Студии керамики пользуются популярностью в наше время. В эти творческие лаборатории можно прийти без инструментов и «с нуля» — мастер вас всему научит. При желании и упорстве, хобби может перерасти в собственный бренд и начать приносить доход.
LAM ceramics открыли Лиза, Макс и их друг Артем (сейчас он учится в Германии), которые переехали в Армению весной 2022-го. Это уютное пространство с чаем, печеньками и кошечками находится недалеко от метро «Еритасардакан». В студии проводят индивидуальные и групповые занятия, а также тематические мастер-классы. Готовую продукцию можно забрать спустя 2-3 недели. Тем, кто в Ереване проездом, отправят керамику транспортной компанией по указанному адресу.
Ребята делают акцент на качестве и сами поставляют все материалы из Европы. Также работает шоу-рум, где можно приобрести изделия от локальных мастеров.
Мы встретились с основателями проекта и поговорили о процессе создания маленьких шедевров, 3D-принтерах для изготовления керамики, участии в маркетах и о том, сколько у них гостит пушистых.
Расскажите немного о себе. Откуда приехали, чем занимались до этого и как возникла идея открыть LAM?
Макс: Мы приехали сразу после начала войны из Москвы. Лиза в последние годы очень много занималась керамикой.
Лиза: Я привезла с собой гончарный круг в чемодане — надеялась, что здесь найду студию, в которой будет можно поработать. Часто распространенный вариант, когда ты берешь в аренду метр на метр, ставишь круг и можешь работать. Но я не смогла найти такое место и два месяца просто ничего не делала.
Затем мы пополам с одним мастером сняли небольшое помещение в TUF на третьем этаже. Это была не совсем гончарная студия, а скорее мастерская, где совсем мало места — стол, гончарный круг, печка.
Макс: Когда мы приехали, здесь была одна большая студия — Terracotta.
Лиза: У них несколько помещений в Ереване, там проводят много детских мастер-классов. На тот момент у них не было коворкинга, не знаю, есть ли он сейчас. То есть можно было принести свои изделия на обжиг, но самому поработать нельзя.
Макс: Мы обнаружили, что здесь практически невозможно купить материалы. Есть только один магазин, который продает глину для керамистов. И не очень подходящую для того, чтобы делать посуду высокого качества, которую можно будет ставить в посудомойку, СВЧ. Материалов на высокие температуры обжига и печей для них не было.
Как вы решили эту проблему?
Лиза: Мы стали дистрибьюторами немецкой глины Goerg&Schneider — сейчас сюда завозим и продаем. С ней можно делать что-то интересное, экспериментировать. Благодаря ее качествам, она выдерживает вообще все.
Макс, а ты был как-то связан с керамикой до этого?
Макс: Нет, я только сбоку припеку. Конечно, знал что-то до того, как мы сделали свою студию, но основные знания пришли после. Я работаю в IT, в продуктовой команде.
Вы не только керамическая мастерская? Кому вы рады и открыты?
Макс: У нас есть керамическая мастерская с коворкингом для мастеров — к нам можно прийти поработать самому. Также мы открыты для мастер-классов — мы поняли, что это довольно востребовано. Сейчас предлагаем проводить у нас мероприятия не только керамистам.
Например?
Макс: Например, у нас несколько месяцев проводили занятия по вязанию ребята из «Рисования с пивком».
Лиза: Также проводили мастер-класс по изготовлению украшений, планируем по валянию из шерсти.
Макс: Еще у нас есть шоу-рум — мини-магазинчик, в котором мы продаем работы керамистов и не только.
Лиза: Любой мастер может нам написать и принести свои товары. Мы посмотрим, и если нам обоим будет интересно, то обязательно договоримся. Керамика, открытки, свечи ручной работы, украшения, косметика.
Перейдем непосредственно к керамике. Какие существуют виды и с чего лучше начать?
Лиза: Видов глин, с которыми работают, очень много. Есть самокопные глины, из которых часто делают скульптуры. Но это тяжело, потому что нужно накопать, очистить и так далее.
Есть низкотемпературные глины — температура обжига от 850 до 1050 градусов. Они хорошо подходят для декоративных вещей, то есть для подсвечников, ваз. Но есть нюансы. Этот материал не самый долговечный — часто могут пойти какие-то трещинки, сколы. Они плохо реагируют на перепады температур. Но у нас есть и низкотемпературная масса, которая часто используется для обучения. Если учиться на круге, то вы все время что-то крутите, потом режете — низкая глина для этого вполне подходит.
Высокотемпературная глина — это обжиг при 1200-1300 градусах. C ней лучше всего работать, если хочется делать посуду.
Я человек, который никогда не занимался керамикой. Вот прихожу к вам и говорю, помогите.
Лиза: Керамика очень сильно затягивает. Часто люди приходят на один мастер-класс и дальше начинают втягиваться — им хочется пробовать что-то новое, делать эксперименты. Я рекомендую начать с группового занятия, но если есть своя оформленная идея — например, какая-нибудь ваза — то прийти на индивидуальное. Самое простое с чего можно начать — это тарелка. Также часто делают чашки.
Макс: Материалы в этом плане не особо важны, и большой разницы нет — научиться лепить или работать на круге.
Главное наставники, правильно?
Макс: Главное — наставники и желание. И быть готовым к тому, что сам процесс непростой.
Лиза: Все может пойти не так на любом этапе.
Существует версия, что керамика — один из первых рукотворных объектов. Какие технологии были внедрены недавно по историческим меркам?
Лиза: Не так давно появилась такая вещь, как 3D-принтер для керамики. Сейчас становится популярно, что у тебя работа сделана не вручную, а именно таким способом.
Это убивает искусство?
Лиза: Это новая технология, к которой все равно будешь приспосабливаться. Когда-то люди лепили только вручную, затем появился гончарный круг и для людей это было что-то новое и непонятное. Здесь точно так же — просто все меняется.
Макс: Про керамику сложно говорить «убивает искусство». Можно зайти в магазин и купить керамическую кружку за 500 драм. Убивает ли искусство массовое производство?
Какие этапы нужно пройти, чтобы получить готовое изделие?
Лиза: Первый этап — подготовка глины к работе, нужно сделать однородную консистенцию. Затем лепишь или крутишь на круге, глина высыхает. На этом этапе ее можно сломать рукой. Нужно убрать все неровности и расписать.
Дальше идет первый обжиг на низкой температуре — 1000-1050 градусов. Это делается для того, чтобы глина не до конца спеклась и мы могли ее покрыть глазурью. Затем идем на второй обжиг. Теперь можно использовать изделие по назначению. Задекорировать, например, покрыть золотом и отправить на третий обжиг при температуре 600-800 градусов.
Макс: Готовое изделие можно забрать через 2-3 недели, когда оно полностью высохнет и затвердеет. Для тех, кто в Ереване проездом, мы отправляем транспортной компанией.
Что касается самой глины и инструментов. Вы все предоставляете?
Макс: Да, мы выдадим все инструменты и материалы, а мастер будет помогать.
А со своей глиной можно прийти? Накопал и к вам пришел или так это не работает?
Макс: Можно, но у нас обжигать не будем.
Лиза: Ты можешь накопать глину и прийти с ней. Но если точно не знаешь, какая у нее температура обжига, это чревато тем, что может испортиться печка.
Макс: Производители добывают глину в определенных местах и затем ее очищают, добавляют разные примеси. Она практически идеально однородная и высокого качества.
Есть коллеги в Тбилиси, у них имеется одна глина, которую никто не берет, потому что в ней попадаются ветки, камушки. Иногда крутишь, и в какой-то момент тебе прилетает камень в ладони. Опасно.
Вы работаете со всеми возрастами или только со взрослыми?
Макс: Для детей тоже проводим занятия. У нас в прошлом году был детский курс по Гарри Поттеру для девочек до 10-ти лет. Они слепили много всего, начиная от чашек и тарелок до волшебной палочки, подсвечника и шляпы. Вместе с детьми у нас ходят некоторые постоянные клиенты.
Какая длительность мастер-класса?
Макс: Мастер-класс длится 2-2,5 часа — неважно, групповой или индивидуальный. Кто-то никогда не брал в руки глину, но, например, часто делал пирожки, справился за час и сам в шоке. А кому-то нужно больше времени.
Также это зависит от того, что именно делать. Если ты хочешь подсвечник в виде домика, это работа из отдельного пласта глины и затем нужно вырезать все элементы. Процесс может занять гораздо больше времени.
Стоимость одинаковая?
Макс: Стоимость разная. У нас есть групповые мастер-классы по 12 тысяч драм за человека — обычно мы их проводим по выходным. Индивидуальные стоят по 5 тысяч драм за человека в час.
Лиза: Индивидуальные можно посетить как одному, так и всей семьей или с друзьями.
Поговорим об именно вашей готовой продукции. Где можно приобрести, только у вас или вы участвуете в маркетах?
Макс: Периодически участвуем на маркетах KET и KAP, в Common Ground.
Сейчас мы обычно выставляемся нашим шоу-румом, то есть продаем продукцию мастеров из нашей студии. На последнем маркете было представлено около пяти брендов.
Не думали проводить мастер-классы на маркетах?
Лиза: Я знаю, что некоторые студии здесь проводят мастер-классы на маркетах. Сложность в том, что нужно привезти туда все материалы, а потом увезти сделанное. Если будет много людей, то, соответственно, много работ. Они еще не высохнут и могут просто сложиться при транспортировке.
Макс: Мы заточены на качество, поэтому из всех сделанных на занятиях изделий, браком пошли буквально единицы.
Лиза: К сожалению, в керамике есть элемент непредсказуемости. Например, отключили электричество, и у тебя отказала печь. Ты никак не можешь на это повлиять.
Последний вопрос. У вас тусит очень много кошек, это буквально часть вашего контента в инстаграм. Сколько их всего и как зовут основных героев?
Макс: Сложно назвать количество. Постоянно приходят новые — старые куда-то пропадают, потом возвращаются. Около 20-ти кошек.
Лиза: У нас был опрос в инстаграме по поводу имен для трех котиков. Черепашка — очень частая гостья. Есть черная кошка по имени Беззубик и пятнистая Ириска.
Друзья, приходите осваивать керамику, пить чай с печеньками и гладить кошечек.
Фото: архив LAM ceramics
Читайте также:
• Бросил службу в полиции и ушел в современное искусство. Егор Кириллов — фотограф и сооснователь творческого пространства «60:73»
• «Это не только место на карте, но и комьюнити» — новая творческая площадка «ДОМ» в Ереване
• «Когда человек приходит с идеями, ему надо помочь их выразить». Very Shat Lav — урок рисования в арт-школе Гюмри
• «Арт-Квартал»: рай для творцов в интерьерах XIX века. Как сквот художников в центре Еревана стал центром притяжения современного искусства
• «Абастан»: убежище в объятиях гор. Как заброшенная фабрика на севере Армении стала домом для художников
• «Специально отстраняемся от классических лекций». Проект Kultura Brunch — об искусстве в непринужденной атмосфере