Инструментальный психоделик-дуэт Sootrah образовался менее года назад, но уже успел громко ворваться на ереванскую андеграунд-сцену. Совсем недавно у группы вышло два сингла, которые в скором времени войдут в полноценный альбом, а также несколько лайв-видео из клуба MUHA.
Очень плотный саунд гитары и ударных на стыке стонера, шугейза и нойз-рока не требует ничего лишнего — если захотите услышать бас-гитару, то вам придется прихватить ее с собой на концерт. Кстати, ближайшее выступление запланировано на 20 января в клубе Tonelab совместно с группой Davachanner.
В рамках рубрики «Прослушка» мы поговорили с гитаристом проекта Рубеном и барабанщиком Андреем о меланхолии в музыке, влиянии Тиграна Амасяна на творчество, развитии армянской независимой сцены и о том, что будет, если их треки прозвучат из белой «Нивы».
Как вы познакомились и как образовался ваш психоделический дуэт?
Рубен: Андрей как-то пришел в TUF на концерт группы Lucidvox — я тогда там работал. Но штука в том, что он перепутал даты — выступление было за день до этого. Андрей поинтересовался, где же весь народ, пришлось его расстроить — он сел за бар и весь вечер грустно пил негрони. Мы познакомились, и так я узнал, что он барабанщик. Пару репетиций мы с ним сыграли в другом моем проекте 48hrs, но потом Андрей понял, что панк-рок это немного не его тема.
В апреле 2023-го, также в TUF, проходил фестиваль, где играли пауэр-дуо-группы. Среди них были как раз Lucidvox, Jesss, Svoloch’ и много других классных команд. Мы пришли, подразъебались, и после гига я говорю, что нам надо играть такую же музыку! У меня уже был материал, который хотелось довести до ума. Андрей ответил положительно, прошло три недели, к нему доехали тарелки, и мы приступили к репетициям.
Андрей, расскажи, где ты играл до этого и как оказался в Ереване?
Андрей: Я работал в одной компании, которая в 2022-м позвала меня переехать в Ереван. Не то чтобы сильно хотел уезжать из России, но согласился, потому что увидел хорошую возможность. И вот я здесь уже довольно долгое время.
Когда жил в Москве, то ни с кем не играл. А до этого, в Томске, был участником группы под названием «Немой». Мы играли инструментальный джаз, фьюжн, пост-рок. Но в основном я занимался на барабанах в свое удовольствие, потому что мне нравится сам процесс.
В ноябре 2023-го у вас была заявлена презентация альбома. Собственно, хочется узнать, где он?
Андрей: Хороший вопрос. У нас случился небольшой казус со сведением и мастерингом нашего альбома.
Рубен: Андрей нашел другого звукорежиссера. Сейчас мы уже свели пять из шести треков.
И выпустили сейчас два.
Рубен: Да, выпустили пока два — Torch Funk и Hotel. Также вышел live из MUHA.
Вы принципиально играете только инструменталы?
Рубен: Не совсем. Во-первых, я не умею писать тексты, а во-вторых, для меня дуэт гитары и барабанов является вполне полноценном саундом. Это, наверное, два самых богатых по звучанию инструмента, если брать жанр около-рок. Бас, конечно, тоже круто, но концепт двух людей в группе мне очень сильно понравился.
Андрей: В Томске я играл инструменталы и понял, что мне очень нравится делать такую музыку, потому что это дает свободу формы, пространство для творчества.
Когда есть текст, ты сразу начинаешь от него отталкиваться, и появляется определенная структура, а здесь можно очень много экспериментировать. У нас есть три или четыре трека, в которых вообще нет четкой формы.
То есть у вас всегда больше импровизации?
Рубен: У нас есть основной рифф, и есть некоторые моменты, которые должны прозвучать в треке. Допустим, какой-то интересный бридж или паузы. Мы их обговариваем. Плюс того, что мы играем вдвоем, в том, что понимаем друг друга по взгляду — у нас хорошая сыгранность. Когда мы записывали альбом, был один трек без структуры, мы его записали в виде джема.
По стилю куда у вас больше уклон намечается?
Рубен: Изначально мы планировали делать стонер, но потом свернули в другую сторону. Я больше стал слушать шугейз и пост-рок.
Как раз следующий вопрос — какими группами вы вдохновлялись?
Рубен: Одни из самых влиятельных групп, которые имели отношение к нашей, это, естественно, Deftones — я их обожаю. У них барабанные партии очень разнообразные и интересные. Гитарные партии не менее интересные, но более простые. Они звучат достаточно полноценно, но при этом не сложно. Группа Slowdive вдохновляет своим звучанием — шумным, меланхоличным и атмосферным, Sigur Rós — эмбиентом, Tigran Hamasyan и Tool — своими прогрессивными ходами.
Тигран Амасян все-таки присутствует.
Рубен: Конечно. У нас есть композиция Komitas, которая была написана после того, как мы неоднократно переслушали трек Drip. Решили, что надо сделать нашу версию.
Андрей: Я очень люблю джаз, но из того, что потяжелее мне нравится Tool, Igorrr, Deftones, Russian Circles. Нас очень часто сравнивают с Russian Circles и говорят, что по звучанию мы похожи.
Ну, скажите, что вы Armenian Circles.
Андрей: Можно. Переименовываемся!
Рубен, вопрос к тебе, как к коренному жителю. Недавно я его задавал вашим коллегам — группе Rampant Beast. Как меняется андеграунд-сцена в Ереване?
Рубен: Растет, но не во всех направлениях. Например, метал очень быстро развивается — thrash, death, black, потому что очень много молодых ребят слушают подобную музыку. Я входил некоторое время в эту тусовку, но понял, что для меня этот стиль чересчур быстрый и агрессивный. Мне ближе меланхолия и тяжесть, но не сбивающая с ног, а скорее, которая давит в пол.
В этом направлении места вакантны, как я понимаю.
Рубен: Да, мы единственная на данный момент группа в Армении, которая делает подобную музыку. То есть, нечто с уклоном в тяжелый психодел с меланхолией.
А ты помнишь свой первый концерт, который посетил?
Рубен: Выступление армянской кавер-группы Art Phoenix. Я тогда только-только знакомился с роком. Это был Stop Club — тогда самая активная сцена для рока в Армении, и там примерно раз в неделю играла эта группа. Почти одни и те же песни — Motorhead, Metallica, KISS, AC-DС и так далее.
Какой это год?
Рубен: Это 2018-й.
А свой собственный дебют?
Рубен: Мой первый концерт был с группой Bipolars, это 2021-й год. Я тогда играл на басу — просто чудесные ощущения, когда ты играешь первый трек с дрожащими руками и ногами, а потом уже входишь в драйв и играешь дальше.
Возвращаясь к теме андеграунд-сцены Еревана, чего не хватает на данный момент?
Рубен: Не хватает больше постовой тематики — пост-рок, пост-метал, пост-панк. Были подобные проекты, например, группа The Deenjes — офигенный пост-панк, дрим-поп. К сожалению, они давно не играют. В Армении не хватает этого, уже очень долгое время, и надо что-то с этим делать. Я, как человек, который любит и слушает подобную музыку, хочу сделать вклад в армянскую сцену.
Поговорим, если это не секрет, об основной работе.
Рубен: У меня все просто — я работаю на баре. Недавно ушел из Spot bar, сейчас ищу работу. Еще стою на смене и делаю вкусные настойки в Gargoyle.
Андрей: Я сейчас думаю попробовать себя в саунд-дизайне — поучиться, помастерить. У меня есть коллектив ребят из Томска, которые делают звук под ключ, саундтреки к фильмам, хочу к ним немного пристать с этой темой.
Если бы люди на работе слушали вашу музыку, какая это профессия была?
Рубен: Возможно, это были бы суровые дальнобойщики *смеется*
Если бы вы услышали ваши треки из белой «Нивы», какова была ваша реакция?
Рубен: Я бы, мягко сказать, охуел. Почувствовал бы гордость. Нет слов, одни маты. Такая реакция у меня была бы, например.
Андрей: То же самое.
Ваши планы на 2024-й год, помимо того, что сейчас вышли два трека?
Рубен: Эти два трека войдут в полноценный альбом, который мы как раз планируем выпустить в этом году.
Будете ли предлагать сотрудничество каким-нибудь лейблам?
Рубен: Мы общались с чуваками из разных лейблов. В принципе, они ничего нового не предлагают. Будто мы ничего не потеряем и ничего не получим. Поэтому лучше делать самому.
Человек впервые оказался в Ереване. Три места, которые ему нужно обязательно посетить.
Рубен: Монумент (прим. ред. — «Мать-Армения»), чтобы сначала посмотреть на весь город сверху. Потом, классно выпить можно в Beatles Pub. Если более в тусовочную и алкогольную тему, это «13:20». А ночью можно поехать на Сараландж. Там серпантины, и в это время очень красивый вид на город.
Андрей: Детская железная дорога — моя любимая локация в Ереване. Если выпить, то рекомендую Banderegо. И третье, это концерт группы Sootrah.
Фото: Николай Ступак, архив группы Sootrah
Читайте также:
• «Мы не подстраиваемся под мейнстрим». Группа «Красные Зори» — петербургские «колдуньи» в предгорьях Южного Кавказа
• Black/Thrash/Speed. Группа Rampant Beast — представители новой школы армянского метала
• Барабанщик Василий Кузякин о своем творческом пути, записи EP «Комсомольску» и концерте в колонии строгого режима
• «Пусть угаснут все конфликты, а мы станем добрее друг к другу» — пост-панк группа «Черная Речка» впервые выступила в Армении
• «Я ползала и читала рэп». Александра Кутман — группа KUTMAN, ex-The Jack Wood, ex-Pussy Riot
• «Луна сменяет солнце, восток меняет запад». Пророчества в мире индастриала: дуэт Marzahn из Берлина впервые выступил в Ереване
• Поддержка от солиста System of a Down и подарок от гитариста Queen. Nemra — творческий путь армянской рок-группы с нотами национальных мотивов
• «От фанка и джаза до рока и метала» — группа Tabule
• «Мы не думаем, что спасем мир» — нойз-рок группа «Davachanner»
• «Верим, что создаем сильную в духовном смысле музыку» — группа VANAKAN
• «Если бы музыка была вне политики, я бы вообще не стал этим заниматься» — общественный деятель и рэпер Давид NAY374 Агаджанян
• Группа «Спасибо» о прошедшем туре, дуэте Jesss, планах на будущее и собаках
• «С 15 лет постоянно был на гастролях, играл во множестве групп» — трубач Олег Ларионов о музыке, кинопоказах и грибах
• Участник Flat, LSD и автор музыкального подкаста Арег Арагил: прошлое, настоящее и будущее ереванской андеграунд-сцены
• Барабанщик Anacondaz и Noize MC Евгений Стадниченко о гастролях, алкоголе и запрете на въезд в Россию
• «Музыка для нас образ жизни» — армянская регги-ска группа Puzzlny