была армянка — Ким Назарян. Кстати, я через нее и договорился о концерте этого коллектива.
Кроме них я тогда позвал также нью-орлеанских ветеранов, которые тоже играли здесь, и обалдели совершенно, говорят: «Слушай, в таком маленьком городе так много джазовых музыкантов». Они специально пришли на день, когда выступали наши армянские джазмены.
В 2000 году мы позвали одного из лучших джазовых композиторов и пианистов Чика Кориа со своим составом Origin.
Ну а дальше не буду перечислять — я сделал уже штук 7-8 международных фестивалей.
Как создавался Malkhas Club?
— Очень просто — мы вместе с моими друзьями построили этот клуб. Год ремонтировали это дело.
Расскажу вам про три свои мечты.
Первая. Я родился и вырос в Ереване — никогда нигде не жил кроме него. И моей мечтой было попасть в США. Так сказать, в ближнем бою посмотреть, на правильном ли я пути или нет — по джазу я имею в виду. Это случилось первый раз в 1990 году — я попал не в армянский Лос-Анджелес, а в Нью-Йорк и Вашингтон. Естественно, побывал почти во всех джаз-клубах в этих городах, где можно было послушать суперзвезд. Она осуществилась.
Вторая. В моем городе, где я родился и вырос, организовать джазовые фестивали — о них уже частично вам рассказал. Это получилось у меня раз 7-8, и я продолжаю эту традицию.
Третья. Иметь клуб. Он был создан 18 лет тому назад — день рождения в декабре этого года.
Фото: архив Malkhas Club
Читайте также:
- «Самый большой талант — любить человека» — джазмен Никогайос Варданян с 38-летним стажем
- «Для артиста очень важно делиться той музыкой, которая здесь и сейчас» — виолончелистка Ульяна Волкова