Артур Чех — молодой блогер из Латвии, который приобрел популярность благодаря мини-лекциям об искусстве. Свой медийный путь он начал в 2021-м году, выкладывая в сторис фрагменты картин с сопровождающими комментариями.
Постепенно текстовые истории превратились в видео — поначалу Чех стеснялся камеры, но страсть к созданию познавательных роликов оказалась сильнее. В итоге его контент нашел свою аудиторию. Сейчас у него более 1,4 млн подписчиков в TikTok и 108 тысяч в Instagram.
Проживая в Латвии, Артур также проводит арт-встречи и лекции об искусстве в 25-ти странах мира, в том числе и в Армении. Старается делать их доступными и интересными для разнообразной аудитории. Хотя он и изучает искусство, не любит излишние художественные термины и предпочитает делиться знаниями простым и понятным языком. Блогер считает, что самообразование — важная часть его жизни, и верит в доступность просветительских ресурсов в интернете.
Мы пообщались об искусстве разных эпох и его влиянии на мир, нестандартных жанрах, мемах и особенностях армянской культуры.
Какие творческие идеи или темы из мира искусства вдохновляют вас в настоящее время?
— Меня вдохновляют различные моменты в разные периоды, но сейчас моя главная страсть — аллегорическое искусство, особенно эпохи маньеризма. Возможно, это потому, что я нахожу в нем нечто, что меня одновременно привлекает и отталкивает. Искусство XVI века, создаваемое интеллектуальными и зажравшимися аристократами, оказало огромное влияние на формирование современной культуры. Оно строится на предрассудках, мистических представлениях и новых открытиях того времени, и я погружаюсь в исследование этой эпохи.
На данный момент я готовлю лекцию, посвященную роли магии, алхимии и астрологии в искусстве, особенно в классическом, которое обладает большей символикой — оно более наполнено сложными материями по сравнению с современным искусством. Однако я ни в коем случае не принижаю современное искусство, просто его тематика направлена немного в другую сторону.
Я также погружаюсь в миниатюрное книжное искусство, работаю с майоликой и изучаю разнообразные ковры, которые создавались для богатых аристократов. Моя деятельность, в том числе, включает анализ и интерпретацию иконографии и символов, часто черпая вдохновение из богатого литературного наследия. В целом, моя фокусировка в настоящее время направлена на искусство классической эпохи, особенно на алхимию, магию, астрологию и другие увлекательные темы.
Можете ли вы рассказать о каком-либо малоизвестном художнике или стиле, который, на ваш взгляд, заслуживает большего внимания?
— На мой взгляд, внимание общества мало привлекает, безусловно, искусство темных веков — периода Средневековья, которое, в романтическом восприятии, часто оценивается поверхностно людьми, мало интересующимися историей и культурой. Оно воспринимается как нечто аномальное, загадочное, несовершенное и недостаточно техничное. Это связано с распространенным представлением, сформированным Джорджем Вазари, что искусство должно следовать линейному пути от точки А к точке Б, чтобы достичь идеала. Что часто ассоциируется с выдающимся, фигуративным, сверх реалистическим и академическим искусством.
Однако на самом деле ситуация сложнее, и я считаю, что следует уделять больше внимания таким аспектам, как первобытное искусство и творчество малых народов, которое может быть менее известным — например, американских индейцев, Океании и отдаленных регионов Индии. Это позволит нам исследовать взаимосвязь между современным и искусством давних эпох, а также пересмотреть стереотипы, связанные с творчеством темных веков, которое может казаться деформированным, примитивным и богатым символикой.
Кроме того, я считаю, что нестандартные жанры, такие как майолика и прикладное искусство, недооценены обществом. Недавно мне попался интересный пример: когда я посетил музей Барджелло в Венеции с друзьями, мы зашли в огромный зал, посвященный керамике, майолике и другим видам росписи, но им стало скучно через несколько минут, несмотря на мое восхищение и попытки разобраться в иконографии, школах и традициях. Именно здесь вдохновлялись мастера эпохи Возрождения, барокко и раннего классицизма, и отсюда черпали образы, которые входят в наше представление о качестве и красоте.
Поэтому в моей предстоящей лекции «Магия, алхимия и астрология» я сосредоточу внимание на этих нестандартных жанрах, в них есть много интересного и ценного для понимания истории искусства.
Какое искусство имеет наибольшее влияние на современное общество и почему?
— Конечно, современное искусство, включая такие формы, как кино, фотография и документалистика. Кроме того, не следует забывать короткие видеоролики, создаваемые блогерами, так как они также являются высокохудожественными и содержат символические послания. Следовательно, они также вписываются в область визуального искусства. Современные медиа особенно важны в наше время, поскольку являются удобным и доступным форматом, который мы постоянно используем. Именно в интернете мы более ярко и подробно обсуждаем темы и проблемы, которых сегодня действительно много.
Видео-арт, блогинг и текстовые элементы, представленные на крупных биеннале, арт-фестивалях и выставках, обычно привлекают наше внимание с большей силой. Эти формы искусства открыты и прямы. В настоящее время именно видео сильнее всего влияет на современную жизнь и общество.
Можете ли вы поделиться некоторыми примерами искусства, которые вызывают противоречивые реакции или спор?
— Существуют три ключевых фактора, вызывающих контроверсии и разногласия в мире искусства.
Во-первых, это произведения, которые касаются острых социальных вопросов, таких как война, харрасмент и расизм. Например, в Латвии вызвала скандал работа, на которой религиозные фигуры, включая Христа, были изображены с половыми органами, и их пришлось снять с экспозиции.
Во-вторых, недавно в мире искусства произошли крупные кражи, включая случаи в Британском музее и других крупных институтах. Эти события подняли вопросы о системах безопасности в современных хранилищах, которые казались надежными.
В-третьих, это возвращение культурных ценностей, которые были вывезены из своих стран насильственно или несправедливо. Сейчас народы становятся все более самоосознанными и пытаются вернуть свое культурное наследие, что приводит к спорам с крупными европейскими музейными институтами.
Вот эти аспекты остаются ключевыми источниками разногласий и конфликтов в мире искусства.
Если бы вы могли вернуться в прошлое и встретиться с любым художником, кто бы это был и о чем бы вы хотели поговорить?
— Я бы не хотел возвращаться во времени и встречаться с кем-либо. У меня есть другое желание — переместиться в будущее, наблюдая, куда движется визуальная культура, и пообщаться с теми, кто только начинает свой путь в искусстве и стремится выйти на мировую арену. Я хотел бы услышать от них о своих достижениях, что они думают об искусстве и с какими препятствиями столкнулись по дороге к признанию, коммерческому успеху и авторитету, позволяющему им преподавать и делиться своим опытом. Именно этот момент максимально меня интересует.
Хотя, честно говоря, мне комфортно и в настоящее время, и я далеко не могу охватить все изменения, происходящие в мире искусства. Я не присутствую на каждой крупной выставке. В конечном итоге, мне предпочтительнее уделять внимание настоящему.
Можете ли вы поделиться историей о том, какое искусство вызвало у вас личное откровение или перемены в жизни?
— Честно говоря, искусство всегда вызывало во мне откровения и вносило изменения в жизнь. Ну, а самое значительное, что оно сделало — изменило мой взгляд на культурные явления и события. Это позволило мне смотреть на современные ситуации более лояльно, свежо и открыто.
Человеческая культура — непрерывный путь, поиск, изменение общественного договора, стремление уменьшить страдания и добиться лучшей жизни. Поэтому любое интересное и глубокое открытие в истории искусства всегда вдохновляет меня и заставляет пересматривать свое отношение к прошлому и настоящему.
Расскажите о лекции «Мемы — как искусство 21 века». В чем ее концепция?
— Это авторское исследование, которое я собрал на тему мемов как лучшего продукта визуального искусства нашего столетия. Там я подробно разъясняю, что такое интернет-мем и как он связался в нашем сознании со смехом. Как вообще юмор в культуре использовался, какие у него были цели, как менялся на протяжении тысячелетий.
И да, большую часть лекции я провожу параллели между современными мемными практиками и тем, что происходило в искусстве на протяжении многих веков. Доказывая, что мемы, которые успели впитать в себя многие качества искусства и многие способы его производства, сегодня являются одним из самых главных видов визуала.
Мне очень нравятся мемы. Я считаю, что это прекрасный знак культуры и материал для изучения культурологами, социологами, филологами, политологами и другими учеными. И эта лекция как такой один из стартов, забросов, что мы должны более подробно углубиться в изучение этого явления и по-новому на него смотреть, чтобы использовать по-разному в жизни.
На каких крупных мероприятиях приходилось выступать в Армении и как это было?
— С лекциями в Армении я, на самом деле, бываю не так часто, хотя мне очень бы хотелось участвовать в крупных государственных событиях и выступать на мероприятиях такого высокого уровня. Пока у меня была возможность принять участие только на Yerevan Wine Days, где я представил лекцию о роли вина в истории искусства, адаптировав ее для армянской аудитории.
Моя следующая поездка в Армению, возможно, состоится ближе к лету 2024-го года, и я надеюсь, что смогу снова попасть на этот фестиваль.
Искренне хотел бы поучаствовать в крупных мероприятиях в Армении, так как очень уважаю эту страну и стремлюсь быть частью ее культуры. Я нацелен на интеграцию в официальное культурное пространство — всегда открыт к новому сотрудничеству и рад получать различные предложения, связанные с Арменией.
Как бы вы охарактеризовали армянское искусство? Какое оно?
— Армянское искусство я бы охарактеризовал как что-то очень яркое и энергичное, но в то же время крайне ранимое, открытое и глубоко душевное. Я считаю, что оно выражает сложный дух народа с богатой и интересной историей.
Армяне способны переживать, рефлексировать о своей истории, задавать вопросы и выражать эмоции через искусство. В нем присутствует глубокая интимность, отражение душевных переживаний и постоянная эмоциональная рефлексия. К тому же, оно насыщено яркими цветами и мощными выражениями. Моя оценка применима не только к современному армянскому искусству, но и к его историческому наследию, включая византийское и древнеармянское.
Кого из местных творческих деятелей прошлого вы можете выделить? И почему?
— Один из армянских художников, который оказал огромное влияние на мировое искусство — это Аршил Горки. Его вклад в абстракцию и абстрактный экспрессионизм неоценим. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, связанные с Холокостом, он смог создать выдающиеся произведения искусства спустя 30 лет после переезда в Соединенные Штаты.
Вторым художником, на которого стоит обратить внимание, является Мартирос Сарьян с его символизмом, экспрессионизмом и фавизмом. Работы мастера отличаются яркими цветами, обнаженными геометрическими формами и глубокой душевностью.
Еще одним значимым художником является Минас Аветисян, известный своим гагинизмом. Его произведения характеризуются выразительностью, энергетикой и тонким лиризмом.
Эти три деятеля сделали огромный вклад в мировое искусство и продолжают вдохновлять новое поколение художников.
Что скажете о современных представителях армянской культуры?
— Я не могу назвать конкретных современных культурных деятелей в Армении, считая их самыми значимыми и влиятельными, так как мои знания армянской культурной сцены ограничены. Однако у меня есть небольшая связь с художниками из «Арт-квартала» в Ереване, такими как Серас Агаманьян и Гай Казначан. Их творчество оставило на меня глубокое впечатление, особенно серия Сераса Агаманьяна на тему войны ХХ века, которую я считаю одним из великолепных армянских произведений.
Также я сотрудничал и дружу с Mtqaran, образовательным пабликом, посвященным армянской культуре и событиям. Арам и Артур — два замечательных человека, с которыми я всегда с нетерпением жду встречи при поездках в Ереван.
Насчет самой влиятельной культурной институции в Армении не могу дать определенного ответа. Однако я надеюсь познакомиться поближе с разнообразными представителями армянской современной культуры, укрепить связи и, возможно, внести свой вклад и помощь в поддержку и развитие этой удивительной страны.
Фото: архив Артура Чеха
Читайте также:
• «Здесь можно все» — первый Центр Современного Экспериментального Искусства