В рамках рубрики «Прослушка» на фестивале Dilirock мы поймали и пообщались с фронтменом и основателем инди-рок группы «Спасибо» Раселом Рахманом и барабанщиком Павлом Еремеевым.
Коллектив появился в 2013 году в Москве. В своем творчестве музыканты смешивают шугейз, инди-рок, дрим-поп, пост-панк, краут-рок, психоделик-рок. За прошедшие десять лет группа успела выпустить 5 полноформатных альбомов и найти свою преданную аудиторию.
Парни недавно вернулись из небольшого тура на 4 страны, а в Дилижан Расел и Паша приехали со своим новым павер-дуэтом Jesss.
Сегодня, 27 июля в 21:00, в TUF состоится последний концерт ереванского периода группы «Семинар», в составе которой играет Расел. А 3 августа в том же баре пройдет Atmospheric Pressure Fest — это событие он организовывает сам.
Привет, Расел, привет, Паша! Вот мы с вами в Дилижане — как вам фест, как он проходит у вас?
Расел: Привет, мистер Сох, все круто!
Мы сейчас где-то у реки.
Расел: Да, мы около ручья и толчка с пивом в руке.
Отлично! Ваш дуэт Jesss недавно образовался, но уже успел поиграть на Duo Booster Fest в Ереване и в Тбилиси. Откуда такой формат, ни один басист с вами не захотел играть?
Расел: Да-да, мы воняем *смеется*. Не, мы давно решили, что хотели вдвоем, так проще, удобнее сочинять песни.
Вдвоем всегда проще.
Расел: Да. Мы так давно играем вместе, сыграны, были какие-то демки, и вот решили попробовать, и почти сразу все пошло, полилось — все это так легко и непринужденно дается, что мы кайфуем.
Бас-гитариста не звали ни разу?
Расел: Нет. Наоборот, максимум были рассуждения у Пашка, что нужны еще слои — я все время говорю, что не надо никого. Мне очень нравится идея дуэта, потому что когда играешь в группе, все время дикий заеб нас куда-то привезти, куча бабок, потом на всех делить — нахуй надо. Вдвоем удобно, мы приехали…
Приехали в Дилижан.
Расел: Да, мы супермобильные, очень удобно.
Поговорим о недавнем туре группы «Спасибо».
Расел: Это был небольшой тур — Ереван, Тбилиси, Батуми, Стамбул, Нови-сад.
Самое главное событие — фестиваль Exit в городе Нови-Сад, да? Разъеб был?
Расел, Паша: Был, был полнейший.
Какое самое запоминающееся выступление?
Расел: Ереван и Exit.
Паша: Да, соглашусь.
Расел: В Тбилиси и Батуми Пашок не доехал, его не пустили в Грузию.
Почему, Пашок, тебя не пустили в Грузию?
Паша: Я не скажу *смеется*. Это какая-то ошибка, и вообще не говорят, почему меня не пускают, говорят, идите выясняйте в консульстве в Тбилиси.
Отличается публика от страны к стране или везде плюс-минус одинаково?
Расел: Отличается по процентному соотношению местных и экспатов. Основная аудитория, которая везде приходит, — это россияне, которые слушали нас и раньше. Но очень приятно, что в Грузии мы всегда подтягиваем местные группы с нами сыграть, приходят грузины и нам кидают респекты. В Армении вообще дофига армян приходит на концерты — нас уже полюбило какое-то количество людей, которые нас до этого не знали. В Турции много турков приходят на концерт, и в Сербии тоже дохуя сербов. Сейчас мы играли еще на фесте, там со всей Европы приехали — у нас была внушительная толпа перед сценой, и все кайфанули. Мы слышали очень много приятных отзывов о нашем сете.
Вы играли на главной сцене фестиваля?
Расел: Не, на главной сцене играли Prodigy, у них было 40 тысяч человек.
Кого удалось послушать?
Расел: Мы послушали Viagra Boys, Prodigy, Wolfbrigade, группу Ploho сходили поддержать, потому что они играли параллельно с Prodigy и им было очень непросто, но они молодцы. Группу Ignite мельком заценили, с Cockney Rejects дико кайфанули после нашего сета.
А два дня фестиваля мы пропустили, потому что это человекодавка, человейник — в нем находиться очень тяжело, и наша психика не выдерживала после очень тяжелого тура с кучей неурядиц.
Какие это неурядицы были?
Расел: Например, играли на веранде бара TUF — две барабанные установки на новоиспеченной сцене без шатра, покрытия, в этот день обещали дождь. Еще рядом были жилые дома, и посреди нашего сета пришла соседка и сказала: «Заканчивайте». Но с ней удалось договориться ребятам из TUF и Camerata. Я тоже включил свое обаяние и дипломатические способности, пытался подарить ей винил и вписать на концерт — она похихикала и разрешила нам доиграть до конца.
И поехала в тур потом с вами.
Расел: Да, прекрасная женщина 60 лет.
Все-таки в основном ходят релоканты?
Расел: В процентом соотношении, думаю, да, конечно. На Exit вообще сложно было, может 50/50. Непонятно, потому что сербы похожи на русских.
Какие были ебанутые ситуации в туре помимо соседки?
Паша: Авиакомпания FLYONE жестко два раза подставила меня. Оба раза, когда вылетал из Еревана, они на сутки вперед перенесли рейс — мне пришлось покупать еще один билет прямо в аэропорту в два раза дороже. И в обратную сторону на двое суток перенесли, и я застрял в Стамбуле.
Красиво. Что делал там?
Паша: Я просто вписался у друга, который нас приютил, когда мы с концертом приезжали. Я купил еще один билет запасной на всякий случай, потому что думал, вдруг еще на несколько суток перенесут. В итоге улетел.
Не в этом туре какие жесткие ситуации были?
Расел: Лучше про этот тур рассказать, потому что он один из самых ебанутых, которые у нас были. У нас общие траты сумасшедшие вышли, и получилось в маленький плюс выйти в итоге.
Мы чудесным образом и нашими талантами и опытом вывезли, и спасибо всем, кто нам помогал, а нам помогала хуева туча людей. Многие нам помогали бесплатно: вписывали, кормили.
Мы делали совместно с «Камератой», считай, делали пополам — ребята тоже молодцы, очень круто вывозили, потому что было очень много проблем. Были уверены, что будем в минусе, в конце посчитали, получился плюс, мы такие: «Ебать». Потому что у одного Пашка было сколько билетов…
Паша: У меня было 8 билетов, 4 лишних билета было куплено.
Расел: Суммы какие-то нереальные — билеты на все самолеты, даже у нас, у кого не откладывали рейсы, стоили очень дорого.
Паша: Они стоили в два раза дороже, чем зимой.
А не в этом туре, ты вот с акустикой летал в Казахстан.
Расел: Это вообще пиздец, кому интересно, скину в личку свой стендап, с которым я выступил.
По итогам этого тура я решил уехать из Еревана в Белград, Пашок вроде тоже надумал. Мы поедем делать там новый альбом «Спасибо», будем пробовать там себя найти.
И я на прощание по-любому сделаю творческий вечер, попрощаюсь с Ереваном. Думаю, это будет в октябре или в декабре — спою акустику и, думаю, расскажу полноценный стендап.
Паш, ты уже покидал группу «Спасибо». Почему уходил?
Паша: Это был 2021 год, мы записали последний альбом «Терпение» в две барабанные установки с Кастетом (барабанщиком группы «Спасибо»). И, получается, мы играли с 2018 в две установки.
Расел: Да, три года. Мы выпустили «Навсегда», и на фестивале «Боль» ты первый раз сыграл в 2018.
Паша: По итогу создания этого альбома мне показалось, что две установки уже не в тему, изжили себя, плюс накопилась усталость, захотелось почиллить. Вот и починил. Теперь нас судьба свела с Раселом здесь и все — можно больше не чиллить.
Расел: Пашок еще все время ходил на наши концерты. И когда мы снова начали играть, он такой: «Блин, я скучал по этому дерьму» *смеются*.
Год назад у вас вышел совместный трек «Подорожник» с HARAJIEV SMOKES VIRGINIA. Особенно текст впечатляющий, лично меня он зацепил. Планируете ли вы сейчас делать новые релизы?
Расел: Мы с Пашком здесь начали сочинять новое «Спасибо», пока придумали 1,5 трека. Один трек мне безумно нравится, уже пытаюсь наклевать текст — каждый день хожу, пытаюсь петь. Пока что кажется, что будет что-то супероткровенное, достаточно злое. Основная наша цель приезда в Белград — думаем, что воссоединимся с группой и будем делать альбом.
Паша: Да, у нас просто гитарист Игорь живет в Белграде.
Расел: И нам там очень понравилось, там куча наших друзей. Мы Jesss там продолжим, нас уже зовут поиграть.
Как вам живется и жилось в Армении? Вы благодарны этой стране?
Расел: Безусловно, очень сильно благодарны. Нам встречалось огромное количество потрясающих людей, отличная природа, но, к сожалению, были и абсолютно ужасные ситуации здесь. И отрицать, что здесь, так же как и везде, есть чудовища, беззаконие и какие-то ублюдки, тоже нельзя.
К сожалению, здесь есть много ужасных вещей типа гомофобии и так далее, есть хамы, невоспитанные. Гопники и мусора — они везде гопники и мусора.
Думаю, в Сербии они тоже будут.
Расел: Надеемся, что мы с ними потусуемся, потому что мы тоже гопники и мусора *смеются*.
Надеюсь, что их там будет не очень много. Просто здесь, к сожалению, были ужасные стычки с гопниками и с ментами — абсолютно несправедливые, беззаконные.
С полицией какие были истории, если не секрет?
Расел: Меня побили здесь во время рейда в клуб. Полностью обыскали, ничего не нашли, избили, 10 часов пытали (прим. ред — мы не можем расспрашивать об этом деле подробнее, пока идет следствие).
Жесть. Вернемся все-таки к хорошей Армении. Как бы вы оценили свой прогресс в изучении армянского языка?
Расел: С нуля до 15 слов, типа того.
Паша: Да, я ходил на бесплатные курсы 3 раза и что-то там подучил. Мне в целом очень нравится Ереван и все замечательно, у меня хорошая точка, где я живу, близко к центру.
Есть ли у вас тоска по родине или скорее есть ощущение, что родину отняли?
Расел: Абсолютно точно ощущение, что родину отняли. Я безумно люблю Россию и Москву, и какое-то время я не скучал и очень любил Ереван. Потом я стал очень сильно скучать по маме, потом у меня начались проблемы в Ереване, с жильем подставили, потом эти мусора — это сильно надломило, и я заскучал по родине и понял, что ее отобрали, что я не могу туда поехать.
Вы верите в перемены к лучшему или этот мрак беспросветный?
Расел: Не, точно не беспросветный, все дерьмо когда-то заканчивается, все конечно.
Паша: Соглашусь.
Расел: Вопрос только в том, когда. Не хочется верить, что мы не вернемся никогда домой, но такую возможность я предусматриваю, поэтому мы двигаемся, ищем себя. В Ереване все посмотрели, все супер, все классно, но надо двигаться дальше.
Расел, напоследок инструкция от тебя по поведению с бездомными собаками.
Расел: Носите шлем. Не заигрывайте с ними и, вообще, когда слушаете музыку ночью, обратите на это внимание, выньте один наушник — меня вот цапнула. Два раза кусала собака: в ногу из-за того, что я музыку слушал, потом в голову.
Может, ей музыка не понравилась?
Расел: Это уже другая собака в Тбилиси, потому что я с ней пытался подружиться.
Паша: Ты пытался улечься спать ей на пузико.
А что слушал, не помнишь?
Расел: Turnstile — Blackout, когда за голову укусила, а когда за ногу — Kendrick Lamar.
Спасибо, ребят! Хорошего Jesssa вам и нам сегодня ночью.
Фото: архив группы «Спасибо»
Читайте также:
• «С 15 лет постоянно был на гастролях, играл во множестве групп» — трубач Олег Ларионов о музыке, кинопоказах и грибах
• Участник Flat, LSD и автор музыкального подкаста Арег Арагил: прошлое, настоящее и будущее ереванской андеграунд-сцены
• Барабанщик Anacondaz и Noize MC Евгений Стадниченко о гастролях, алкоголе и запрете на въезд в Россию
• «Самый большой талант — любить человека» — джазмен Никогайос Варданян с 38-летним стажем
• «От “Гоголь-центра” не осталось ничего» — актриса театра, кино и участница шоу «Голос» Рита Крон побывала в Ереване с акустическим дуэтом
• «Музыка для нас образ жизни» — армянская регги-ска группа Puzzlny
• «Я не считаю, что задача искусства — менять мир к лучшему» — группа Kilikillers в преддверии КиШ-фестиваля